Террористы не оставят попыток вернуть частично утерянные позиции в «зоне деэскалации»
31 мая Президент России Владимир Путин провёл очередное заседание Совета Безопасности, в ходе которого обсуждалась, в частности, ситуация в Сирийской Арабской Республике:
«Участники совещания говорили о ситуации в Идлибе. В частности, была выражена обеспокоенность в связи с продолжающимися вылазками и обстрелами со стороны боевиков-террористов»,
– сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Днём ранее состоялся очередной (разумеется, далеко не последний – «лидеры двух стран условились о дальнейших контактах») телефонный разговор президентов России и Турции, в ходе которого было «продолжено обсуждение ситуации в Сирии». Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган отметили важность наращивания совместной работы по Идлибу, включая принятие мер по нейтрализации террористических группировок. Весьма примечателен и комментарии канцелярии турецкого лидера:
«…Наш президент заявил о необходимости предотвратить еще большее число жертв среди мирного населения в результате ударов, наносимых режимом на юге Идлиба. В ходе переговоров президент сообщил о необходимости избежать образования новой волны беженцев, которая может хлынуть к нашим границам. Он также предложил добиться установления режима прекращения огня и вновь сфокусироваться на политическом урегулировании конфликта. Эрдоган отметил, что двусторонние отношения между Турцией и Россией позитивно развиваются. Он сообщил о возможности встретиться на полях саммита G20 в Японии, чтобы обсудить результаты работы».
31 мая по инициативе турецкой стороны состоялся телефонных разговор начальников Генеральных Штабов двух стран Валерия Герасимова и Яшара Гюлера. По сообщению пресс-службы Минобороны России, обсуждались «меры по прекращению огня в Идлибе. Кроме того, стороны обменялись мнениями по обеспечению стабильности в регионе».
Ранее стало известно о возможном формировании американо-турецкой рабочей группы для решения разногласий, возникших в связи с возможным приобретением Анкарой российских зенитно-ракетных комплексов «С-400», что может свидетельствовать о двойной игре турецких партнёров.
Недавний временный успех террористов у Кафр-Набуда не означает их отказа от дальнейших попыток, при поддержке Запада и Турции, «показать зубы» не только в Идлибе и в северной части провинции Хама, но и в других районах страны. Намереваясь хотя бы временно консолидировать усилия разномастных банд, перехватить инициативу и доказать таким образом внешним спонсорам свою боеспособность и способность вести наступательные операции, боевики даже в Идлибе собрали специальную сходку с участием небезызвестного аль-Джулани. В настоящее время, по информации Федерального Агентства Новостей, их силы скапливаются в районе поселения Сахрия примерно в 8 километрах северо-западнее Кафр-Набуды. Отряды террористов с «тачанками», «шахид-мобилями» и тяжёлой техникой замечены также близ поселений Аль-Хабит и Аль-Хаваш.
Напомним, ранее боевики получили значительную помощь из Турции, что полностью соответствует стратегической цели западных партнёров на затягивание вооружённого конфликта в Сирии (хотя у Анкары, несомненно, присутствует и собственная мотивация, в том числе – укрепление собственных позиций в рамках российско-ирано-турецкой «тройки» гарантов процесса политического урегулирования в Сирии). Согласно данным источников в социальных сетях, 30 мая с территории турецкого военного поста над равниной аль-Габ были сбиты два российских разведывательных беспилотника, следивших за перемещением террористов в районе населённых пунктов Кафр-Набуда и Калаат аль-Мадик. Ранее Анкара якобы потребовала от Москвы и Дамаска вернуть под контроль боевиков захваченные населённые пункты в провинциях Хама и Латакия, однако получила отказ.
Впоследствии появилась противоречивая информация о некоем обстреле артиллерией сирийской армии турецкого наблюдательного поста в западной части Хамы (по иным данным, речь идёт о провокации), что может быть использовано Анкарой в её экспансионистской политике на территории соседнего государства.
«…Стратегический интерес Турции состоит в создании буферной зоны вдоль своей границы с Сирией. Частью такой зоны и является сирийская провинция Идлиб, и турки ни при каких обстоятельствах никому не позволят уничтожить или изгнать дислоцированные там подразделения протурецких боевиков.
В сирийской провинции Латакия действует чисто турецкая ЧВК «Садат», которая остановила наступление горной иранской дивизии и приданной ей 4-й сирийской бригады в сторону турецкой границы. В провинцию Северная Хама переброшены части и подразделения Национальной армии Сирии, созданной Турцией на территории Идлиба и Алеппо. США на сегодняшний день поддерживают Турцию по сирийской проблематике… Турки, которые выступают в качестве ситуативных партнеров России, не стесняются… вооружать боевиков, воюющих против России и ее союзников, но и направлять своих наемников в зону боев протурецких прокси с подразделениями российских войск. Отчасти сложность ведения боевых действий в Сирии для российских военных заключается в отдаленности ТВД от российских границ и связано с ограниченными возможностями «сирийского экспресса», подвозящего боеприпасы и вооружение через турецкий пролив Босфор»,
– пишет военный эксперт Владимир Прохватилов, отмечающий и иные факторы, объективно затягивающие вооружённый конфликт в Сирии с участием множества геополитических игроков с взаимно пресекающимися интересами. В этой связи заметим, что возможная приостановка наземной фазы операции сирийской армии «Рассвет над Идлибом» вовсе не будет означать отсутствия ответа на провокационные действия располагающего серьёзной внешней поддержкой противника.
По информации Al Masdar News, 31 мая «джихадисты» провели на северо-западе провинции Хама новую безуспешную вылазку, нацелившись на район к северу от городка Калат аль-Мадык, пытаясь прорвать оборону сирийцев севернее Хувейза. Скорее всего, имела место «разведка боем», и в ближайшее время следует ожидать более массированных атак.
В последних числах мая силы ВВС Сирии и ВКС России работали по позициям боевиков в южной (Латамнинский выступ) и северо-восточной (провинция Алеппо) частях так называемой «зоны деэскалации». В частности, интенсивные удары наносились в районах Хан-Шейхун, Латамна, Кафр-Зита, Морек, селений Сирадж, Аль-Бара, Шейх Мустафа, Кафр Саджна, Аль-Накир, Кенсафра, в том числе – по пещерным укрытиям близ Кафр-Набуды. Взбудораженные записи записных адвокатов террористов в социальных сетях (включая стенания о подожжённых полях из-за использования сирийцами зажигательных шаров) свидетельствуют о незавидном положении террористов, несмотря на оказываемую им немалую поддержку. «…Владимир Путин намерен заставить так страдать мирное население, чтобы оппозиционные Асаду силы решили сложить оружие. Это серьезное военное преступление с откровенно злобной мотивацией… Трамп должен выступить с предупреждением: если Россия немедленно не прекратит разрушать объекты гражданской инфраструктуры, Соединенные Штаты призовут Европейский союз к тому, чтобы он согласился ввести новые санкции в отношении наиболее ценного российского экспортера – её энергетического комплекса. Это заставит Путина изменить свой курс в Сирии, а в противном случае он столкнется с новым серьезным ударом по своей экономике... Мы должны призвать русских прекратить их действия или наказать их, если они игнорируют наше требование», – истерит, к примеру, одиозный Том Роган, призывавший подорвать Керченский мост.
Учитывая непростой, мягко говоря, характер американо-российского диалога, вряд ли подобного рода «инициативы» будут способствовать доверительному обсуждению вопросов региональной безопасности. Исключать очередного акта вмешательства Вашингтона в сирийский конфликт на стороне запрещённой в России террористической группировки «Хейят Тахрир аш-Шам» и иже с нею никак нельзя (1). Пока же, 29 мая пресс-служба Белого Дома сообщила о предстоящей в июне в Иерусалиме встрече советников по национальной безопасности США и Израиля Джона Болтона и Мерира Бен-Шаббата и секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уверен, что таким образом реализуются его предложения Д. Трампу и В. Путину «сформировать американо-российско-израильскую трехстороннюю комиссию, которая встретится в Иерусалиме для обсуждения ситуации в сфере безопасности на Ближнем Востоке, и оба согласились. Это беспрецедентно». О предстоящей встрече в Иерусалиме стало известно за несколько минут до того, как израильский парламент (Кнессет) проголосовал за самороспуск после того, Б. Нетаньяху так и не смог сформировать правящую коалицию. Формальный повод – неспособность правых партий договориться между собой по давнему вопросу о целесообразности призыва на воинскую службу учащихся ортодоксальных учебных заведений; новые выборы назначены на 17 сентября. Впервые в истории еврейского государства повторные выборы будут проходить повторно, и для нынешнего главы правительства, вынужденного начинать всё сначала, они могут стать серьёзным испытанием.
Интересно и другое временное совпадение: накануне сообщения о предстоящей встрече в Иерусалиме в Израиль прибыли творцы проекта небезызвестной «сделки века» по Ближнему Востоку – Джаред Кушнер, Ави Берковиц, американский спецпосланник по Ирану Брайан Хук, посланник президента США на Ближнем Востоке Джейсон Гринблатт. Вообще, в преддверии запланированной на вторую половину июня сомнительной конференции по экономической реконструкции Ближнего Востока регион охватила настоящая дипломатическая лихорадка. Впрочем, высказывается небезосновательное мнение, что она может окончиться пшиком, а «большая сделка» (от которой дистанцировались Россия, Китай, Европейский Союз, ООН и даже Иордания) так и не будет представлена, с учётом не только внеочередной израильской, но и начинающейся американской выборной гонки 2020 года.
Как предполагают наблюдатели, в центре внимания Н. Патрушева, Дж. Болтона и М. Бен-Шаббата будет, прежде всего, иранское военное присутствие в Сирии, вызывающее категорическое неприятие со стороны Вашингтона и Западного Иерусалима. По словам пресс-секретаря Н. Патрушева Е. Аношина, «как российско-израильский, так и российско-американский диалог по вопросам безопасности не прекращался. Экспертные консультации в двустороннем формате на уровне аппаратов Советов безопасности России, США, Израиля проходят регулярно – несколько раз в год». Секретари Советов безопасности трёх стран встречаются лично либо беседуют по телефону. Что же касается многосторонних переговоров на уровне Советов Безопасности, то Москва открыта и для многостороннего диалога, подтверждением чему является ежегодная международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Она состоится в Уфе 18-20 июня 2019 года.
В заключение отметим очередную атаку израильской авиацией двух артиллерийских и зенитно-ракетной батареи в сирийской армии в Кунейтре в ответ на 2 ракеты, выпущенные в направлении горы Хермон аннексированных Голанских высот. По сообщению SANA, силами противовоздушной обороны страны было перехвачено несколько ракет к югу от Дамаска, однако трое военнослужащих погибло, семеро ранено (реакция симпатизирующих боевикам аккаунтов в социальных сетей также весьма показательна). На юге страны постоянно вскрываются новые схроны террористов, что свидетельствует о возможном новом обострении, способном создать очередные поводы для внешнего вмешательства в этой части страны.
Примечание
(1) В недавнем интервью эксперт по разведке и внешней политике США автор книги «La guerre de l'ombre en Syrie» («Тайная война в Сирии», опубликована на французском языке издательством Éditions Erick Bonnier) Максим Шэ (Maxime Chaix) раскрывает некоторые новые детали многолетней поддержки западными спецслужбами сил международного терроризма в Сирии.