Прислушается ли Джо Байден к советам «арктических» прагматиков и реалистов?
21 декабря, в ходе расширенного заседания Коллегии Министерства обороны РФ с участием Президента Владимира Путина, глава военного ведомства Сергей Шойгу объявил о завершении строительства и обустройства базы «Арктический трилистник» на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. По словам министра, возведено 334 здания и сооружения, взлетно-посадочная полоса на аэродроме Нагурская увеличена до 3,5 километров. Кроме того, в районе Тикси сданы объекты второй очереди военного городка для 300 военнослужащих соединения противовоздушной обороны. Напомним, строительство базы на самой северной оконечности арктических владений России началось в 2007 году (1), а первое соединение ПВО развёрнуто 7 лет спустя, на фоне государственного переворота на Украине и обострения враждебной риторики и соответствующих практических действий Запада после воссоединения с Россией Крыма и Севастополя.
«Считать Северный флот межвидовым стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации, выполняющим задачи военного округа»,
– говорится в Указе Президента РФ от 21 декабря, подписанном по итогам заседания.
Согласно новому военно-административному делению, Северный флот охватывает Республику Коми, Архангельскую и Мурманскую области и Ненецкий автономный округ.
«На фоне растущей важности северного направления Северный флот уже возглавляет Арктическое региональное командование, ему подчиняются дислоцированные в Арктике части Сухопутных войск, ВКС, включая стратегическую дальнюю авиацию. В этой связи верховный главнокомандующий и решил наделить Северный флот статусом военного округа»,
– поясняет военный эксперт, доктор военных наук Константин Сивков. А в середине декабря российским СМИ стало известно о принятом принципиальном решении вооружить морскую авиацию Северного флота перспективной разработкой нового поколения – гиперзвуковым комплексом «Кинжал».
Восстановление де-факто утраченного в 1990-е годы оборонного потенциала в Арктике обусловлено экспансией Запада сразу по нескольким направлениям. Специализированное издание Defense News напоминает о предпринятых в последние годы нескольких крупных «экспедициях» НАТО в район Баренцева моря, а также о масштабных учениях на Крайнем Севере. Автор материала рекомендует вступающей в права администрации Дж. Байдена «более пристально изучить» традиционные клише относительно «соперничества крупных держав» в различных регионах мира, не исключая Арктику.
Следуя тенденциям мирового энергетического рынка, Россия построила заводы по сжижению газа на Сахалине и на полуострове Ямал, а также флот СПГ-танкеров ледокольного типа для доставки топлива потребителям в Восточной Азии. Дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин», в церемонии ввода которого в действие принял участие Президент России Владимир Путин, считается наиболее мощным неатомным ледоколом в мире. А двумя неделями ранее, 21 октября, в Мурманске после серии испытаний вошёл в строй ещё более крупный и мощный ледокол – «Арктика» (проект 22220).
«Развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути, усилит интерес международного бизнеса к транзитному коридору между Европой и Азией и, конечно, обеспечит первенство России в Арктике, стратегически важном для нас регионе»,
— подчеркнул глава правительства РФ Михаил Мишустин. И уже в следующем месяце ледокол «Арктика» достиг Северного полюса, преодолев на своём пути ледяной покров, толщиной на отдельных участках до трёх метров. Перечисляя корабли ледового флота России, наиболее крупного в мире (стоимость каждого из них превышает 1 млрд. долл.), профессор Лайл Голдстайн делает вывод о стремлении Кремля эффективно контролировать полярную «крышу мира» и прилегающей к ней Северный Морской путь, вполне способный стать круглогодичным судоходным маршрутом. Для этого, в частности, на Дальнем Востоке закладываются основы строительства ещё более мощных ледоколов, способных прорезать лёд толщиной уже до 4 метров (проект 10510 «Лидер»). На очереди – новые плавучие АЭС, способные обеспечивать энергией нуждающиеся в ней экономические и инфраструктурные объекты. Значительный вклад в экономическую привлекательность СМП вносит и китайский проект «Полярный Шёлковый путь», пролегающий через газовое месторождение на Ямале, способный существенно сократить и обезопасить маршрут движения товаров из Поднебесной в Европу (2). Что же касается военного компонента российского присутствия в Арктике, то береговая линия протяжённостью 24 тысячи километров, безусловно, нуждается в защите.
«Кремль вряд ли можно обвинять в «агрессии», поскольку его скромные развёртывания сил происходили исключительно на собственных территориях России. Более того, можно с полным на то основанием сказать, что эти развёртывания необходимы для обеспечения безопасности кораблей, идущих по Северному морскому пути, и для реагирования на те или иные экологические чрезвычайные ситуации»,
– согласимся, редкое и нетипичное (и этим примечательное) суждение западного автора, отмечающего надуманность утверждений об «опасности мировой торговле», создаваемой-де законными требованиями Москвы иностранным судам заранее уведомлять об их маршрутах и навигационных планах. Авторы большинства экспертных публикаций на арктическую тематику предпочитают комментировать российскую активность в регионе пропагандистскими клише – «угроза», «агрессия», «захват» и т.д. Между тем, Россия осваивает и защищает собственную территорию точно так же, эта делает любое другое государство. Небезынтересен и совет Голдстайна Джо Байдену «провести переоценку отношений с Россией в обстановке, свободной от межпартийной ненависти», рассматривая «всю картину целиком», не уделяя внимания глупостям пропаганды. Автор статьи в Defense News исходит из необходимости разработки новой программы сотрудничества в Арктике, призванной продвинуть общее развитие без ущерба окружающей среде.
Нам, однако, представляется более реальной не столь оптимистическая перспектива, а именно – распространение на арктическое направление так называемой «евроатлантической солидарности», в соответствии с недавно принятой арктической стратегией ВВС. Как предшествующая деятельность «сонного Джо» на ниве «высокой дипломатии», так и образ мышления его будущей внешнеполитической команды свидетельствуют о том, что делаться это будет, в первую очередь, на антироссийской основе. В этой связи, не стоит забывать, что наиболее короткое подлётное время баллистических ракет до российской территории – через Северный Полярный круг. «Фланги» – усиленно милитаризуемые Аляска, где развертывается мощная наступательная группировка и «базы подскока», Гренландия, Норвегия и отчасти приарктические районы Канады.
Недавно вице-премьер Юрий Трутнев предложил провести заседание комиссии по развитию Арктике весной 2021 года на Шпицбергене, где Россия ведёт хозяйственную деятельность. Между тем, как пишет Интернет-газета «Взгляд», в экспертной среде высказываются опасения относительно возможных попыток Осло пересмотреть демилитаризованный статус этого принадлежащего Норвегии архипелага, расположенного к западу от Земли Франца-Иосифа. Не осталось без внимания и недавнее решение Верховного Суда скандинавской страны, отринувшего опасения экологов и подтвердившего законность действий компаний Equinor ASA, Aker BP ASA и Lundin Petroleum AB по бурению скважин в Баренцевом море. Защитники природы оспаривали с десяток лицензий, выданных здесь на разведку, три из которых – в приграничной с территориальными водами России акватории. И, несмотря на отсутствие каких-либо коммерчески значимых открытий, совершенно очевидно, что процесс геологоразведки в ледовых широтах содержит не только сугубо экономическую составляющую, но также и немаловажное геополитическое измерение. В недавней публикации известный норвежский журналист Арне Хольм прямо обвинил Вашингтон в склонении «страны фьордов и викингов» к более агрессивной политике в сфере обороны и безопасности, призванной в конечном итоге спровоцировать Москву на военный конфликт. Речь идёт, в частности, о строительстве радиолокационной станции, о модернизации портов и аэродромов – неотъемлемой части военной логистики, особенно в суровых северных широтах. В сентябре 2020 года, впервые за долгое время норвежский фрегат поучаствовал в учениях НАТО в Баренцевом море с официальной легендой «демонстрация приверженности свободе навигации в регионе». Отказ, с подачи заокеанского «старшего брата», от традиционной для Норвегии политики мирного сосуществования, ставит перед страной серьёзные вызовы.
Впрочем, «мелочи» вроде судьбы Норвегии или других небольших государств едва ли заботят тех, кто всерьёз нацелился на передел арктической «природной кладовой», значительная часть которой принадлежит России. Согласно некоторым источникам, на ледовые широты, причём по большей части на российскую часть арктического шельфа, приходится до трети неразведанных мировых запасов газа и 13 процентов запасов нефти, по большей части – в российской Арктике. Следовательно, модернизация ледокольного флота гражданского и коммерческого назначения будет поддерживаться военной силой во всех средах и там, где это будет сочтено необходимым. Помимо Северного Ледовитого, в сферу ответственности кораблей Северного флота включен также Атлантический океан. Вышеупомянутый комплекс «Кинжал», который может поступить на вооружение СФ в ближайшие годы, способен наносить удары по целям на дальности до 2 тысяч километров, обходя противоракетные и противовоздушные «заслоны» в странах Скандинавии, Прибалтики и где бы то ни было ещё.
Дмитрий Нефёдов
Заглавное фото: @AnatolyVlasov87
Примечания
(1) Именно тогда российский подводный аппарат «Мир-1» установил национальный флаг на дне Северного Ледовитого океана, спровоцировав шквал лицемерно-возмущённых комментариев на Западе.
(2)Немаловажно и то обстоятельство, что использование Севморпути уберёт уязвимости китайских экспортных маршрутов перед американским флотом в «Индо-Тихоокеанском регионе» и перед бесконечными «пиратами», имеющими обыкновение действовать во имя не только собственной выгоды…