Турция – Россия – Украина: холостые виражи дипломатии Ак-Сарая

Эрдоган пытается «продать» Западу идею своего посредничества между Москвой и Киевом

В конце октября, верный своему экспансивному внешнеполитическому стилю, президент Турции Реджеп Эрдоган разразился очередной экстравагантной идеей о готовности выступить в качестве посредника между Россией и Украиной. Подробнее идею своего шефа в интервью агентству Anadolu разъяснил его главный советник Ибрагим Калын: «У Турции хорошие отношения, как с Россией, так и с Украиной, и она выступает против любого витка напряжённости между этими странами. Мы готовы сделать все, что в наших силах, чтобы не допустить новой эскалации ситуации в регионе. Противостояние Украины и России не отвечает интересам всего региона, в том числе Турции». Оговариваясь, что идеальным способом решения имеющихся проблем непосредственно Москвой и Киевом, тем не менее, в случае, «если этого не произойдет, то Турция могла бы сыграть свою роль, внести конструктивный вклад в облегчении процесса, сделать так чтобы стороны встретились. Анкара может помочь сделать один шаг, благодаря позитивным отношениям, как с Москвой, так и с Киевом. Многие западные страны не имеют конструктивных связей с Россией, но Турция имеет. Анкара может взять на себя такую ответственность, если обе стороны отнесутся к этому положительно. Президент Турции может сделать конструктивный шаг и организовать диалог между Путиным и Зеленским, что поможет снизить напряженность».

«Турция выступает против процессов, которые могут привести к новой войне на Донбассе, – продолжил мастер игры на сазе. – Мы говорили об этом с самого начала. Все стороны несут ответственность за снижение напряженности. Есть шаги, которые должна предпринять Россия, есть вещи, которые нужно сделать Украине, а также НАТО и странам западного блока. Важно отказаться от взаимных провокаций и накала противостояния. Иначе пострадают все. Украина уже понесла серьезный ущерб от противостояния последних лет. На Донбассе погибли тысячи людей. Поэтому мы готовы поддержать все шаги по снижению этих конфликтов и напряженности. Если Турция сыграет роль проводника и инициатора этого процесса, наш президент будет рад взять на себя такую ответственность».

Едва ли в Москве восприняли идею команды Эрдогана с восторгом – слишком уж очевиден её прикладной характер, да и очевидное противоречие реальной политике Турции в регионе. Наряду с попыткой «продать» очередную дипломатическую инициативу разогревающему антироссийскую истерию Западу, речь идёт о качественно новой попытке утвердиться на постсоветском пространстве в роли едва ли не безальтернативного медиатора. Не исключено и то, что «украинский» рычаг давления на Москву Анкара собирается использовать в ходе бесконечных торгов по таким чувствительным для неё вопросам, как судьба террористов сирийского Идлиба и параметры прокладки «Зангезурского коридора», обеспечивающего Турции кратчайший сухопутный выход в Азербайджан и на Каспий. Среди иных мотивов политико-дипломатической активизации Турции на украинском направлении – стремление заполучить оставшиеся с советского времени военные технологии, а также перспективный рынок сбыта продукции турецкого ВПК (для чего, кстати, необходимо поддержание перманентного военного напряжения).

Разумеется, всё это в Москве прекрасно понимают, не испытывая по поводу гипотетических переговоров с клоуном Зеленским в каком бы то ни было виде ни малейших иллюзий. «Ни о какой посреднической роли Турции между Россией и Украиной по урегулированию внутриукраинского конфликта не может идти речи», так как Москва не является стороной украинского конфликта, напомнила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. А 3 декабря по инициативе Эрдогана президенты Турции и России провели телефонный разговор. По информации пресс-службы Кремля,

«…При обсуждении проблематики внутриукраинского кризиса отмечена важность полного и неукоснительного соблюдения минского Комплекса мер 2015 года и других договорённостей, в том числе в «нормандском формате».

Президент России обратил внимание на то, что Киев продолжает деструктивную линию, направленную на срыв Минских соглашений. Об этом свидетельствует провокационная активность вооружённых сил Украины в зоне конфликта, включая применение ударных беспилотных аппаратов «Байрактар». Подчёркнута необходимость того, чтобы Киев отказался от любых попыток силового воздействия на Донбасс».

В этой связи, совершенно очевидно, что конкретные дела турецких партнёров радикально расходятся с их реальными делами. Последовательно пропагандируя позицию Киева по Крыму, они деятельно поддерживают членство Украины в НАТО, что обозначено российской стороной в качестве одной из «красных линий». А по утверждению агентства Bloomberg, сославшегося на неназванные источники в турецком правительстве и авиастроительной компании Baykar Makina,Киев и Анкара готовят сделку о продаже Украине, как минимум, 24 новых ударных беспилотников Bayraktar. Кроме того, по данным информаторов американского издания, ранее Турция продала Украине значительно больше ударных беспилотников, чем известно официально. Если не забывать о том, что ещё в сентябре главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный поделился планами приобретения четырёх комплексов Bayraktar TB2 (по шесть машин каждый), то данная утечка (появившаяся через несколько часов после вышеупомянутого телефонного разговора) видится вполне правдоподобной. Вместе с имеющимися двумя комплексами у Киева будут стоять на вооружении 36 турецких БПЛА.

Напомним, 26 октября украинские вооружённые силы в нарушение «Минских соглашений» применили приобретённый у Турции беспилотный летательный аппарат, попытавшись уничтожить артиллерийскую батарею ополчения на юге Донбасса. Пытаясь отрицать причастность Анкары к инциденту, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу потребовал от Киева прекратить называть проданные беспилотники турецкими, поскольку после продажи они, дескать, переходят в собственность Украины. Восточное лукавство такой аргументации очевидно, ибо соответствующие контракты априори имеют долгосрочный и комплексный характер, включая подготовку специалистов, техническое сопровождение, поставку запчастей и т.д. Продажа ударного вооружения стране, не прекращающей агрессивных действий на части собственной же (согласно риторике официального Киева) территории, однозначно переводит Турцию в статус опосредованных участников вооружённого конфликта. По информации Telegram-канала «Военный обозреватель», в 2022 году Украина может закупить модернизированные ударные беспилотники Bayraktar TB2S, оснащённые системой спутниковой связи SATCOM и новой оптико-электронный системой CATS и РЛС MIlSAR от турецкой компании ASELSAN, что позволит им работать в условиях ограниченной видимости, включая туман (характерный отнюдь не только для Карабаха). Обновлённая ОЭС сможет фиксировать низкоскоростные малоразмерные и быстродвижущиеся цели в любую погоду. Использование систем спутниковой связи позволит управлять БПЛА фактически глобально, а усиленные ракеты MAM-L и новая силовая установка повысят и без того высокие характеристики аппарата. Наконец, украинский посол в Турции Василий Боднар опубликовал фото макета высотного ударного БПЛА AKINCI турецкого производства с эмблемами ВСУ – по его словам, «скоро это может стать реальностью». Как сообщил дипломат в эфире Radio NV, юридическое лицо для начала строительства завода Baykar в Украине зарегистрировано, а земельный участок – приобретён. Центр обслуживания и модернизации беспилотных летательных аппаратов будет построен на территории Минобороны Украины недалеко от города Васильков.

…Какой уж тут «мост дружбы»? Скорее – прямо противоположное. Как отмечает Telegram-канал «Турция-это», если принять за основной критерий посредничества незаинтересованность выступать на чьей-либо стороне, то в современных условиях эта страна – «кто угодно, но только не посредник».

Дмитрий Нефёдов