Армен Григорян: сделают ли «серого кардинала» Пашиняна гауляйтером Армении?

Западные кураторы продвигают своего агента на армянский Олимп

Жюльверновского капитана Гаттераса всё время отклоняло на север. Бывшего же координатора избирательных программ соросовской организации Transparency International и действующего же секретаря Совета Безопасности Армении Армена Григоряна неудержимо кренит на Запад, что, конечно же, не удивительно. Ведь на севере, в Российской Федерации партнёров для доверительного общения у него уже давно нет. Не секрет, что его назначение на должность главы Совбеза изначально вызвало законную обеспокоенность у подлинных патриотов Армении, так как оно никак не вписывалось в логику развития российско-армянских союзнических отношений.

На днях наш герой, роль которого в формировании внешнеполитического курса современной Армении переоценить сложно, совершил очередной, но вполне концептуальный вояж в Брюссель, где, не медля ни секунды, провёл рабочий обед со специальным представителем генерального секретаря НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Хавьером Коломиной.

Ответ на вопрос, «за чей счёт этот банкет», очевиден. Сообщается, что собеседники обсуждали важнейшие с точки зрения национальной безопасности Армении вопросы. Вернее сказать, говорил-то (докладывал?) в основном Григорян, в то время как специальный натовский надзиратель за Кавказом слушал, мотал на западный ус, должно быть, предлагая возможные варианты действий. Как пишут армянские СМИ, Григорян «представил» Коломине «ситуацию с безопасностью вокруг Армении и Нагорного Карабаха, а также обсудил последствия незаконного блокирования Азербайджаном Лачинского коридора».

Ситуация-то на самом деле проста как три копейки. Баку сначала под видом «экономического протеста» заблокировал, а потом поставил на дороге между Горисом и Степанакертом (в Азербайджане называют этого город Ханкенди, впрочем, как с некоторых пор дают все топонимы уже на территории собственно Армении исключительно в тюркской огласовке, что само по себе сигнал немаловажный) свой контрольно-пропускной пункт только потому, что в состоянии это сделать. Ну а как могут в Ереване этому возразить, если Никол Пашинян неоднократно заявлял о признании территориальной целостности Армении и Азербайджана в границах бывших союзных республик (которые, правда, ещё только предстоит определить на местности, но это отдельная история)?

Конечно, можно до бесконечности жаловаться дорогим партнёрам, выговаривая русским за их «несоюзническое» поведение, однако наивно надеяться, что добрый западный «дядя» бросится решать за вас ваши проблемы. Помнится, один из бывших президентов Армении небезосновательно назвал исход осенней 44-дневной войны «заранее запланированным поражением», отдельные аспекты которого (отнюдь не только сугубо военные) активно обсуждаются местной прессой и экспертным сообществом. Более того, имеются основания полагать, что правительство пришедших к власти пять лет назад на волне уличных демонстраций «бархатных революционеров» имело совершенно конкретные инструкции от западных кураторов, планировавших именно такой или даже более жёсткий для армянской стороны исход с захватом Степанакерта и других районов, охраняемых российскими миротворцами.

Принятое в экстраординарных условиях трёхстороннее заявление от 10 ноября 2020 года позволило прекратить активные боевые действия, а Нагорному Карабаху – избежать окончательного краха. Выполнение его отдельных пунктов наталкивается на противоречивые интерпретации, но не обращая на это особого внимания, в Азербайджане пытаются диктовать условия в качестве победителей, отыгрываясь за поражения, понесённые в начале 1990-х годов. В свою очередь, США, Великобритания и другие западные страны ищут пути нивелирования любых договорённостей, достигнутых при участии России. Отсюда – многочисленные раунды консультаций с Блинкеном, Шарлем Мишелем и прочими, не исключая несколько ушедший в последнее время в тень переговорный формат с участием Армена Григоряна и помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева, а также советника по национальной безопасности Белого Дома Джейка Салливана. Не приходится сомневаться в том, что именно Армен Валерьевич (к слову, уроженец Нагорного Карабаха и племянник бывшего министра обороны этой непризнанной республики) является деятельным участником лобби, нацеленного и на торпедирование Совместного заявления от 10 ноября 2020 года, и на выход Армении из ОДКБ, в чём он сам признался в недавнем интервью «Новой газете».

Одновременно азербайджанской стороне через Турцию, на разведку которой британцы из МИ-6 оказывают немалое влияние, вбрасывалась мысль о военном принуждении Армении к выполнению важных для Баку пунктов заявления. Конечно же, в первую очередь речь идёт о так называемом «Зангезурском коридоре», то есть о возобновлении сквозного сообщения между «материковым» Азербайджаном, Нахичеванской автономией с выходом на Турцию через территорию Сюникского марза (области) Армении. Ссылаясь на подписанный совместно с Владимиром Путиным документ, в Ереване кивают на отсутствие упоминания в нём Зангезура и «коридора». В Баку говорят, что это всё отговорки, Ильхам Алиев неоднократно говорил, что готов решить этот вопрос силой, не забывая о бывшем азербайджанском населении Армянской ССР, лоббистские группы которого в последнее время ясно активизировались в Европе и Турции.

Каков может быть исход очередного военного конфликта – предельно понятно: по результатам очередного военного поражения армянская сторона будет принуждена к ещё большим унижениям и территориальным потерям с перспективой де-факто окончательной утраты суверенитета. Но такой вариант возможен лишь при полном разрыве отношений с Россией, к чему, собственно говоря, и ведёт дело пламенный «соросёнок» Армен Григорян. Примерно месяц тому назад он возвестил о сближении с бледнолицыми заокеанскими братьями, особенно в экономической сфере, посетовав, что «сотрудничество Еревана и Вашингтона в военно-политическом смысле пока находится не на том этапе, чтобы его обсуждать». И вот на днях появилась (правда, пока не подтверждённая) вброшенная бывшим доставщиком еды, а ныне министром экономики Вааном Керобяном информация о возможном прекращении экспорта продукции Ереванского коньячного завода «Арарат» на российский рынок, обеспечивающий тому 85% продаж. Должно быть, единственный вариант для правительства Армении – если оно, конечно, собирается спасать экономику небольшой горной республики – выкупить завод у французов с включением его продукции в систему параллельного импорта. Иначе известное некогда на весь Союз предприятие ждёт неминуемое банкротство, а финансовая дыра в армянском бюджете станет ещё глубже…

Конечно, этого не будет – скорее наоборот, эфиры провластных каналов перенасыщены призывами ангажированных экспертов минимизировать любые связи с Россией – без этого, дескать добрый евро-американский дядя не придёт, и порядок не наведёт. В ход идут рассчитанные на неосведомлённого обывателя самые невероятные сказки и небылицы, порождающие в лучшем случае недоумение у любого мало-мальски образованного человека. Скажем ровно те же, кто выступает за размещение в Армении «правильной» американской военной базы вместо «неправильной» русской, выступают за развитие военных связей с Ираном, с которым у Армении до сих пор нет соглашения о военно-техническом сотрудничестве. И это – лишь один пример из множества подобных.

Отказавшись от размещения на границе с Азербайджаном мониторинговой миссии ОДКБ в пользу европейских наблюдателей, Пашинян, Григорян и компания минимизируют любые содержательные контакты с Москвой, ограничиваясь разве что парадным церемониалом. Как иронизирует по этому поводу Telegram-канал «Товарищ генерал», «не желаете признавать наши никем не признанные границы – не примем у вас ни технику, ни военных, ни наблюдателей. Пусть лучше враг захватывает наши сёла, а армянские матери хоронят солдат. Им объяснят, что виновата ОДКБ».

Лица армянской власти

В последнее время активно циркулируют слухи о вероятном пересаживании Армена Григоряна в кресло премьер-министра – на мысли об этом наводит и некоторый медийный антураж. Финальным же актом варчапета нынешнего, могло бы стать подписание пресловутого «мирного договора» в его западном варианте (с последующей телепортацией вместе с чадами и домочадцами за океан), после чего преемнику останется только развести руками, незамедлительно приступив к зачистке вездесущих «русских агентов»…

Но отчего же такая неудержимая тяга вскормленного на западных хлебах главного ереванского «безопасника» и иже с ним к западным колонизаторам и империалистам? Ответ понятен – сам по себе генезис «бархатных революционеров», их пропагандистской и иной обслуги априори не предполагает отношения к коллективному Западу отличное от благоговейно-восторженного, вне зависимости от того, что бы тот Запад ни творил. Как и их предшественники периода «первой» (дашнакской) Республики Армения 1918-1920 гг., особенно на излёте её недолгого существования, правящие элиты современной Армении видят в Америке и их союзниках мудрых и надёжных благодетелей, искренне полагая, что их преданное служение Белому Господину обеспечит им личное и корпоративное благосостояние, оставляя на периферии внимания судьбу многострадального народа. И герой нашего рассказа, микширующий деятельность в республике биолабораторий Пентагона, видится едва ли не подлинным воплощением прозападного коллаборационизма и национального предательства.

Так что вовсе не удивительно, если информация о намерении «британских учёных» заменить отработавшего своё газетно-бульварного, но излишне эмоционального и слабовольного «мавра» на волевого и убеждённого западника с его «характером нордическим, стойким» будет получать всё новые подтверждения. Триггером же к массовым беспорядкам как необходимому фазису очередной прозападной ротации кадров может послужить всё что угодно – подписание «мирного договора», протесты родственников военнослужащих, очередной инцидент на границе, скандал с банкротством коньячного завода, мутная история с очередным «нападением» на Никола Пашиняна…

Нестойкое состояние умов, свойственная современному армянскому обществу повышенная эмоциональность и тревожность, склонность верить самым невероятным слухам и конспирологическим теориям, свойственное всем постсоветским странам серьёзное падение образования – всё это даёт благодатную почву для различного рода политтехнологических манипуляций. Но какие бы инструкции не получал Григорян от своих западных кураторов, дальнейшее укрепление его позиций в Армении ничего хорошего народу республики не принесёт.

Тигран Баграмян