Выдумать Казахстан: национальная символика, язык, далее – везде

Выступая недавно на заседании Национального курултая в городе Атырау (бывший Гурьев), президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев заявил, что стилистика государственного герба Казахстана в будущем может быть изменена по запросу общества.

По словам казахстанского лидера, проблема одного из государственных символов с том, что в нём слишком много советского.

«Считаю, что наш небесно-голубой флаг стилистически безупречен и, главное, наглядно отражает уникальность и идеалы нашей страны. Тоже самое относится и к государственному гимну, который емко вобрал в себя ценности и дух нашего народа. В отношении же государственного герба полагаю целесообразным принять во внимание резонные доводы профессионалов и неравнодушных граждан, в том числе молодежи, о том, что герб Казахстана слишком сложен для восприятия, в нем присутствует эклектика и признаки советской эпохи», – пояснил Токаев.

При этом, как отметил в своей речи президент РК, в ближайшие годы пересмотру будет подвергнута вся символика не только на государственном, но и на областном или даже местом уровне.

«Я говорил о необходимости систематизации и приведения к единому стандарту символики наших городов и областей. Они должны не только отражать региональную специфику, но и органично сочетать в себе ключевые элементы образа страны. Сейчас в этом направлении ведется конкретная работа», – приводит слова главы государства его пресс-служба.

Планируется, что уже в ближайшее время будет создана специальная комиссия, в задачу которой будет входить предметное и всестороннее изучение всех аспектов проблемы, а также проведение общественной дискуссии, с последующим объявлением открытого конкурса на лучший эскиз нового государственного герба Казахстана.

Но всё это лишь видимая часть айсберга казахстанского государственного строительства. В своём выступлении на Курултае Токаев коснулся фундаментальных основ формирования новой казахстанской идентичности на основании, как было сказано, национального языка, исторического наследия Золотой орды и религиозных традиций суннизма ханафитского толка.

При этом, как не трудно догадаться, в новой идентичности казахов не будет места «пережиткам» советского периода или чуждым истинному казахскому духу отголоскам «проклятого» царизма.

EJ4H4_cW4AAYc3T.png

Кстати, любопытный факт: за время пребывания Казахстана в составе Российской Империи, а это чуть больше 100 лет, численность казахского этноса выросла примерно в пять раз – с 1 миллиона до почти 5 миллионов человек. И тем не менее, современные местные историки подают этот период исключительно как время страданий казахов и произвола над ними русских империалистов.

Тот факт, что до принятия казахских жузов в состав Российской империи никакого единого Казахстана и казахского народа никогда не существовало, а государственность как таковую он впервые обрёл лишь в рамках СССР, став одной из 15 союзных республик, руководство РК решило проигнорировать, подменив историческую правду густо сдобренной вымыслом псевдоисторической мифологией.

«Казахстан – преемник цивилизации Великой степи. Признанной вершиной государственного строительства на огромных просторах Центральной Евразии всегда был Улус Джучи, известный как Золотая Орда. Улус Джучи, подобно Римской империи задал стандарты развития для Великой степи на столетия. Восприятие Золотой Орды в мире должно быть связано с Казахстаном», – говорится в тезисах, представленных парламенту президентом республики.

Так и вижу, как в процессе прослушивания речи Токаева округлялись глаза у монголов. Хотя, сама по себе мысль насчёт правопреемственности Золотой Орды – весьма интересна. В последнее время стало модным вспоминать, кто кому чего должен и требовать возмещения ущерба, да ещё и с процентами. Так может и нам спросить с Казахстана (ну раз уж они объявили себя наследниками Улуса Джучи) за 240 лет ордынского ига? Нет, ну а что, пусть выплатят нам компенсацию за разорённые города, убитых мужчин, угнанный в рабство женщин и так далее. Раз уж назвался груздем, как говорится…

GIvlC1lbAAEoqAb.jpg

Но читаем дальше. Ключевым приоритетом государственной политики, по словам Токаева, должно стать расширение применения казахского языка. Ну вот и всё. Культивируемые официальной казахской пропагандой басни про «страну 130 национальностей» и свободное использование русского языка можно забыть. Отныне говорить по-казахски станет не только обязательным, но и единственно возможным. Русский будет сначала маргинализирован, а затем просто выдавлен из общественного пространства. Следующий шаг – введение должности языкового омбудсмена и появление на улицах вполне легальных языковых патрулей, как это уже случилось на Украине.

Кстати, об Украине. Одним из аспектов местной государственной полплитки было переиначивание календаря, в смысле отмены привычных праздных дней и выдумывания новых.

Слушаем Токаева: «Следует повышать значимость Наурыз мейрамы (праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов – прим. автора) и обогащать его содержание. Но это не отказ от Нового года».

На самом деле ничего страшного – ну хотят казахи праздновать Новый год весной, ради Бога. Тут ведь дело-то не в празднике, а в символизме, который внезапно стал так важен казахстанскому руководству. Это просто нарочитая демонстрация отказа от того самого советского прошлого, а точнее, если уж говорить до конца откровенно, от общих с Россией истории и традиций.

Слава Богу, пока это не приобрело такие же радикальные формы, как на упомянутой выше Украине. В своей речи Токаев говорил и о подготовке «к празднованию в следующем году 80-летия Великой Победы». Что ж, это отрадно. Только, увы, украинский пример упрямо доказывает, что те, кто сегодня носит георгиевские ленточки и поёт «День победы», завтра легко присягнут новым, противоположным идеалам и начнут убивать людей, сохранивших верность памяти дедов и прадедов.

Хотелось бы верить, что в Казахстане так не будет, но слишком уж много настораживающих совпадений. И главное из них в том, что вместо того, чтобы строить страну и национальную идентичность на крепких основах исторического опыта предков, ничего не коверкая, не перевирая и не придумывая, власти республики пытаются выдумать новый, никогда не существовавший Казахстан, полностью составленный из фантазий, отражающих лишь национальные комплексы нарождающейся казахской элиты.

Алексей Тверской