Россия строит новый военный объект в сирийской пустыне?
1 марта межведомственные координационные штабы России и Сирии выступили с очередным совместным заявлением о незаконных действиях Вашингтона. Особое внимание Москва и Дамаск обращают на продолжающиеся авиационные удары, попытки оккупировать сирийскую территорию, а также на «бесчеловечную санкционную политику» США, препятствующую восстановлению и развитию арабской страны.
«Соединенные Штаты наносят авиационные удары по территории суверенного сирийского государства и продолжают незаконно оккупировать его территории. При этом в контролируемых ими районах страны нет и намека на восстановление безопасной и достойной мирной жизни»,
— говорится в заявлении, текст которого приводит РИА Новости.
Вашингтон оказывает давление на страны региона, продолжая запугивать беженцев сложной внутриполитической и социально-экономической ситуацией на их родине.
Лагерь «Рукбан» в российско-сирийском заявлении характеризуется как американский конвейер по подготовке экстремистов. В документе указано, что США препятствуют его расформированию, что мешает восстановлению суверенитета и мирной жизни в республике. При этом сирийские власти готовы принять всех содержащихся в Рукбане граждан, и обеспечить им безопасность и достойные условия жизни.
«Соединенные Штаты используют сложившуюся ситуацию для оказания давления на руководство ООН, регулярно поднимая тему необходимости доставки гуманитарной помощи жителям лагеря. При этом американцы фактически рассчитывают использовать указанный груз для снабжения действующих в этом районе подконтрольных им боевиков, как было уже не раз»,
– отмечается, в частности, в документе, текст которого приводит РИА Новости.
Документ подписали начальник Национального центра управления обороной РФ Михаил Мизинцев и министр муниципального управления и экологии Сирии Хусейн Махлюф.
Здесь важно отметить, что российская сторона вовсе не ограничивается «жалобами в Спортлото», ответа на которые либо не последует, либо этим ответом станут очередные провокации и теракты, в немалой степени опирающиеся на лагерь подготовки террористов в Эт-Танфе. В частности, симпатизирующий боевикам новостной портал Zaman Al-Wasl со ссылкой на собственные источники сообщил о подготовке строительства поблизости российской «постоянной военной базы» от древнего оазиса Пальмира (Тадмор) на востоке провинции Хомс. По словам собеседников издания, новый военный объект российского контингента возводится в местности Джебель аль-Мазар примерно в 13 км к северу от Пальмиры. Строящийся объект будет обладать вертолётной площадкой; взлётно-посадочная полоса протяжённостью около 800 метров заасфальтирована с восточной стороны. Общая площадь будущей базы рядом с оружейными складами ВВС Сирии – около 37 гектаров.
Российская военная авиация наносит периодические удары по позициям боевиков запрещённой в России террористической группировки «ИГ» в провинциях Хомс и Дейр-эз-Зор, а также на стыке провинций Алеппо, Ракка, Хама (пустынная местность «Бадия»). Одновременно, как передают Военкоры Русской Весны, российские миротворцы предпринимают активные усилия по стабилизации ситуации на юге Сирии, в районе Тафас провинции Дера`а. Постоянные вылазки «непримиримых» вынудили сирийское военное командование начать подготовку военной операции с использованием тяжёлой бронетехники, грозившей обернуться жертвами. Столкновения удалось предотвратить по результатам посреднических усилий Центра примирения враждующих сторон и, в частности, заместителя его главы Вячеслава Сытника, сумевшего убедить лидеров боевиков «начать выполнять требования официального Дамаска, чтобы избежать новых столкновений». Через некоторое время в городе Дера`а боевики из Дер`а аль-Баляд (Старый Дера`а) и Тафас начали сдавать оружие. Пока это около 300 стволов огнестрельного оружия и 30 гранатометов, в том числе иностранного и кустарного производства, и зарядов к ним, ручные пулеметы калибра 7,62 мм, около 40 ручных гранат Ф-1, множество боеприпасов и т.д.
Кроме того, 1 марта агентство SANA сообщило об успешной работе ПВО, по большей части успешно отразившей «воздушную агрессию со стороны Голанских высот, атакуя ряд целей в окрестностях Дамаска». В Израиле утверждают, что ракеты были выпущены по иранским целям в ответ на предполагаемое нападение на судно MV Helios Ray, следовавшее по стратегическому водному пути между Ираном и Аравийским полуостровом в Оманском заливе. В реальности связь этих двух инцидентов, мягко говоря, не очевидна.
5 марта исполнился год «московским» договорённостям по Идлибу, достигнутым по результатам непростых переговоров президентов России Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. По истечении 6-месячного срока их исполнения, «помноженного на два», можно констатировать срыв их исполнения турецкой стороной, вроде бы согласившейся обеспечить отвод боевиков «вооружённой оппозиции» к северу от дороги М-4, которая должна была открыться для свободного передвижения транспорта. Предусмотренное российско-турецким соглашением совместное патрулирование вот уже длительное время невозможно по причине постоянных обстрелов, закладки взрывчатых веществ, разрушений дорожного полотна и т.д. Неформальная, но вполне отчётливая ставка турецких властей, помимо «сирийской свободной армии», также на боевиков запрещённой в России группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» привело к появлению многочисленных банд с неизвестными доселе «цветистыми» названиями. Очередная из них, некая группировка «Джамаат Абдуллах ибн Унейс» взяла на себя ответственность за обстрел поста боевиков «ХТШ» на линии Идлиб – Бинниш. Как пишет Вестник Дамаска,
«манера подачи информации, стиль изложения, оформление самих заявлений и пр. имеет большое сходство с "Катаиб Хаттаб Шишани", "роты Абу Бакра ас-Сиддика" и "ат-Талиат аль-Муджахада". Скорее всего, под зонтом фантомных группировок действуют ячейки аффилированной с [запрещённой в России] "Аль-Каидой" группировки "Хурас ад-Дин" – основной противник ХТШ и Турции в этой области Сирии».
Интернет-издание Al Monitor приводит факты контактов представителей «ССА» и «ХТШ» на севере Сирии, в частности, в районе турецкой военной операции «Оливковая ветвь» (Африн), с целью перераспределения сфер влияния и урегулирования возникающих споров. Видимо, получается не вполне, в свете продолжающихся ракетных атак на пункты переработки (близ Эль-Баба и Джараблуса) нелегально переправляемого в Турцию топлива с неподконтрольных Дамаску территорий.
Вовлечение Анкары в сирийскую войну имеет и иную грань. Известный журналист Фехим Таштекин на основании ряда эпизодов явно криминального характера задаёт вопросы относительно подлинного отношения турецких властей к террористам «ИГ». С одной стороны, в пресс-релизах турецкой полиции говорится о непримиримой борьбе с ИГ с ежемесячными арестами десятков подозреваемых. С другой – все эти усилия не в состоянии помешать боевикам «ИГ» заниматься на турецкой территории преступным бизнесом, включая торговлю людьми. Печальная реальность заключается в том, что присутствие «ИГ» в Турции гораздо более укоренено, нежели это кажется на первый взгляд. Полиция преследует в основном иностранных членов группы, в то время как местные жители остаются вне фокуса внимания, если только они совсем уж не высовываются, привлекая избыточное внимание.
* * *
Случайно или нет, но в канун 10-й годовщины начала в 2011 г. массовых протестных выступлений в Сирийской Арабской Республике (т.н. «арабская весна») госсекретарь США Этнони Блинкен пообещал более не разносить «демократию» силовыми методами – видите ли, это не сработало:
«…мы не будем продвигать демократию с помощью дорогостоящих военных интервенций и попыток свержения авторитарных режимов силой. Мы уже попробовали эти тактики в прошлом, и, какими бы ни были их намерения, это не сработало».
Отныне Вашингтон будет действовать иначе, намереваясь воодушевлять другие страны «проводить реформы, отменять плохие законы, бороться с коррупцией и прекращать несправедливость». Эта демагогия, которой мог бы, наверное, позавидовать даже премьер-министр Армении Никол Пашинян, напоминает поведение взломщика, судорожно подбирающего новую отмычку перед тем, как вломиться в очередную квартиру, либо же повторно обнести уже однажды обчищенную, ведь
«Энтони Блинкен в 2003 году поддерживал вторжение американских войск в Ирак, в 2009 году ратовал за вторжение войск США в Ливию, был заместителем советника президента США по национальной безопасности при Бараке Обаме, когда его администрация готовила на Ближнем Востоке «арабскую весну» и стимулировала государственный переворот на Украине 2014 года. Предполагать, что, став 71-м государственным секретарём США Блинкен будет проводить курс, отличный от того, какому он следовал в прошлом, было бы и наивно, и опрометчиво».
И на примере Сирии, бомбить которую по приказу Байдена начали практически сразу же после того, как тот заехал в Белый Дом, подходы и методы «демократической» администрации можно лицезреть в полной мере. И появившиеся впоследствии байки об отмене Байденом удара по одному из объектов – якобы по причине нахождения там женщины и двух детей – едва ли заставят поверить в «милосердие» свежеиспечённого хозяина Белого Дома.
Андрей Арешев