Вспыхнувшие в начале января в ряде городов Казахстана протесты продолжают набирать обороты. Многочисленные столкновения, перестрелки, человеческие жертвы и замаячивший на этом фоне экономический кризис в регионе заставил многих сравнить происходящее с тем, что уже неоднократно было в других странах, где организовывались так называемые «цветные революции». Схемы свержения власти, которые сегодня применяются в Казахстане, практически идентичны тому, что было опробовано в своё время в Киргизии, Украине и, конечно, Белоруссии.
Достаточно отметить, что координация казахских протестов осуществляется, как и в случае с Белоруссией, за счёт социальных сетей и различных мессенджеров, среди которых особое место занимает телеграм-канал NEXTA, офис которого расположен в Варшаве, а работа ведется под управлением западных спецслужб. Именно этот канал стал одним из координаторов беспорядков в Белоруссии и сегодня организовывает репортажи с улиц казахских городов, призывает участников протеста не прекращать его «до тех пор, пока отставка правительства и диктатора Назарбаева не станет реальным фактом», а также размещает на своих страницах слухи и провоцирует население. По сути, именно с помощью NEХTA изначальные конкретные социально-экономические требования протестующих были размыты и преобразованы в политические.
Примечательно то, что протесты в Казахстане были восприняты в Белоруссии с воодушевлением только загнанной в подполье местной прозападной и националистической оппозицией. Противники Александра Лукашенко, которые не смогли совершить переворот в своей стране, всячески поддерживают казахских мятежников, повсеместно советуя им перенимать «белорусский опыт» и быть «жёстче и настойчивее». По всей видимости, белорусские оппозиционеры всех мастей увидели в нынешних событиях в Казахстане и определённый шанс для себя. Как отмечают некоторые из этих деятелей, в массе своей сбежавшие из республики, государственный переворот, если он осуществится в Казахстане, сможет вновь обострить обстановку и в Белоруссии. Особенно накануне республиканского референдума по внесению изменений в Конституцию страны. Главный упор в различных телеграм-каналах и оппозиционных СМИ делается на то, что процесс осуществлённого несколько лет назад транзита власти в Казахстане схож с тем, что сегодня предполагается сделать в Белоруссии, значит, и конечным результатом этого также станут протесты и государственный переворот. Именно поэтому белорусская оппозиция призывает своих сторонников не просто морально поддержать казахских протестующих, но и высказать с ними солидарность, выступив против «постсоветских диктатур», а именно – Александра Лукашенко. Правда, подобные призывы сегодня мало интересуют общество в Белоруссии, а ситуация в стране полностью контролируется властями.
Вместе с тем, стоит отметить, что официальная позиция Минска по происходящему в Казахстане сегодня выглядит двояко. С оной стороны, белорусские власти не могут приветствовать происходящее. С другой – никаких жёстких заявлений со стороны руководства республики пока не прозвучало. Только 5 января пресс-секретарь белорусского МИД Анатолий Глаз заявил, что «конечно, нам небезразлично то, что происходит в эти дни в Казахстане», добавив, что «и по содержанию, и по форме события нам знакомы». Однако в остальном было отмечено, что сегодня в Минске считают важным «стабилизировать ситуацию и прекратить беспорядки» и надеются, что «казахстанское руководство с этим справится», так как «история убедительно доказала, что путь переворотов и революций ни к чему хорошему не приводит». Впрочем, нечто подобное можно было наблюдать и со стороны Казахстана в августе 2020 года, когда оценки из Нурсултана были крайне сдержаны, а казахские СМИ выдавали скудную информацию о массовых беспорядках в Белоруссии, а порой и вовсе усматривали в происходящем «репрессии» и «присущие авторитарным режимам закономерности».
На этом фоне не вызывает удивления то, что белорусские государственные информационные агентства, газеты и телеканалы в первые дни протестов старались воздерживаться от освещения событий в Казахстане и, тем более, каких-либо их оценок. Эту роль взяли на себя некоторые политики и журналисты.
Красной линией в реакции белорусских официальных СМИ и провластных экспертов на казахстанские протесты проходят прямые аналогии с событиями в республике после президентских выборов. В частности, довольно популярный телеграм-канал «Жёлтые сливы», который связывают с силовыми структурами Белоруссии, указал на то, что в Казахстане «за один день решили реализовать все технологии и лозунги, которые использовали в РБ несколько месяцев». Довольно популярный в республике журналист государственного телеканала ОНТ Игорь Тур написал на своей странице, что события в Казахстане – это все то, что было в Белоруссии в 2020 году. «И что, казахи сами это всё? Как «совпало» с белорусами, да?) Чушь», – отметил он. Подобных оценок в эти дни в Белоруссии становится всё больше, хотя жёсткой официальной реакции из Минска по-прежнему нет. Впрочем, в пресс-службе белорусского лидера 5 января неофициально напомнили, что Александр Лукашенко 26 мая предупреждал всех о том, что Белоруссия два года назад для Запада была лишь полигоном, «экспериментальной площадкой перед броском на Восток». «Всё так и случилось: после РБ они сунулись в РФ. Но там вдумчиво изучили наш опыт и сразу дали по зубам. И хорошо так дали! Враг отступил, чтобы откусить в другом месте – в Казахстане, в южном подбрюшье России», – отметили там. Позже стало известно о телефонном разговоре президентов Белоруссии, России и Казахстана, но никакой конкретики отмечено не было.
Если позиция Белоруссии предсказуема, реакция Украины выглядит весьма неоднозначно. Официально Киев, который так любит говорить о завоеваниях «революции гидности» и необходимости бороться с диктатурами, продолжает хранить молчание. Украинский МИД рекомендовал гражданам страны не посещать Казахстан в период действия чрезвычайного положения, которое введено в ряде регионов с 5 января. Местные аналитики и политологи также пока осторожно говорят о происходящем, стараясь перевести тематику на украинско-российские отношения. Периодически даже звучат заявления о том, что казахские протесты в определенной мере выгодны Киеву. Например, высказывается мнение, что события в Казахстане частично будут отвлекать внимание России от Украины. Якобы в сложившейся обстановке Кремлю придется «держать руку на пульсе», так как Казахстан является не только членом Евразийского экономического союза, но и Организации Договора о коллективной безопасности.
В то же время, Украина оказалась втянута в кризис в Казахстане напрямую. Киев стал одним из центров координации протестов, а некоторые из белорусских и казахстанских оппозиционеров, осевших здесь, заговорили о том, что они вместе со своими украинскими коллегами готовили нынешний мятеж. Одним из доказательств этого является опубликованное в социальных сетях беглым казахским олигархом Мухтаром Аблязовым воззвание к участникам беспорядков, в котором он призвал «скоординировать действия по протесту и смене режима Назарбаева» и дал наставление протестующим, что делать и куда идти. При этом номера телефонов, по которым он предлагает связываться, имеют международный коды Украины (+380) и местного сотового оператора «Водафон» (50 и 99).
Таким образом, нынешние протесты в Казахстане вызвали внешне схожую первую реакцию властей Украины и Белоруссии. Официальные Киев и Минск пока стараются воздерживаться от резких заявлений, делегируя это своим политикам, журналистам и общественным деятелям. Но Белоруссия, в отличие от Украины, не ставила и не ставит себе цели стать центром, из которого координируются протесты в других странах. Общество в Белоруссии все еще негативно относится к любым проявления социальной и иной вражды, а революционная деятельность, направленная на разрушение, по-прежнему чужда белорусам. Украина же по уши увязла в активном содействии «цветным революциям».
Антон Полянич, по материалам: Одна Родина