Процесс пошёл?
С приближением 9 мая из Казахстана начинают поступать тревожные новости. В стране всё более явно пытаются отменить День Победы в Великой Отечественной войне.
Первая и наиболее безобидная новость – в столице в этом году не будет проводиться военный парад. Это уже не первый год, когда Казахстан обходится без парада. Ранее его отменяли из-за коронавирусных ограничений. А в 2022 году, когда почти все ограничения уже сняты, власти сослались на нехватку денег. Эксперты называют и политические причины: нежелание бряцать оружием в условиях напряженной международной обстановки и двусмысленность ситуации, когда армия, показавшая себя не лучшим образом в январе, будет участвовать в параде.
И не стоило бы раздувать проблему из одной только отмены парада. Но в том-то и дело, что ею в Казахстане не ограничились.
В Нур-Султане отменен не только парад, но и салют, а «Бессмертный полк», как стыдливо заявили в горадминистрации, «пройдет в онлайн-формате». Онлайн-формат проведения «Бессмертного полка» был придуман в период жестких коронавирусных ограничений. Но сегодня ограничений в республике нет, народные гуляния уже проводятся, а массовое шествие на 9 мая снова оттеснили в интернет.
Как сообщает минобороны, запланированы некие «военно-патриотические мероприятия», о содержании которых можно сейчас только догадываться. «Отдельный блок составляют мероприятия по чествованию ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных сил Республики Казахстан. Всего Министерством обороны запланировано около 50 различных мероприятий, которые будут проведены во всех регионах страны», - говорится в сообщении министерства.
Чествование ветеранов (которых, увы, осталось в живых очень мало) – святое дело. Но для ветеранов этот день всегда был великим праздником, их чествовали именно как победителей. Люди, перенесшие все тяготы войны ради победы, могли видеть, как все вокруг радуются и осознают ценность великой Победы. Они понимали, что сражались не зря. Если же из чествования изъять праздник, выхолащивается смысл такого чествования. В определенных кругах в Казахстане уже достаточно давно раскручивается «европейская» трактовка Дня Победы как дня скорби. В такой трактовке героями войны и трудового фронта не гордятся, как победителями, а жалеют их, как жертв. Для Европы, которая почти целиком выступала на стороне нацистской Германии, такой подход вполне естественен. Но зачем она казахстанскому народу-победителю и самим ветеранам? Она только унижает ветеранов и вычёркивает из истории республики героические страницы.
Праздник отнимают не только у ветеранов, но и у школьников.
«В школах в преддверии праздников, отмечаемых 7 (день армии Казахстана – прим. авт.) и 9 Мая, проводятся классные часы на тему патриотического воспитания, вклада участников войны в победу, любви к Родине, важности мира и согласия. Школьные линейки, посвященные 9 Мая, не планируются. В использовании военной одежды и атрибутики, а также в театрализованных сценах нет необходимости», – говорится в сообщении Министерства образования и науки Казахстана.
Эта лукавая формулировка как бы оставляет в силе памятную дату, но полностью исключает и любую праздничность, и возможность через этот праздник передавать героические традиции прошлых поколений. В школах не будет ни торжественных линеек, ни концертов – то есть ничего радостного. Остаются классные часы, по сути – уроки, которые многие дети считают весьма скучным времяпрепровождением. Казахстанских школьников начинают приучать к мысли, что День Победы праздником не является.
Отдельный вопрос – что будет транслироваться на классных часах? Не прозвучит ли на них модная в последнее время точка зрения, что для казахов это была «чужая война»? Не захотят ли некоторые учителя приравнять к ветеранам предателей из нацистского «Туркестанского легиона»? Не замылится ли рассуждениями о «важности мира и согласия» непреходящая ценность Великой Победы, оплаченная гражданами всех республик и народов Советского Союза? Не будет ли и далее обесцениваться ценность героизма как такового? К чему готовят будущие поколения чиновники, выпускающие такие распоряжения?
Шантаж, терроризм и угрозы
Но самым вопиющим знаком идущего процесса «отмены» Дня Победы стало заявление координатора «Бессмертного полка» в Мангистауской области Ланги Черешкайте:
«После ряда согласований с акиматами, шествие «Бессмертного полка» решили не проводить. К сожалению, в последние дни под постами о шествии появилось много негативных комментариев и грубых высказываний. Помимо этого, пошли прямые угрозы в адрес не только официального координатора полка, но и его участников. Чтобы не создавать социальной напряжённости, мы с властями пришли к мнению, что шествие «Бессмертного полка» необходимо отменить».
Местные органы власти приняли решение пойти на поводу у немногочисленной, но агрессивной группы противников празднования Дня Победы. Власти отказались принять адекватные меры для защиты участников акции, поддерживаемой большинством казахстанцев. Потомки героев войны не смогут с гордостью пронести по улицам портреты своих предков, защитивших мир от зла нацизма.
Акиматы поддались на террористические по своей сути угрозы. В результате они продемонстрировали, что любые экстремисты могут диктовать свою повестку дня, если пригрозят беспорядками. И даже если в душе некоторые работники акиматов сами являются противниками Дня Победы, они, поддавшись на шантаж, показали слабость государственной власти.
Какого рода были эти угрозы, можно увидеть на примере обращения бывшего журналиста Армана Шураева:
«Нам нужно отныне и впредь запретить подобное победобесие. Я бы хотел предостеречь акимов наших областных центров, мэров городов больших и малых от проведения этой акции. Потому что я уверен, что вместе с теми людьми, которые выйдут на неё, сотни тысяч людей выйдут с украинскими флагами в руках и с портретами маленьких детей, женщин и стариков, которые были убиты российскими военными. Ни в коем случае мы не должны допускать, чтобы у нас российский пропагандон в лице "Бессмертного полка" дальше шагал по нашей стране, мы должны это запретить. Иначе мы можем получить настоящие гражданские столкновения».
Что это, как не прямая угроза властям? Надо отметить, упоминание «гражданских столкновений» со стороны Шураева – не предсказание или предостережение, а именно угроза. Шураев тесно связан как с казахстанским «национал-патриотическим» (берем название в кавычки, поскольку ни с национальными интересами, ни с патриотизмом всё это не имеет ничего общего) истеблишментом, так и с западными спонсорами, раздувающими в республике смуту. Намёк понятен: если не будут выполнены требования, Шураев и его подельники мобилизуют соответствующий ресурс. О сотнях тысяч речь, конечно, не идет. Но и сотня агрессивных молодчиков при попустительстве властей может создать серьезные проблемы.
Как это может выглядеть? Не раз и не два на Украине сторонники нацистов, воспитанные на отрицании ценности Победы, открыто на улицах унижали и избивали ветеранов. Еще больше подобных примеров каждый может найти самостоятельно в Сети. Осознают ли казахстанцы, что это страшное украинское «вчера» может внезапно стать казахстанским «завтра»?
Если для большинства граждан республики День Победы – это праздник, когда чествуют их героических предков-победителей, то для Шураева и ему подобных это «победобесие» и «российский пропагандон». У казахстанцев пытаются отнять доставшуюся дорогой ценой Победу, вычеркнуть их из списка победителей, навязав представление о Дне Победы как о чужом и ненужном празднике. Гражданам Казахстана предлагают плюнуть на могилы своих предков. Могут ли такого добиваться патриоты своей страны?
Встает вопрос, почему небольшая, но заметная группа людей, своими действиями противопоставляющая себя настоящим патриотам, пытается «приватизировать» патриотизм, выступая против Дня Победы даже не под казахстанским, а под украинским флагом? Если этой небольшой группе удастся успешно навязывать обществу свои стандарты поведения, в частности, по вопросу празднования Дня Победы, то вся страна начнет себя вести как коллективный Шураев, независимо от того, что в действительности думает большинство граждан. Именно это произошло на Украине, где бандеровцы навязали обществу свои порядки.
В Казахстане странные люди, в число которых входят, помимо Армана Шураева, и «языковой патрульный» Диас Кузаиров, и дутый «военный эксперт» Мурат Мухамеджанов, и другие столь же одиозные личности, не просто борются против Дня Победы. Сами они говорят на русском языке, зачастую не зная толком казахского, при этом от других требуют разговаривать на казахском и ходить под украинскими флагами. Можно ли назвать эту странную эклектику казахским или хотя бы украинским национализмом? Единственной внятной целью этих людей является нанесение вреда России, а Казахстан в этом случае для них – всего лишь разменная монета.
То, что эта группа малочисленна, видно невооруженным глазом. То, что в Казахстане лишь небольшая часть населения настроена против России, доказывается результатами опросов.
Тихой сапой
Если Шураев и компания действуют напористо и радикально, то власти, по-тихому изымающие из Дня Победы его подлинное содержание, движутся аккуратнее, но в том же направлении. А направление это продиктовано не национальными интересами, а западными кураторами. В упоминавшемся нами ранее докладе Эдварда Лукаса и Питера Померанцева «Побеждая в информационной войне» посольствам США и соответствующим фондам рекомендуется содействовать изменению смысла Дня Победы на постсоветском пространстве и использовать это как эффективное средство в информационной войне против России. Порочность российских книг, фильмов и телепрограмм, по мнению авторов доклада, в том, что они «описывают героизм простых солдат, триумф поражения Гитлера…».
Чтобы нанести удар по России, предлагается что-то «противопоставить российскому нарративу о характере войны», содержащему в себе «героизм простых солдат». Это, во-первых, героизация воевавших на стороне Гитлера коллаборационистов (как тут не вспомнить носящегося с «Туркестанским легионом» Берика Абдылгалиулы!), и во-вторых, превращение Дня Победы в «День памяти».
Авторы упоминают «успешный», по их мнению, опыт: «украинское правительство изменило национальный праздник, отмечая его 8 и 9 мая и переименовав его в «День памяти» вместо Дня Победы». При этом символом праздника вместо красного знамени и гвардейской ленты сделали красный мак, «международный символ скорби по погибшим на войне». Использование этого символа «приближает украинские памятные торжества к тем, которые проводятся в других частях мира».
Нападения на ветеранов на улицах, за которые никто не понёс ответственности, и информационная кампания по изменению смысла праздника шли на Украине параллельно. И в результате привели к полноценной реабилитации нацизма на территории страны.
Подчеркнем, что подобная позиция по Дню Победы встречается не единожды, она характерна для множества западных докладов и руководств. И, как мы видим, в Казахстане немало энтузиастов, претворяющих эту концепцию в жизнь.
Что отнимают у казахов вместе с Победой?
У направляемых Западом деструктивных игр вокруг Дня победы есть две основные цели: нанести удар по России и открыть окно возможностей для реабилитации нацизма. Об опасности реабилитации нацизма казахстанцев в очередной раз предупреждает известный журналист Акмарал Баталова.
Но в отношении самих народов, позволяющих переформатировать свою память о войне, есть и еще одно следствие, очень крупное и очень опасное. Кто бы как ни относился к Советскому Союзу и коммунистической идеологии, но с Днем Победы в его классическом советском понимании связан определённый образ советского народа и всех населявших страну наций. Это образ народа-победителя, народа-освободителя, народа-труженика, неотъемлемой частью которого были и казахи. Причем этот образ основан на реальной действительности, а любые попытки исказить его могут быть основаны только на лжи и передергивании.
Пока даже самые ярые поклонники «Туркестанского легиона» не осмеливаются опровергать, что в Красной армии сражалось в разы больше казахов, чем на стороне Германии. Но есть ли гарантия, что ложь не возобладает? В США и Европе уже бытует версия, что главными победителями во Второй Мировой войне были США и Великобритания. А в Японии почти вся молодежь уверена, что бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросил СССР, а не Соединенные Штаты.
Отнимая у казахстанцев память о Победе, им навязывают образ народа-жертвы и народа-предателя.
Народ-победитель может строить государство и отстаивать его. Народ-жертва может только покорно следовать туда, куда укажет любой, набравшийся наглости говорить командирским тоном. Например, как заместитель госсекретаря США Узра Зея, решившая, что имеет право оценивать, правильно ли голосуют представители Казахстана в ООН.
И казахстанцам предстоит решить, по какому пути следовать, причём делать это придётся в условиях огромного давления с Запада, мобилизующего все научные, информационные, экономические и спецслужбистские ресурсы.
Ольга Самченко, Наталья Кузнецова