Американские биолаборатории на Украине: фактор повышенного риска

На фоне распространения коронавируса по всему миру неравнодушные украинские граждане начали сбор подписи под коллективным обращением к президенту Зеленскому с просьбой создать комиссию для расследования деятельности пятнадцати секретных американских биологических лабораторий на украинской территории, чтобы узнать правду об их работе и определить степень их опасности для здоровья граждан.

«Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса в мире. В Украине объявили карантин. Ситуация более чем серьезная, число заболевших растет с каждым днем. Угроза может таиться на территории нашей страны. В связи с официальным заявлением представителя МИДа КНР Чжао Лицзянь о том, что американские военные занесли коронавирус в Ухань, просим Президента Украины Владимира Зеленского создать комиссию для расследования деятельности американских биологических лабораторий на территории Украины. Люди имеют право знать правду»,

говорится в петиции.

Автор документа, харьковчанин Ярослав Карачевцев, сообщает, что в 2005 году «Министерство обороны США и Министерство здравоохранения Украины подписали соглашение, в области профилактики технологий пролиферации, патогенов и экспертиз, которые могут быть использованы для развития биологического оружия». При этом украинское правительство не имеет права разглашать публично «конфиденциальную информацию» в рамках программы США. Киев обязуется передавать в Министерство обороны США все патогены, исследуемые в расположенных на украинской территории объектах повышенной опасности. Таким образом, американские военные эксперты получают доступ к государственным секретам Украины в области биологических исследований.

Напомним, соглашение украинского Минздрава и Минобороны США было подписано в рамках Пентагоновской программы «Уменьшение биологической угрозы», которая реализуется на всем постсоветском пространстве. Программа финансируется Министерством обороны США через американскую компанию BLAC&VEATCH Special Projects Corp.

В конце 2008 года, при Ющенко, был подготовлен «План предоставления технической помощи определенным реципиентам Минздрава в области предупреждения распространения технологий, патогенов и знаний, которые могут быть использованы с целью разработки биологического оружия». Документ подписали директор Департамента государственного санитарно-эпидемиологического контроля Украины Анатолий Пономаренко и руководитель отдела снижения угроз Посольства США в Украине Лука Клучко.

На выполнение первого этапа (с 1.06.2008 по 31.03.2009) был предусмотрен бюджет 10 млн. 360 тыс. долл. Уже 22 октября 2009 года директор Агентства уменьшения угрозы Джон Т. Бьорд и главврач Центральной санэпидстанции Минздрава Украины Любовь Некрасова скрепляют подписями Концепцию развития «Проекта уменьшения биологической угрозы». Общая смета проекта, зарегистрированного в Минэкономики, составила 173 млн. долл., срок выполнения — 31 мая 2013 г.

В этом документе говорилось об оснащении по высшему классу двух лабораторий – Центральной реферальной и временной (оборудована в Одесском научно-исследовательском противочумном институте им. И. И. Мечникова). Также документом предусмотрено оснащение девяти лабораторий при областных СЭС «всем диагностическим и биозащитным оборудованием». За Харьковской областной СЭС в плане обеспечения биобезопасности закреплена и Харьковская, и Луганская области, за Днепроперопетровской СЭС – Днепропетровская, Полтавская и Сумская, за Львовской – Львовская, Ровенская, Тернопольская и Волынская.

Главное место в этой системе занимает «ЦРЛ с хранилищем патогенных микроорганизмов большого объема» в поселке Шелкостанция близ Мерефы в 25 километрах от Харькова, близ границы с Россией.

Если лаборатория в Одессе специализировалась на изучении человеческих патогенов, то объект в Мерефе – ведущий по изучению патогенов среди животных. В 2013 году возник скандал, однако после государственного переворота строительство объекта было возобновлено. Кроме того, американцы построили три биологические лаборатории по изучению патогенов среди животных – в Днепропетровске, Львове и Луганске.

Почему программа «Уменьшения биологической угрозы» курируется на Украине министерством обороны США, а не каким-то другим американским ведомством? Почему в 2005 году «Соглашение о сотрудничестве в области предотвращения распространения технологий, патогенов и знаний, которые могут быть использованы в ходе разработки биологического оружия» украинский Минздрав подписывал именно с министерством обороны США, а не с американским здравоохранительным органом власти? Какое отношение имеет украинский Минздрав к разработкам и распространению бактериологического оружия? Опубликованная переписка руководства украинского Минздрава с американской стороной свидетельствует о том, что незалежные чиновники над этими вопросами не задумывались, а просто боролись за получение финансирования.

В конце 2010 года в ходе своей переписки с послом США на Украине Джоном Теффтом глава украинского Минздрава Зиновий Мытник пишет, что «приоритетным в сотрудничестве является вопрос консолидации штаммов особо опасных инфекций в определенных сторонами централизованных лабораториях, которой является Центральная референс-лаборатория, организованная на базе ГУ «Украинский научно-исследовательский противочумный институт им. Мечникова»… И рапортует: «Центральная санитарно-эпидемиологическая станция Министерства здравоохранения (Киев) проводит подготовительную работу для передачи штаммов патогенов приоритетного списка, которые сохраняются в коллекции данного учреждения. Передача патогенов… запланирована на 6 декабря 2010 г…»

Джон Теффт в свою очередь подзадоривает Мытника: «…Для программы наступил решающий момент, что касается кратко- и долгосрочного финансирования. Как вам известно, программа «Уменьшения угроз в Украине» соревнуется с подобными программами в других странах за ресурсы.., которые постоянно уменьшаются… Консолидация патогенов является ключевым пунктом программы, и вопросы обеспечения жизнедеятельности программы в Украине на перспективу связаны с этим процессом… Представители министерства обороны США… высказали свою четкую позицию касательно того, что от украинской стороны ожидают практических, позитивных и абсолютно конкретных шагов в направлении консолидации до 19 декабря 2010 г.».

В правительстве Азарова Минздрав возглавила Раиса Богатырева, вступившая в активную переписку с заместителем министра обороны США по глобальным стратегическим вопросам Мадлен Кридон, которая внушала ей, что «консолидация особо опасных микроорганизмов является первоочередной составляющей нашей программы». Министерство обороны США уже потратило 80 млн. долл. на повышение возможностей Украины в сфере предотвращения биологических угроз и по завершении процесса консолидации может предоставить дополнительно $7 млн. на модернизацию Центральной санитарно-эпидемиологической станции и другой деятельности в сфере уменьшения биологической угрозы, уверяет госпожа Кридон.

О том, как распорядился украинский Минздрав этими миллионами, рассказал Барак Обама, который в 2005 году, будучи еще сенатором, посетил одну из таких украинских лабораторий и пришел в ужас. В своей книге ««Дерзость надежды: Мысли о возрождении американской мечты» (The Audacity of Hope: Thoughts on Reclaiming the American Dream) Обама пишет:

 «…В какой-то момент во время нашей экскурсии, после созерцания распахнутых окон (из-за отсутствия кондиционеров) и полосок металла, грубо прикрученных к дверным косякам (чтобы отгонять мышей), нас подвели к небольшому холодильнику, опечатанному только лишь ниткой. Женщина средних лет в лабораторном халате и хирургической маске достала из чрева холодильника несколько пробирок, взмахнула ими в 30 см от моего носа и что-то произнесла по-украински.

"Это – сибирская язва", – пояснил переводчик, указывая на пробирку в правой руке дамы. – "А вот это, – сказал он, показав на пробирку в левой руке женщины, – чума"».

После этого визита американцы предоставили этой лаборатории оборудование на 800 тысяч долларов, но ремонт был выполнен за государственный счет, а доллары куда-то делись. Таких пикантных деталей, характеризующих уровень коррупции и бесхозяйственности на украинских биолабораториях, достаточно много, и украинская пресса писала об этом постоянно. Даже в случае денонсации договора от 2005 года ряд его положений продолжат действовать в рамках другого соглашения между Украиной и США – об оказании помощи в ликвидации стратегических ядерных вооружений, а также о предотвращении распространения оружия массового уничтожения (от 25 октября 1993 г.). А это позволит и далее не терять американский контроль над украинскими объектами, где проводятся исследования патогенов.

Данное соглашение известно как «программа Нанна – Лугара» по имени инициаторов ликвидации ядерного оружия в странах постсоветского пространства – американских сенаторов Сэмьюэла Нанна и Ричарда Лугара. Проект по изучению биологического оружия реализуется экспертами министерства обороны США с 2000-х годов не только на Украине, но и в других странах постсоветского пространства – в Грузии, Азербайджане, Армении, Казахстане, Узбекистане.

По сути, все эти страны стали полигоном, на котором американские военные медики из лабораторий Форт-Детрика (Мэриленд, США) испытывают особо опасные инфекции.

Форт-Детрик – центр биологических исследований армии США, который прозвали «лабораторией смерти». Это главный центр Пентагона, где совершенствуются в определенном направлении давно известные и создаются новые возбудители эпидемических и прочих тяжких заболеваний.

Курирует эти исследования разведывательное управление Пентагона – РУМО, в структуру которого с 1992 г. входит расположенный в Форт-Детрике национальный центр медицинской разведки (НЦМР).

Все исследования в сфере вирусологии, бактериологии и военной медицины находятся под контролем военной разведки. Кроме основных задач, на НЦМР возложены сбор и анализ сведений:

— о фундаментальных и прикладных медико-биологических и биотехнологических разработках военно-медицинского назначения, о возможностях (гражданских и военных) фармацевтической промышленности других государств;

— об иностранных научных и технологических достижениях в области медицины, направленных на защиту от ядерного, химического и биологического оружия;

— об иностранных военных и гражданских возможностях, в том числе санитарно-гигиенической и ветеринарной служб, госпиталей, больниц, медперсонала и т.д.

Таким образом, в настоящее время на Украине имеются высококвалифицированные специалисты и лаборатории, где сосредоточены запасы опаснейшего биологического оружия.  «…Можно пригласить био-инженеров, они расскажут, как его [вирус – Авт.] синтезировать. Известно, что это может сделать только одна страна, которая обладает сетью секретных биолабораторий по всему миру. У нас под носом на Украине американцы вовсю испытывают вирусы на наших, по сути, соотечественниках. У них полный арсенал биологического оружия… Биологическое оружие осталось сегодня единственным способом массового поражения противника. Американцы первыми расчехлили это оружие. Эбола и птичий грипп были экспериментами по созданию вируса избирательного действия», – уверен бывший советник президента России, академик Сергей Глазьев.

В скрытой биологической войне, которая уже вышла за рамки лабораторий, задействованы не только Пентагон и спецслужбы, но и корпорации, объединенные в Альянс за биобезопасность. В эту группу компаний входят Bavarian Nordic, Cangene Corporation, DOR BioPharma, Inc., DynPort Vaccine Company LLC, Elusys Therapeutics, Inc., Emergent BioSolutions, Hematech, Inc., Human Genome Sciences, Inc., NanoViricides, Inc., Pfizer Inc., PharmAthene, Siga Technologies, Inc., Unither Virology LLC. Все они являются частью так называемой «Большой Аптеки» (Big Pharma). Этим термином обозначают разветвленную структуру, в которой переплелись интересы фармацевтической и военной промышленности США.

Складывающаяся ситуация тем более опасна, что открывает путь к обладанию биологическим оружием украинским нацистам и боевикам. В 2006 году американский техно-блогер Пол Баутин, ссылаясь на статью генетика из Калифорнийского института молекулярных наук Роджера Брента, рассказал о том, как на дому изготовить биологическое оружие. Он утверждал, что необходимое для этого оборудование заполучить достаточно легко – нужно лишь заказать по интернету ДНК-синтезатор ABI 394s ($5 тысяч). Есть и более дорогая модель – ABI 3900 – за 43 тыс. долл. Оба этих аппарата позволяют вырастить в пробирке хоть сибирскую язву, хоть чуму.

Конечно, не всякому, кто наберет в поисковике «used DNA synthesizer» , продадут и доставят такую технику. А вот если запрос на эту серьезную технику поступит, скажем, от одной из пятнадцати украинских биолабораторий, то купля-продажа, скорее всего, состоится. И тогда в одной из секретных баз боевиков, скрытых где-нибудь в карстовых пещерах Карпат, начнётся работа по выращиванию смертельных штаммов. Возможно, такое уже произошло, и Украину готовят к роли биологической «бомбы», нацеленной в сторону России.

Ранее Украину неоднократно накрывали подозрительные эпидемии гриппа и других редких заболеваний, и мы обеспокоены ситуацией, когда подобный поворот окажется возможным в ещё более опасном варианте. Непреднамеренные утечки патогенов из биолабораторий – лишь одна из возможных версий их появления; куда более резонным выглядит предположение о том, что речь идёт об апробации различных штаммов боевых вирусов. На наш взгляд, руководству ответственных мировых держав, к числу которых Украину в нынешнем её состоянии отнести вряд ли возможно, следует предпринять максимум усилий, чтобы предотвратить возможность попадания оружия массового поражения в руки нацистов.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук