Сирия: водный терроризм – как эффективный метод ведения войны

Идлиб, фото: REUTERS

Куда отправятся кавказские джихадисты Идлиба?

Сирийская арабская армия при поддержке авиации ВКС России, а также при помощи ополченцев вынуждена проводить военные операции в центре страны, в частности – в районе Пальмиры.

«САА усилила военное присутствие в сирийской пустыне, направив подкрепление в город Маадан в провинции Ракка и в Пальмиру в провинции Хомс»,

– сообщил источник агентства «Красная Весна». Очередная операция по поиску террористических ячеек запрещённой в России группировки «Исламское Государство» затрагивает район Джабль Аль-Бишри на юго-востоке провинции Ракка и юго-западе Дейр-Эз-Зора. 13 сирийцам удалось отбить «атаку террористов ИГ на военные объекты и пункты в пустыне Расафа», в результате чего ликвидировано десять исламистов и четыре мотоцикла.  Сирийская армия потеряла трёх военнослужащих, и ещё пятеро получили ранения. По некоторым данным, для отражения атаки боевиков в воздух были подняты самолёты ВКС России. В то же время, как утверждают курдские источники, 14 июля «Сирийские Демократические Силы» пленили 10 боевиков «ИГ» на западе Дейр-эз-Зора в ходе совместной с проамериканской коалицией операции, нацеленной «на деревни Генейна, Аль-Хусан и близлежащие фермы. Она проводилась по просьбе жителей и чиновников региона в связи с участившимися террористическими актами спящих ячеек». В другом заявлении Центра координации и военных операций СДС сообщается о совместном патрулировании в районах Маамель и Избах, в ходе которого найден туннель «ИГ», ракеты и оборудование. Впрочем, подземные коммуникации в этой (и не только) части страны сооружают все противоборствующие силы, включая проиранские формирования, опасающиеся повторения американских и израильских ударов с воздуха.

Ракеты боевиков Идлиба

По данным российского ЦПВС, «в восточной части Сирии на территории, подконтрольной возглавляемой США коалиции, активизировалась деятельность радикальных группировок». За прошедшую неделю объекты коалиции в Заевфратье они обстреляли четыре раза. В частности,

«11 июля боевики обстреляли объекты коалиции в районах нефтегазовых месторождений "Коноко" и "Аль-Омар" с применением реактивных систем залпового огня кустарного производства».

Между тем, только 16 июля с базы Хараб Аль-Джир в провинции Хасака через КПП «Аль-Валид» в сторону Ирака выехали две американские колонны из 70 единиц техники. Накануне оттуда же в сторону Ирака проследовала колонна из 26 единиц техники, включая грузовики и цистерны с украденной сирийской нефтью. В обратном направлении, как и прежде, следуют бронетехника, оружие и амуниция для американских военных объектов на сирийской территории.

Американская колонна с цистернами с нефтью на пути в Иран. Фото: Вестник Дамаска

То же самое касается воды, доступ к которой систематически перекрываются самозваными турецкими «властями», от чего страдают около миллиона жителей Хасеке и окрестностей. Глава сирийского парламента Хаммуда Саббаг написал на имя различных международных организаций десятки писем, призывая к оказанию на Анкару согласованного давления с целью прекращения преступных акций против граждан Сирии, включая возобновление подачи воды. Турецкая операция «Источник мира» привела к перемещению на северо-востоке Сирии почти миллиона человек, способствуя использованию воды в качестве «оружия войны» (периодическое перекрытие водозабора Алюк и т.д., прекращение подачи воды в Евфрат и т.д.). Помимо ущерба для экономики, это ведёт к риску распространения опасных заболеваний и инфекций.

Водозабор Алюк в 2019 г. перешел под контроль Турции. Инфографика: Turkey Continues to Weaponize Alok Water amid COVID-19 Outbreak in Syria

В публикации на сайте «Валдайского клуба» бывший глава делегации Международного Комитета Красного Креста в Сирии Филип Шпёрри пишет о катастрофическом состоянии систем водоснабжения крупнейших городов – Дера`а, «Большого Дамаска», Хомса, Хамы, Тартуса, Латакии, Алеппо и Эль-Хасеке:

«За последнее десятилетие они сильно обветшали по причине плохого обслуживания, отсутствия ремонта, недостатка запасных частей, утечки мозгов и так далее. По сравнению с 2011 годом производство питьевой воды снизилось на 30–40%».

Имеются и примеры выхода из строя крупных объектов. Так, в 2012 году в результате прямых разрушений и грабежа перестали функционировать сооружения по очистке сточных вод в Дамаске и Алеппо. Несмотря на реализованные МККК «тысячи инженерных проектов»,

«…беспрецедентный масштаб стоящей перед нами проблемы требует гораздо более высокого уровня финансовой и политической вовлечённости со стороны более широкого круга акторов, включающего, в числе прочих, гуманитарные организации, агентства развития и частный сектор».

Однако как этого добиться в условиях противозаконной блокады и санкционного давления – не совсем понятно. Начиная с 2011 года, явные и неявные спонсоры террористической интервенции в Сирии, помимо словесных сотрясений воздуха, едва ли сталкивались с реальными международно-правовыми последствиями за свои деяния…

Тем временем, на подконтрольной Турции территории северо-запада Сирии, на фоне непрекращающихся обстрелов, нарастают разборки между запрещённой в России группировкой «Хайат Тахрир Аш-Шам» и бандой «Джунд Аш-Шам», включающей немало выходцев с Кавказа. По некоторым данным, сторонники Мохаммеда Аль-Джуляни попытались захватить в поселении Аль-Ямдия штаб-квартиру «Солдат Леванта», пытаясь задержать её предводителя некоего Муслима Аш-Шишани.

Муслим Аш-Шишани. Фото: Вестник Дамаска

Источники  Al Monitor утверждают, что после длительных переговоров с эмиссарами «ХТШ» (в том числе – с неким аль-Кахтани) «чеченская» группировка прислушалась к мнению «старших товарищей» и эвакуировала свои военные позиции в горной части Латакии. Многие из её адептов, сложив оружие, отправились в сельскую местность Джиср-эш-Шугура, подконтрольную запрещённой в России группировке «Исламская партия Восточного Туркестана». Ранее, 2 июля аш-Шишани рассказал в социальных сетях о вышеупомянутой встрече, сообщив, что его группу попросили покинуть Идлиб, что и было выполнено. Таким образом, поддерживаемая Анкарой «ХТШ» «пытается перерисовать джихадистский ландшафт в Идлибе», вобрав в свои ряды боевиков группировок, которые она якобы «распускает». В то время как перед внешними спонсорами и «международными партнёрами» демонстрируется «конструктивный» характер деятельности «ХТШ», подлинные цели группировки состоят в установлении на подконтрольной территории монополии на вооружённое насилие. Не меньшее значение имеет и разграбление археологического наследия оккупированных территорий, немалая часть которого оседает, в конечном итоге, в частных коллекциях США и Европы. Так, «чёрные» раскопки проводятся в археологическом районе «Телль аль-Джихаш», находки оперативно собираются и нелегально выводятся на турецкую территорию по договоренности близкими к режиму Эрдогана посредниками. С началом вооружённого противостояния в Сирии деятельность «интернационального» конгломерата по разграблению культурного наследия страны (как и ранее в Ираке) приобрела системный и целенаправленный характер.

Добавим к этому, что из Идлиба поступают сообщения о начавшейся вербовке протурецких боевиков для возможной отправки в Афганистан в рамках возможной миссии безопасности в аэропорту Кабула после окончательного вывода из страны военнослужащих США и НАТО. Можно предположить, что, по крайней мере, некоторые боевики несирийского происхождения могут воспользоваться этой возможностью поправить своё материальное положение, в то время как другие, вероятно, перейдут в Турцию, попытавшись легализоваться там.

* * *

В ходе операции в Сирии российские военные проверили более 320 видов вооружения, (включая вертолётную технику), которые в конечном итоге «претерпели серьёзные изменения», сообщил 14 июля министр обороны РФ Сергей Шойгу на встрече с коллективом компании «Роствертол». Для того, чтобы обезопасить технику и вертолёты в частности нужно оружие, необходимо действует на большем расстоянии, чем системы ПВО или ПЗРК, и «сегодня у нас такое оружие есть», заверил глава военного ведомства.

Андрей Арешев