Шестой Каспийский саммит: итоги, сигналы и «тайные» смыслы (II)

Начало

Позиция Ирана в «море неограниченных возможностей»

Полноценному «погружению» прикаспийских государств в «море неограниченных возможностей» в настоящее время мешает один нюанс: подписанная 12 августа 2018 года в Актау всеми пятью государствами региона Конвенция о правовом статусе Каспийского моря не ратифицирована Ираном. Как следствие, документ до сих пор не вступил в силу.

На этом аспекте акцентировал внимание Касым-Жомарт Токаев. «Сегодня нашей первоочередной задачей является обеспечение скорейшего вступления в силу Конвенции. На протяжении четырех лет ведется кропотливая работа по поиску взаимоприемлемых решений этого вопроса. Мы в Казахстане с пониманием относимся к позиции сторон, поскольку эти вопросы напрямую затрагивают национальные интересы. Со своей стороны, готовы приложить все усилия для достижения искомого результата», – сказал президент Казахстана.

Напомним, затягивание Ираном процесса ратификации Конвенции обусловлено «фантомными болями» периода, когда остальные прибрежные государства находились в составе Советского Союза, а водные ресурсы Каспия делились лишь между двумя государствами в пропорции 50/50.

В нынешних условиях Тегеран не может претендовать на столь значительный и лакомый кусок от общего пирога, но и согласиться с отведенной ему долей в 12-13% как-то не решается.

Актуальная позиция Ирана состоит в необходимости определения справедливых границ областей управления, прав и юрисдикции прибрежных государств в отношении морского дна и под морским дном, толщи воды, а также акватории Каспийского моря, которые должны быть зафиксированы в Соглашении о методике установления исходных линий.

Этот вопрос, как отметил президент Ибрахим Раиси, чрезвычайно важен для Ирана как страны с «неблагоприятной береговой линией». «Мы надеемся, что с продолжением переговоров представителей прикаспийских государств в ближайшем будущем это соглашение также будет доработано, чтобы проложить путь к ратификации Конвенции о правовом режиме Каспийского моря», - заявил иранский лидер.

При этом И. Раиси признал, что расширение сотрудничества с друзьями и соседями по региону крайне важно для ИРИ, и подтвердил готовность Тегерана принять следующий Каспийский саммит. Это обнадеживает.

Оптимизма добавляет информация, опубликованная ресурсом «Каспийский вестник» со ссылкой на сайт Информационного агентства Исламской Республики Иран. Источник констатирует, что Иран, расположенный на перекрестке глобальных транзитных путей, помимо морских маршрутов, обладает хорошей железнодорожной пропускной способностью – три из четырех мировых маршрутов железнодорожного транзита проходят через ИРИ. И в случае достижения страной уровня ежегодной перевалки грузов объемом от 50 млн тонн, выручка в «нефтедолларах» перестанет быть для страны столь уж значимой. 

Другими словами, приоритетной целью Тегерана на каспийском направлении является формирование на своей территории транзитно-транспортного хаба глобального значения. А этот интерес совпадает с интересами других участников «пятерки».

Маршрут «Петра Великого»: от экологии среды обитания – к экологии души

Одним из ключевых и перспективных направлений сотрудничества на Каспии участники саммита определили сохранение уникальной экосистемы моря и прилегающих к нему территорий, отметив, что нынешнее состояние окружающей среды вызывает серьезную обеспокоенность. Помимо вызовов глобального потепления и изменения климата, значительные риски для экологии региона потенциально содержатся в активной эксплуатации недр и транспортировке ресурсов.

В связи с этим отмечена необходимость системного наращивания совместных возможностей по предупреждению и ликвидации последствий природных и техногенных катаклизмов, а также развития механизмов взаимопомощи при чрезвычайных ситуациях.

Среди наиболее острых экологических проблем главы государств выделили обмеление Каспийского моря и резкое сокращение стока реки Урал, которое ведет к обеднению биоресурсов, в том числе осетровых видов рыб. Серьезную тревогу также вызывают периодически возникающие факты массовой гибели каспийских тюленей – эндемиков, единственных представителей млекопитающих в фауне Каспийского моря.

По недопущению экологического бедствия на общей для двух государств водной артерии серьезные усилия предпринимают Казахстан и Россия. Однако, по мнению президента Токаева, не лишним будет выработать общий план действий «пятерки» по улучшению состояния реки Урал. Аналогичную объединительную инициативу глава Казахстана выдвинул и в отношении каспийских тюленей.

«В прошлом году между Казахстаном и Россией был подписан пятилетний План совместных действий по сохранению популяции каспийского тюленя. Кроме того, с 1974 года в северной части Каспия существуют заповедные зоны Казахстана и России. Однако принимаемых мер все еще недостаточно для сохранения краснокнижного животного. Поэтому сейчас мы рассматриваем вопрос переформатирования заповедной зоны в особо охраняемую природную территорию. Призываем каспийские страны поддержать инициативу Казахстана и России и присоединиться к ней», – предложил К.-Ж. Токаев.

Разделяя заинтересованность коллег в расширении сотрудничества в сфере экологии, президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил надежду на то, что озвученные предложения будут предметно исследованы комиссией по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов Каспия. Он также напомнил, что под занавес текущего года в Баку запланировано проведение 6-й конференции сторон Рамочной конвенции по защите морской окружающей среды Каспийского моря.

Но создание комфортной «среды обитания» в регионе связано не только с успешной реализацией амбициозных экономических проектов и решением экологических проблем. Как отметил глава Российского государства, самого пристального внимания требуют вопросы укрепления гуманитарных связей. В этом плане прошедший саммит также оказался богатым на инициативы.  В. Путин, в частности, предложил провести в формате пилотного проекта региональный фестиваль ковроткачества, которым славятся все каспийские государства, и озвучил идею Союза кинематографистов России об организации Каспийского кинофорума.

К.-Ж. Токаев обосновал необходимость формирования консорциума аналитических структур «пятерки» и более тесного сотрудничества ведущих мозговых центров государств региона по экспертному сопровождению совместных проектов.

Мажорным аккордом саммита стало анонсирование крупного события в сфере туризма – предстоящего запуска морского маршрута по Каспию на четырехпалубном круизном лайнере «Петр Великий».

Плавучий пятизвездочный отель, рассчитанный на размещение до 300 пассажиров и 76 человек обслуживающего персонала, уже сошел со стапелей астраханского завода «Лотос». По завершении ходовых испытаний лайнер выйдет на регулярный маршрут из Астрахани с заходом в Актау, Туркменбаши, Баку и Махачкалу. По предварительным оценкам, им смогут пользоваться около 30 тыс. человек ежегодно.

«Запуск тематических круизов по Каспийскому морю даст возможность лучше познакомиться с богатыми историческими традициями, с наследием прикаспийских государств, посетить достопримечательности, принять участие в культурно-просветительских мероприятиях», - подчеркнул президент России.

Обсудив изложенные инициативы, стороны поддержали предложение о разработке пятистороннего соглашения о сотрудничестве в сфере культуры.

…Анализируя содержательную часть и итоги саммита, эксперт Станислав Притчин отметил его безусловную значимость в новых геополитических реалиях: встреча глав государств «пятерки» продемонстрировала тщетность попыток западных стран изолировать Россию на международной арене, а также подтвердила готовность российских партнеров в Евразии продолжать политический диалог и сотрудничество, несмотря на санкции и позицию третьих стран.

Ольга Солокай, по материалам: Ритм Евразии