Уже становится очевидным, что праздник 75-летия Победы советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне вследствие мировой эпидемии COVID-19 будет сильно смазан. Празднование дня Победы во всех тех постсоветских странах, где они отмечаются, пройдут в сильно усечённом варианте, и Армения не является исключением. С 16 марта здесь действует режим чрезвычайного положения, а ранее начали действовать различные ограничительные меры, ориентированные на ограничение передвижений и самоизоляцию граждан. Надо полагать, что торжественные публичные мероприятия будут ограничены возложением официальными лицами венков к Вечному огню у могилы Неизвестного солдата и рядом других церемоний.
К сожалению, не будет средоточия торжеств – военного парада в Москве и, соответственно, в Ростове-на-Дону, где дислоцирован штаб Южного военного округа ВС России. Парадные расчёты Вооруженных сил Армении готовились к участию в этих парадах, дата которых теперь перенесена и пока неясно когда именно они состоятся. Для участия в торжествах в Москве был приглашен и премьер-министр Армении Никол Пашинян. Не состоится в Ереване (как и в Москве) и традиционное шествие «Бессмертного полка». Отметим также, что на совместных парадных мероприятиях в Ереване и Гюмри должны были принимать участие около 500 военнослужащих 102-й российской военной базы в Армении – соответствующие тренировки они проводили до конца марта.
Скорее всего, большинство жителей Армении будут вынуждены провести немалую часть праздника перед экранами телевизоров за просмотром праздничных программ и кинофильмов. При этом российский телекоммуникационный оператор в Армении «Ростелеком», скорее всего, так и не порадует на праздник своих абонентов подключением к телеканалу «Победа», реклама которого уже несколько месяцев идёт по федеральным российским телеканалам.
Вполне естественно, что в сложившейся ситуации военно-политическая активность в регионе Южного Кавказа заметно снизилась, однако не прекратилась. В этой связи имеет смысл рассмотреть некоторые военно-политические сюжеты в Армении на фоне распространения эпидемии COVID-19.
Так, еще за 4 дня до первой диагностики на коронавирус в стране, в Вооруженных силах Республики Армения, распоряжением министра обороны Давида Тонояна и начальника Генерального штаба генерал-лейтенанта Артака Давтяна был введён карантин. В частности, он означает жёсткий запрет на посещение родителями и родственниками военнослужащих во всех воинских частях. В ведомстве также объявили о запрете на предоставление солдатам срочной службы всех видов отпусков, включая предоставление реабилитационного (медицинского) отпуска (за исключением военнослужащих, проходящих программу «Это я»).
«Цель превентивных мер в Вооруженных силах Армении - предотвращение проникновения коронавируса в воинские части, по возможности обеспечение защиты военных и при необходимости должная организация противоэпидемических мер. Мы настоятельно призываем родственников всех военнослужащих воздержаться от посещения воинских частей, с пониманием отнестись к этим мерам, поскольку это в первую очередь исходит из интересов военных»,
– сообщили в министерстве обороны РА.
Следует отметить, что своевременные упреждающие меры, предпринятые министерством обороны и Генеральным штабом, сыграли исключительно позитивную роль в том, что эпидемия коронавируса, за исключением одного-двух эпизодов, обошла стороной Вооружённые силы Армении и Нагорного Карабаха.
Несмотря на эпидемию, военнослужащие ВС Армении и 102-й российской военной базы в Гюмри продолжали проводить тренировки и учения – как совместные, так и раздельные. Напомним, что по согласованному плану двусторонних мероприятий в 2020 году должно быть проведено 30 совместных мероприятий, в том числе совместные батальонные и ротные тактические учения с боевыми стрельбами, с применением аэромобильных групп, оперативно-тактической армейской авиации и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Так, во второй половине января военнослужащие российской базы провели учения с привлечением авиационных наводчиков, выполнив на высокогорном полигоне Алагяз нормативы по наведению ударных вертолетов Ми-24П, а также транспортно-боевых Ми-8МТВ и современных комплексов БПЛА.
С 4 февраля по 10 марта на том же полигоне было проведено двустороннее ротное тактическое учение с использованием артиллерии (реактивных систем залпового огня – РСЗО), БПЛА, истребительной авиации (МиГ-29), вертолетов (Ми-24П, Ми-8МТВ), а также инженерные подразделения. В них принимали участие 1000 российских военнослужащих и 200 единиц военной техники.
В конце марта были проведены тактико-специальные учения медицинских подразделений по отработке специальных мероприятий в условиях применения противником оружия массового поражения. Отрабатывались нормативы по развертыванию госпиталя, лабораторных и химических комплексов, эвакуация больных военнослужащих (в том числе с применением авиации). В учениях принимали участие 1,5 тысячи военнослужащих и гражданских медицинских работников с задействованием более 300 автомобилей и специальной медицинской техники, а также вертолеты Ми-8МТВ.
В начале апреля, в рамках тактико-специального учения с подразделениями материально-технического обеспечения (МТО) впервые была задействована армейская авиация. Вертолеты Ми-8МТВ авиабазы «Эребуни» обеспечили экстренную доставку запасов боеприпасов, вещевого, продовольственного обеспечения на полигоны Алагяз и Камхуд. Также в ходе проведения розыгрыша основных тактических действий подразделения МТО были отработаны различные виды тылового обеспечения подразделений по доставке боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия, вещевого имущества, эвакуации и восстановления вооружения и военной техники.
Если говорить о совместных армяно-российских военных учениях, то, прежде всего, мы обращаем внимание на батальонные тактические учения с боевой стрельбой прошедшие с 1 по 12 апреля на полигоне Баграмян. В учениях приняли участие 2000 военнослужащих, задействовано 400 единиц специальной военной техники, в том числе истребители МиГ-29, штурмовики Су-25, вертолеты Ми-24П и Ми-8МТ и БПЛА. За ходом учений наблюдали военные атташе полутора десятка стран. «Основная особенность данных учений – отсутствие сценария. Командирам давалось задание исходя из развития ситуации. Все действия, которые осуществлялись при участии армий двух стран были слаженными и гармоничными», – сообщил в беседе с журналистами командующий армяно-российской объединенной группировкой войск генерал-майор Тигран Парванян.
В план учений входили незаконное пересечение границы условным противником, захват и освобождение здания, отражение агрессии (восстановление передовой линии), разгром противника и переход в контрнаступление. В ходе учений применялась артиллерия, бронетехника, авиация, и впервые в Армении – комплексы радиоэлектронной борьбы, которые находятся на балансе объединенной группировки. Командир 102-й военной базы в Армении Владимир Елканов оценил итоги учений на «хорошо».
«Учения прошли очень качественно, на высоком уровне, поставленная задача выполнена», – констатировал Владимир Елканов, отметив высокий уровень взаимодействия между сторонами. Тигран Парванян с мнением коллеги полностью согласен: «Все запланированные действия выполнены, координация на высоком уровне».
Кроме того, в указанный период Вооружённые Силы Армении провели ряд важных мероприятий, включая:
– командно-штабные учения в 5-м армейском корпусе с 18 по 21 марта, направленные на повышение боеготовности и слаженности подразделений. Силы и ресурсы воинских частей были приведены в полную боевую готовность; удалось добиться высокого уровня слаженности в ходе отработки наступления;
– 25 марта на одном из военных полигонов 2-го армейского корпуса проводились батальонные тактические учения с боевой стрельбой;
– в конце марта, в присутствии начальника Генштаба генерал-лейтенанта Давтяна проводились учения ПВО с боевыми стрельбами. Благодаря слаженным действиям и координации, подразделения ПВО обнаружили и точным огнем поразили все цели условного противника. На учениях были задействованы современные средства ПВО, с новейшим оснащением и комплектацией.
Передовые подразделения Армии обороны НКР помимо учений с боевыми стрельбами и тренировок, продолжают нести боевое дежурство на линии соприкосновения сторон в зоне нагорно-карабахского конфликта. 21 апреля был сбит БПЛА ORBITER азербайджанской армии, а 29 апреля – открыт огонь на подавление огневых точек противника после применения им 60-мм миномета. С июня 2019 года – это первый случай использования миномета в направлении армянских позиций.
Так что эпидемия эпидемией, а учения, тренировки, стрельбы и перестрелки на линии сторон – «по расписанию».
В заключение особо отметим прибытие и работу в Армении с 8 апреля передвижной лаборатории сводного отряда войск радиационной, химической и биологической защиты министерства обороны России, сотрудничающих со специалистами гигиенической и противоэпидемической службы министерства обороны Армении. Мобильная лаборатория осуществляет тестирование на COVID-19 военнослужащих 102-й российской военной базы и военнослужащих ВС РА. Мобильная лаборатория позволяет проводить в день по 100 PCR-анализов на наличие коронавируса (высокоточный метод диагностики инфекций на основании исследования генетического материала человека). Присутствие российских медиков и специалистов для проведения тестов в Армении исключительно с точки зрения обмена опытом представляется весьма важным.
За время пребывания российской модульной лаборатории в стране армянские специалисты освоили методику тестирования на наличие коронавирусной инфекции методом полимеразной цепной реакции в реальном времени, точность которой составляет 99,99 %. В течение 6-8 занятий армянские специалисты осваивают новый современный модульный лабораторный комплекс, отзывы о котором – самые высокие.
Можно предположить, что успешная работа российской военной лаборатории в Армении расширит взаимодействие между военными ведомствами двух стран в сфере радиационной, химической и биологической защиты, которая до последнего времени была в тени иных сфер сотрудничества.
В последние десятилетия эпидемии различной интенсивности, к сожалению, возникают с завидной регулярностью. Версии об их естественном либо возможно искусственном происхождении широко обсуждаются специалистами и не только ими, однако, скорее всего, подобные ситуации, по сути, близкие к биологическим войнам или войнам нового типа, будут так или иначе воспроизводиться. И в этом контексте, очевидно, что к подобного рода эксцессам должна быть готова не только армия, но и органы государственного управления.
Соответственно, исключительно важное значение приобретает планирование и организация армяно-российского военного сотрудничества в этой сфере. На наш взгляд, для снятия существующих вопросов и возможных недопониманий в этой сфере откладывать подписание меморандума по вопросам обеспечения биологической безопасности между двумя странами «в долгий ящик» нецелесообразно.
Давид Петросян, независимый журналист