Жители Флориды пришли в ярость, узнав, что в их штате планируют выпустить на волю сотни миллионов генетически модифицированных комаров, сообщает британская газета The Telegraph.
В ходе эксперимента, проводимого британской биотехнологической компанией Oxitec, в течение двух лет на архипелаге тропических коралловых островов и рифов Флориде-Кис (Florida Keys) будет выпущено около 750 миллионов самцов комаров с целью уничтожения популяции комаров Aedes aegypti бразильского происхождения, составляющих 4% популяции комаров на Флориде-Кис и являющихся разносчиками лихорадки Денге, вируса Зика и желтой лихорадки. Они могут передавать и другие смертельные заболевания людям и животным. Многие жители южного американского штата недовольны тем, что они стали частью «эксперимента в Парке юрского периода», как они назвали затею с выпуском на волю генномодифицированных комаров.
Вдоль оживлённых автомагистралей Флориды уже начали появляться рекламные щиты в знак протеста против прибытия ГМО-комаров, пишет The Telegraph: «На одном из них рядом с гигантским изображением кровожадного насекомого написаны слова “опасно, ненужно, нежелательно”».
«Слово “генетически модифицированный” пугает людей, – говорит местный ветеринар Дуглас Мадер. – Они думают, боже мой, они выпускают генетически модифицированные организмы, которые укусят меня, и я превращусь в зомби». Местные жители пригрозили сорвать эксперименты, распылив инсектициды недалеко от места выпуска насекомых.
Генно-модифицированные комары, напугавшие жителей солнечной Флориды, созданы поддерживаемой Биллом Гейтсом компанией Oxitec из Абингдона (Оксфордшир, Великобритания).
Ящики с генетически модифицированными москитными яйцами были размещены в шести местах: два на острове Куджо-Ки, один на Рамрод-Ки и три на Вака-Ки. «В течение следующих нескольких недель из этих ящиков выйдет около 12 000 самцов комаров Aedes aegypti», – сообщает The Telegraph.
Компания Oxitec планирует выпустить своих ГМО-комаров также в штате Техас. Более ранняя версия таких насекомых использовалась в Бразилии.
Статья в британской газете написана репортером контролируемой Госдепом США организации The Global Health Security и является, по сути, рекламной. А как обстоят дела на самом деле?
3 июня 2019 года компания Oxitec Ltd объявила об успешном завершении первых полевых испытаний в Бразилии своей технологии 2-го поколения генно-модифицированных комаров Friendly™ Aedes aegypti. Пилотный проект продемонстрировал эффективность нового штамма ГМО-комаров в подавлении популяций комара Aedes aegypti – основного переносчика лихорадки денге, вируса Зика, чикунгуньи и желтой лихорадки. Выпуск комаров Oxitec Friendly ™ Aedes aegypti проводился в городе Индаятуба, сообщается на официальном сайте компании.
Сообщается, что эксперимент по подавлению популяций опасных переносчиков различных болезне6й прошел успешно, но полученный эффект – временный. Иными словами, можно таким же успехом травить опасных комаров инсектицидами. Уничтожить крылатых переносчиков опасных инфекций раз и навсегда все равно не получится. Финансируемые Биллом Гейтсом биотехнологии утверждают, что их ГМО-комары безопасны, а инсектициды вредят здоровью людей и животных.
Но в статье, опубликованной 10 сентября 2019 года в научном журнале Scientific Reports, предполагалось, что ДНК штамма Oxitec могла сделать диких комаров более приспособленными и сильными. Создание гибридов «очень вероятно приведет к более устойчивой популяции, чем популяция до выпуска», – говорилось в публикации.
Группа независимых исследователей, проанализировав испытания ГМО-технологии Oxitec, забила тревогу, сообщив о том, что некоторые их потомки выжили и дали потомство, которое также дожило до половой зрелости. В результате местные комары унаследовали части геномов ГМО-комаров, как сообщил портал Scientific Reports.
«Важно то, что произошло нечто непредвиденное, – отметил популяционный генетик Джеффри Пауэлл из Йельского университета, проводивший исследования с бразильскими учеными. – Когда люди разрабатывают трансгенные линии или что-то еще, чтобы выпустить, почти вся их информация поступает из лабораторных исследований. … Не всегда все получается так, как вы ожидаете».
Предположение статьи о том, что это генетическое смешение могло сделать популяцию комаров «более устойчивой» – например, более устойчивой к инсектицидам или более склонной к передаче болезней, – вызвало негативную реакцию Oxitec. У дочерней компании US biotech Intrexon, очень многое было поставлено на карту. Компания представила новое поколение своих ГМО-комаров на рассмотрение регулирующих органов США, надеясь провести первые полевые испытания в США. В итоге скандал удалось замять, и ГМО-комары были выпущены уже в США. Удалось скрыть и тот факт, что компания, возможно, работает в тесной связке с американскими военными.
В конце 1991 года Конгресс США утвердил Программу совместного уменьшения угрозы (Cooperative Threat Reduction – CTR), известную по фамилиям её инициаторов, американских сенаторов Нанна и Лугара. В настоящее время эта программа реализуется Агентством по уменьшению угрозы (Defense Threat Reduction Agency, DTRA) при Минобороны США.
Россия окружена десятками референс-лабораторий (CDL), контролируемых Пентагоном. Такие лаборатории имеются на Украине, в Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии и Узбекистане.
Главным исследовательским центром DTRA на территории бывшего СССР является Исследовательский центр общественного здравоохранения имени Лугара в Тбилиси. Все исследования осуществляются биологами Военно-медицинской группы США в Грузии и частными подрядчиками по федеральному контракту с DTRA. Тбилисский Центр Лугара имеет третью степень биозащиты, здесь работают только граждане США, имеющие доступ к секретной информации. Фактически тбилисский Центр Лугара представляет собой научно-исследовательский центр по созданию новых видов биологического оружия.
В 2014 году в Центре Лугара был построен специальный завод по разведению насекомых и начат проект Sandfly (песчаная муха). Это кровососущее насекомое из рода Phlebotomus в подсемействе москитов, встречается на Филиппинах. В 2015 году песчаные мухи атаковали Тбилиси и соседний Дагестан.
В том же 2014 году DTRA начала проект «Вирусы и другие арбовирусы в Грузии» (вирусы, распространяемые комарами и клещами). Вскоре после этого в Грузии были впервые обнаружены тропические комары видов Aedes Albopictus и Aedes Aegypti, то есть те самые, генно-модифицированные потомки которых сейчас выпущены во Флориде. Кроме западной Грузии, комары Aedes albopictus, по данным Европейского центра по контролю и профилактике заболеваний, появились в российском Краснодаре и на севере Турции.
Какой же вывод мы может сделать из этой информации?
Имеются веские основания предполагать, что разработки Центра Лугара имеют двойное назначение. Одни модификации комаров являются боевыми и предназначены для распространения на территории стран-мишеней. Другие носят якобы «мирный» характер и распространяются для борьбы со своими собратьями, переносчиками опасных болезней. Такова технология ГМО-комаров, которой, как можно предположить, биотехнологии из Центра Лугара, поделились с британскими учеными из Oxitec.
Какие задачи ставятся на самом деле в ходе опасных экспериментов во Флориде, сказать пока невозможно. Жители Флориды считают, что это не что иное, как терроризм.
Не пора ли специализированным международным организациям, равно как и широкой общественности, потребовать независимой экспертизы всех сомнительных экспериментов с насекомыми, которые могут быть подготовкой к мировой биологической войне? Иначе боевые комары Пентагона могут ввергнуть человечество в средневековый ужас, заразив страшными болезнями, которые летучий спецназ DTRA принесет в страны-мишени на своих крыльях.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук