Операция ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины побуждает западных экспертов, среди множества государств Евразии, обращать свой взор и на Казахстан, где не так давно завершилась успешная миротворческая миссия ОДКБ по охране жизненно важных объектов на фоне очередной попытки «цветного госпереворота» на постсоветском пространстве.
Так, экспертное издание The Diplomat расценило реакцию казахстанских властей на действия России на Украине как весьма сдержанную. Казахстан старается сохранить дистанцию в отношениях с Россией и оставить за собой поле для политического манёвра в будущем, утверждает издание (и небезосновательно).
В отличие от Белоруссии, не проголосовал в ООН против резолюции, осуждающей действия России, но воздержался, пишет The Diplomat. Президент Касым-Жомарт Токаев провёл 2 марта переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским и 4 марта с президентом России Владимиром Путиным. Накануне переговоров Токаев призвал Москву и Киев к диалогу, т.е. никого не осудил и никого не поддержал, а по итогам переговоров с Зеленским было сказано, что стороны договорились о сотрудничестве в гуманитарной сфере.
В контексте событий на Украине, западные пропагандисты пытаются всячески раздуть в информационном пространстве Казахстана высосанную из пальца тему неких «информационных атак России» на республику. Среди местных изданий, описывающих события на Украине с прокиевских позиций, можно выделить Egemen Qazaqstan. Тиражируя пропагандистские клише прокиевских «помоек» и западной прессы, это издание пишет о нанесении российскими войсками ударов по мирным кварталам, а саму операцию по демилитаризации и денацификации Украины называет, вопреки её официальному названию, просто «войной».
То, что операция является войсковой, понятно и без Egemen Qazaqstan. Дело тут в другом, а именно в подмене этим изданием и некоторыми другими СМИ идеологических смыслов, и освещение действий российской армии в заведомо искажённом свете. Вопреки многочисленным комментариям зарубежных специалистов, отмечающих хирургическую точность ВС РФ при нанесении ударов по противнику, подобные издания распространяют сфабрикованную информацию из лагеря геополитических противников России, выдавая частное происшествие (случайное попадание боеприпаса в гражданский объект в результате отклонения от траектории) за общий принцип (мифические намеренные обстрелы мирных кварталов).
Откровенно русофобскую позицию занимает и оппозиционное издание Vlast.kz, где всерьёз пишут о стыде быть русским из-за войны на Украине и в одностороннем порядке сваливают вину за происходящее не на неонацистский режим в Киеве, а на Россию, которая не начинала новую войну, а завершает ту, которую Киев развязал в 2014 году против собственного народа.
Казахстанские власти после жёстких действий в январе 2022 года по подавлению беспорядков стараются создать предпосылки для уравновешивания общественных настроений. Только этим можно объяснить разрешение на проведение достаточно многочисленного митинга в Алматы в поддержку Украины – первой официально согласованной массовой акции в республике подобной направленности. Участники сборища призывали руководство Казахстана выйти из Евразийского Экономического Союза и из ОДКБ. Сам факт согласия властей на проведение подобной акции говорит о том, что они используют любой механизм, позволяющий протестной части населения «выпустить пар», дабы снизить накал политических страстей внутри республики.
21-23 марта посольство Украины организовывает выставку картин казахстанских художников, выручка от которой пойдёт на вспомоществование киевскому режиму. Казахстанские власти явно не хотят мешать украинским дипломатам заниматься антироссийской пропагандой под видом гуманитарной акции.
Отношение казахстанских властей к признанным Россией республикам Донбасса всегда отличалось предельной сдержанностью. Так, глава казахстанского МИД Мухтар Тлеуберди 22 февраля 2022 года подчеркнул, что позиция Казахстана по этому вопросу прорабатывается, но речь не идёт об их признании. По его словам, Казахстан анализирует причины, по которым Москва пошла на признание Л/ДНР. Можно добавить: делается это с целью предупреждения развития подобных тенденций в самом Казахстане. Подобная позиция, несомненно, заставляет Нур-Султан (Астану) сохранять определённую степень дистанцирования в отношениях с Москвой и усиленно работать над укреплением инструментария по легитимизации казахстанской власти как таковой.
Другая причина нежелания признать Л/ДНР – экономическая. Подобный шаг повлёк бы санкции Запада против казахстанской экономики, и без того достаточно слабой. Казахстанские власти меньше всего мечтают оказаться вовлечёнными в водоворот геополитической турбулентности, наблюдаемой в мировой политике, в то время как Россия и Китай, между которыми находится Казахстан явным образом не соглашаются с идеей дальнейшего единоличного планетарного лидерства Вашингтона.
В целях повышения собственного политического статуса на фоне событий на Украине Казахстан готовится оказать населению этой страны гуманитарную помощь на сумму более 2 млн долл. Поскольку доставка помощи непосредственно на территорию Украины затруднена, Казахстан намерен обсудить пути её переправки с соседними государствами.
Такая помощь, несомненно, очень нужна для мирного населения, ставшего заложниками нацбатов и политики собственного правительства. Однако доставить её первую часть казахстанские власти решили через Польшу по маршруту Алматы – Катовице, а не через Россию или Белоруссию. Тем самым Запад получил очередной информационный козырь и снова сыграет на гуманитарной теме против России.
Между тем, именно ВС РФ оказывают украинскому населению централизованную гуманитарную помощь, располагая для этого необходимыми ресурсами, в том числе – в сфере безопасности. Если Казахстан так уж стремится помочь мирным украинским гражданам, то наиболее эффективно это можно сделать во взаимодействии с Москвой. Наиболее нуждающиеся группы населения проживают как раз в (усиленно милитаризируемых киевским режимом) районах, сопредельных с Россией и Белоруссией, в то время как граничащая с Польшей Западная Украина от боевых действий практически не пострадала (военные объекты, пункты сосредоточения наёмников и террористов – не в счёт). Таким образом, гуманитарная помощь из Казахстана была бы нужнее не на западе, а на востоке и юге Украины.
Казахстан заинтересован в углублении экономического сотрудничества с Россией. России казахстанский рынок тоже нужен, как компенсация запрета на поставки некоторых товаров в Европу. В сложившихся условиях казахстанские власти делают выбор в пользу развития торгово-экономических проектов с Москвой при одновременном избегании острых юридических углов в вопросах признания государственности таких образований как Южная Осетия, Абхазия, ЛНР или ДНР.
Географически Казахстан находится в условиях, совершенно отличных от украинских. Украина отделяет Россию от Европы, территориально соприкасается с Польшей – наиболее русофобской страной Европы. Киевские власти всегда испытывали соблазн обогатиться за счёт продажи своих геополитических услуг Варшаве. «Ясновельможные паны» эти услуги охотно оплачивали, так как стремились к сохранению русофобского буфера между Польшей и Россией для достижения фактора стратегической глубины.
Казахстан расположен между странами-союзниками – Россией и Китаем. В отличие от Украины, Казахстан никогда не заявлял о желании присоединиться к антироссийскому блоку. Такой нейтральный статус крупнейшей по территории республики бывшей советской Средней Азии вполне устраивает и Москву, и Пекин.
В целом, власти республики озабочены сейчас не столько внешними, сколько внутренними проблемами, не стремясь к дипломатическим скандалам с кем бы то ни было. Насколько долго удастся сохранять эту чреватую неизбежными издержками «срединную» линию – покажет уже недалёкое будущее. «Казахстан вновь на перепутье», пишет европейское издание Modern Diplomacy. Учитывая множество внутренних проблем и необходимость восстановления после январских протестов, страна сейчас «сидит на пороховой бочке», и новый взрыв может нанести ей сокрушительный удар. Более чем вероятно, что ухудшение социально-экономической ситуации в республике будет и впредь использоваться Западом в качестве дополнительного рычага давления на руководство Казахстана.
Владислав Гулевич