На Украину прибыли боевики турецкой организации «Серые волки», которой покровительствуют ЦРУ и турецкие спецслужбы
«Одна из радостей путешествия – это возможность
посетить новые города и познакомиться с новыми людьми».
Приписывается Чингисхану
То, что турецкие власти, ведомые Р. Эрдоганом, проводят откровенно антироссийскую политику, очевидно и бесспорно. Этот курс связан не только с союзническими обязательствами, вытекающими из членства в НАТО, но и с собственными интересами, направленными на возрождение былого величия Османской империи. В контексте этих устремлений Анкара рассматривает РФ как препятствие на своем пути, которое необходимо устранить. Помимо действий политического и экономического характера, все чаще прямо или косвенно используются вооружённые силы – достаточно вспомнить Сирию, Ливию и конфликт в Нагорном Карабахе.
Особенно отчетливо планы Турции просматриваются в событиях на Украине. Выступая на Генассамблее ООН в сентябре 2021 года, Эрдоган заявил: «Мы считаем важным сохранять территориальную целостность и суверенитет Украины, включая территорию Крыма, аннексию которого мы не признаем». При этом в Анкаре не скрывают, что считают полуостров своим!
Начало активному и широкомасштабному военно-техническому сотрудничеству Анкары и Киева было положено в 2018 году после визита в турецкую столицу П. Порошенко. Первоначально официальная информация подавалась очень дозированно: в прессу были допущены лишь «утечки» о поставках в ВСУ ударных БПЛА Bayraktar TB2. Причина – обе стороны опасались возможной реакции России.
Опасения оказались напрасны. Лишь в апреле 2021 года, касаясь поставок турецких беспилотников на Украину, вице-премьер Ю. Борисов отметил: «Будем конкретно смотреть в конкретном случае». На тот момент киевскому режиму уже два года поставлялись Bayraktar ТВ2, причём десятками. Обеспечивались также обучение боевому применению и поставки управляемого вооружения, в том числе высокоточного.
Сегодня уже очевидно: Турция как форпост НАТО на южном фланге была посвящена в планы альянса относительно операции по «возвращению контроля над Донбассом», запланированной на начало марта. Только этим можно обьяснить тот факт, что экспорт продукции турецкой военной промышленности киевскому режиму в первом квартале 2022 года увеличился по сравнению с предыдущим годом в 30 раз! Даже с началом массированных поставок Западом вооружений на Украину Турция уступает по этому показателю лишь США и Польше.
В начале февраля В. Зеленский заявил, что Украина достигла соглашения с Турцией об увеличении поставок и программе локализации производства Bayraktar на местных предприятиях. В ответ на протест МИД РФ заместитель министра иностранных дел Турции Явуз Селим Кыран издевательски ответил, что Анкара «не передавала Украине беспилотные летательные аппараты Bayraktar в качестве помощи, это закупка у частной компании». Осталось уточнить, что компания Baykar Makina принадлежит зятю президента Эрдогана.
Сегодня тему применения БПЛА Bayraktar ТВ2 активно муссируют в различных СМИ, оценки экспертов при этом расходятся диаметрально. Фактом является то, что этот БПЛА изначально был предназначен для контрпартизанской борьбы, то есть в условиях отсутствия средств противодействия. В ходе спецоперации картина получилось совсем другой: средства ПВО и РЭБ ВС РФ уничтожили с 24 февраля более 60 таких беспилотников и новые поставки уже не способны восполнить боевые потери. Так, только за три дня с 7 по 10 мая в районе о-ва Змеиный были сбиты 11 Bayraktar ТВ2, причем один из них, судя по маркировке, был произведен 21 марта.
Однако ВТС между Украиной и Турцией простирается гораздо дальше и включает гораздо более серьёзные проекты. В январе 2020 г. в Киеве состоялось очередное заседание совместной украинско-турецкой комиссии. Помимо подписания представителями украинского военного ведомства и директората оборонной промышленности Турции соответствующих межправительственных протоколов, намечены дальнейшие конкретные шаги по развитию сотрудничества в области вооружений и военной техники, а также коопераций предприятий ВПК двух стран. Сразу по окончании переговоров турецкая делегация отправилась на такие объекты, как предприятия «Луч» и «Артём», где производятся важнейшие компоненты различных систем.
Особое внимание турки уделяют лидеру украинского ВПК заводу «Мотор Сич» Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» им. А. Г. Ивченко. Именно его продукция занимает особое место в планах по созданию гораздо более мощных БПЛА – оперативно-стратегического Akinci и даже «перспективного беспилотного истребителя».
Первый полет Bayraktar Akinci состоялся 6 декабря 2019 года. По сути, это уже беспилотный ударный самолет: его длина составляет 12,5 м, размах крыла – 20,6 м, боевая нагрузка – до 900 кг. Предполагается, что новый беспилотник сможет нести и крылатые ракеты. Силовая установка включает два мощных турбовинтовых двигателя семейства АИ-450 украинского производства. Согласно подписанным соглашениям, Украина обязалась поставить в период с 2021 до 2030 года не только большую партию АИ-450, но и модернизированные турбореактивные АИ-25 для перспективных турбореактивных БПЛА Göksungur. Всего планируется поставить свыше 500 двигателей на общую сумму более 600 млн долл. Более того, в 2020 году подписан контракт на экспорт в Турцию двигателей АИ-35 для новых крылатых ракет (КР).
Турция уже располагает КР SOM (Stand-off Mühimmat Seyir Füzesi), причём её модификация может использоваться как истребителями F-16, так и ударными беспилотниками Bayraktar Akinci. В ближайших планах – принять на вооружение собственный аналог американской КР Tomahawk. Для нее и предназначены двигатели АИ-35 производства завода «Мотор Сич», что официально подтвердили генеральный конструктор «Прогресса» И. Кравченко, а до него, еще 13 декабря 2019 года, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Т. Милованов.
Разработки новых КР в Турции как морского, так и наземного базирования продолжаются. Перспективная КР морского базирования получила название Gezgin («Путешественник»). По некоторым данным, в ее создании используется опыт, наработанный украинскими специалистами при создании КР «Нептун». Специалисты сходятся во мнении, что заявления Киева о том, что оказавшийся фатальным удар по крейсеру «Москва» был нанесен именно двумя КР «Нептун», обоснованны.
Гибель флагмана ЧФ была воспринята высшим руководством Турции с плохо скрываемым злорадством. Ликовали и в некоторых интернет-сообществах: теперь русским кораблям из Севастополя лучше вообще не выходить! Турецкие ВМС в акватории Чёрного моря и ранее имели значительное превосходство перед ЧФ РФ, а теперь баланс изменился радикально – крейсер «Москва» был единственным кораблем 1-го ранга, его мощное ракетное вооружение представляло большую опасность: залп 16 пусковых установок мог полностью лишить Турцию боеспособного флота.
20 октября 2020 года В. Зеленский в своём послании к Верховной раде прямо указал: «Европейский союз, США, Канада, Великобритания, Турция и другие наши партнеры продолжают неизменную поддержку Украины. Совместно с Турцией мы будем производить корветы, двигатели и военные дроны, развивать системы ПВО».
Как видим, особо упомянуты корветы, и это не случайно. В гибридной войне Запада против РФ большое внимание уделяется украинским ВМС. И если США до сих пор ограничивались поставками давно снятых с вооружения патрульных катеров, то Турция пошла дальше. На турецких верфях полным ходом идет строительство для ВМС Украины достаточно современного корабля типа Ada со сроком передачи заказчику в 2023 году. Согласно соглашению, это головной корабль, три других должны были строиться на верфи в Николаеве, как и серия из малых ракетных катеров. Одновременно Великобритания приступила к строительству нескольких пунктов базирования как на Черном, так и в Азовском морях. Планам этим сбыться не суждено – СВО РФ на Украине их обнулила.
Однако в стратегическом отношении НАТО и Турция как одна из важнейших составляющих сделали лишь поправки – генеральная линия сохранилась и приняла еще более выраженный антироссийский характер. 4 апреля в Анкаре прошли очередные переговоры в рамках «стратегического механизма Турция – США», подписанного Эрдоганом и Байденом в октябре прошлого года в Риме. Замглавы МИД Турции Седат Онал в ходе встречи с заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Викторией Нуланд в Анкаре заявил: «Турция и США подтвердили свою совместную приверженность защите суверенитета и территориальной целостности Украины».
На самом деле цель в ином – сокрушить Россию.
24 апреля Р. Эрдоган в очередной раз обсудил с В. Зеленским ситуацию на Украине. В тот же день Турция закрыла своё воздушное пространство для российских военных и гражданских самолетов, направляющихся в Сирию. Был закрыт для ВМФ РФ пролив Босфор, что является безусловно антироссийской акцией – ссылки на то, что пролив закрыли и для ВМС Украины, смехотворны ввиду их отсутствия.
Москва крайне нуждается в свободном выходе своих направляющихся в Сирию (и не только) кораблей и судов, а также абсолютно не заинтересована в усилении присутствия флотов вероятного противника у своих черноморских берегов. Здесь особое значение приобретает канал «Стамбул», который должен быть открыт через 5 лет.
Как известно, статус проливов Босфор и Дарданеллы из Черного в Средиземное море регулируется конвенцией Монтрё от 1936 года. Согласно этой конвенции, черноморские государства, заранее уведомив Турцию, могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу, тоннажу и срокам пребывания. Однако Турция в случае участия в войне или если посчитает ситуацию угрожающей для себя имеет право регулировать режим проливов по своему усмотрению, в том числе разрешать военным кораблям нечерноморских держав находиться в акватории неограниченное время. Сейчас ВМС США и других нечерноморских стран НАТО заняли выжидательную позицию, но это не надолго.
В апреле спикер турецкого парламента Мустафа Шентоп заявил, что президент Р. Эрдоган «хоть завтра» может выйти из конвенции. С введением в строй нового канала все меняется кардинальным образом: Турция сохраняет конвенцию Монтрё, но получает параллельный канал гораздо большей пропускной способности, который никак не регулируется международными законами. На это и делается ставка.
Противостоять этому можно только тем же, что было сделано в ходе предыдущих конфликтов Турции и России – Анкаре позволили об этом забыть и потому считают, что пришел их час. На многих аналитических сайтах, в том числе западных, уже активно обсуждается возможная карта того, что останется от нынешней Украины. В таком раскладе есть большой резон: только отрезав Украину от моря, Турцию можно образумить. А насытив береговую оборону комплексами «Бастион» и другими средствами поражения, можно привести в чувство и всех остальных «игроков». Только так они воспринимают действительность, а вовсе не через запрет на поставки помидоров.
Для тех, кто считает эти слова слишком воинственными, хочу напомнить, что в апреле на Украину прибыли боевики турецкой экстремистской организации «Серые волки». Её создателем и предводителем был полковник Алпарслан Тюркеш – поклонник Адольфа Гитлера. Сегодня «Серые волки» находятся под покровительством не только ЦРУ, но и турецких спецслужб. Группировка причастна к убийствам посла РФ в Анкаре и пилота Су-24 ВКС РФ в Сирии, где её отряды принимали активное участие в боевых действиях против российских и сирийских правительственных войск. Сегодня они уже на Украине.
Антон Веселов, по материалам: Фонд стратегической культуры