Посол США выходит за рамки допустимого: Грузия начинает сопротивляться

Маленькое и небогатое государство не может быть реально независимым от крупных и влиятельных соседей или партнеров. Но то, что наблюдается в последний период в Грузии со стороны западных дипломатов или политиков, по определению представителей грузинского экспертного общества, выходит за все рамки дипломатического этикета и демократических стандартов. Иностранные послы, парламентарии и иные политически значительные персоны считают возможным указывать нынешней власти Грузии, какие решения ей следует принимать и как следует поступать в той или иной внутриполитической ситуации.

Правящая партия «Грузинская мечта», которая до последнего времени сдержанно реагировала на резкие замечания и указания от влиятельных партнеров, неожиданно стала «огрызаться». Правда, делает это достаточно дипломатично, но все же дает понять западным политикам и дипломатам, что вмешиваться во внутренние дела суверенного государства нехорошо, это не укладывается ни в какие рамки демократического и считающего себя цивилизованным западного мира.

А так как власть имущие до конца откровенно высказать свое отношение к фактам подобного вмешательства «не смеют», от правящей команды формально откололась группа депутатов парламента, которая периодически оглашает непривычно резкую позицию по тому или иному неприемлемому для властей факту.

Нынешний посол США Келли Дегнан чуть ли не с самого своего назначения главой представительства в Грузии занялась наставлениями в адрес правительства страны. Вместе с тогдашним руководителем представительства ЕС активно включилась в процесс «примирения» правящей партии «Грузинская мечта» с недовольной избирательным законодательством оппозицией. И добилась от власти существенных уступок, отразившихся в заключенном противоборствующими сторонами в посольстве США «соглашении от 8 марта 2020 года».

Аналогичным образом американский дипломат и ее западные коллеги занялись примирением правительства и оппозиции после парламентских выборов 2020 года в Грузии, а затем сконцентрировали внимание на преодолении внутриполитических противоречий после местных выборов 2021 года.  Следующим объектом внимания зарубежных кураторов стал заключенный под стражу экс-президент Михаил Саакашвили. Посыпались назидательные замечания в адрес властей, как им следует обращаться с бывшим главой государства.

А кульминацией «вмешательства во внутренние дела» Грузии стал процесс назначения судей, в котором и посол США, и другие западные дипломаты и политики заняли сторону грузинской оппозиции и открыто и настоятельно потребовали от правительства «проведения соответствующей евростандартам судебной реформы». А также напомнили: эту реформу в Грузии финансировали США и ЕС. И, конечно, западные кураторы не обошлись без наставлений грузинских властей в связи с событиями на Украине. Наставлений настолько откровенных, что в Грузии их восприняли как поддержку прозвучавшего из Киева требования открытия второго фронта против России.

«Правду в лицо» послу США высказали покинувшие правящую «Грузинскую мечту» депутаты Созар Субари, Михаил Кавелашвили и Дмитрий Хундадзе. Они опубликовали очередное открытое письмо, в котором подвергли Келли Дегнан резкой критике.  Американского дипломата заподозрили в поддержке возвращения к власти партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» и открытия второго фронта против России для «оказания поддержки» Украине.

Откровенные «наставления» американского дипломата возмутили еще одного бывшего члена правящей команды, бывшего министра исполнения наказаний правительства «Грузинской мечты» Каху Кахишвили. По его мнению, нынешняя власть слишком многое позволяет иностранным партнерам.

«Я думаю, что мы с самого начала, с 2013 года, многое упустили и всем дали слишком много прав. Мы умеем уважать партнеров, друзей, послов. И никогда не было случая, чтобы происходила конфронтация. А сейчас мы дошли до такого уровня, что послы выступают и уже прямо оценивают политику и оглашают собственные решения по конкретным вопросам. Представьте себе, что наш посол в какой-либо стране выступит и начнет все оценивать. Посол, конечно, представляет свою страну, но дипломатический этикет гласит, что если есть вопросы, над которыми он работает, то работать над этими вопросами он должен либо с парламентским большинством, либо с министерствами», - заявил Кахишвили.

Представители правительства Грузии, премьер Ираклий Гарибашвили, председатель парламента, председатель правящей партии отвечали американскому дипломату сдержанными, но четкими заявлениями. К санкциям против России Грузия не присоединится, потому что это не отвечает национальным интересам страны и нанесет ущерб грузинской экономике и населению. Второй фронт открыт не будет, исходя из интересов безопасности Грузии. А процесс назначения судей – сугубо внутреннее дело самой Грузии.

На этом фоне стало известно, что еще в самом начале военной операции России на Украине посол США встретилась с учредителем правящей партии «Грузинская мечта» олигархом Бидзиной Иванишвили. О встрече в очередном открытом письме грузинскому обществу поведал сам Иванишвили. Содержания беседы с американским дипломатом он не раскрыл, но в грузинском обществе небезосновательно предположили, что посол, считая олигарха человеком, оказывающим влияние на правительство, пыталась внушить ему, как следует действовать грузинским властям в нынешней ситуации. И, судя по дальнейшим событиям, особого успеха не добилась.

По оценке грузинского независимого аналитика Заала Анджапаридзе, посол США Келли Дегнан явно вышла за рамки принятого дипломатического этикета, и это наглядно проявилось в ходе судебного процесса по делу гендиректора оппозиционного телеканала «Мтавари архи» Ники Гварамии. Как известно, Тбилисский городской суд признал Гварамию виновным в нанесении телеканалу «Рустави 2» (которым он руководил прежде) ущерба на сумму 6,8 млн лари и приговорил к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы.

«На этом судебном процессе случился вопиющий факт, когда представитель посольства США подошел к судье и потребовал от него разъяснений по поводу вердикта Гварамии, а затем посол сообщил судье, что тот снят с финансируемой США обучающей программы. Это нечто из ряда вон выходящее. Не думаю, чтобы посол США в какой-либо другой стране позволит себе таким грубым образом вмешиваться в судопроизводство принимающей страны. И объяснения посла меня не удовлетворили и не дали ответа на поставленные перед ней вопросы. Здесь я думаю, вопрос ясен: посол явно превысила свои полномочия»,

- заявил «Ритму Евразии» Заал Анджапаридзе.

По его же оценке, в таком отношении американского дипломата явно читается попытка посольства США любым образом повлиять на систему правосудия в Грузии. «Они апеллируют к тому, что инвестировали определенную сумму денег в реформу системы правосудия, а потому имеют право высказывать свое мнение, делать замечания. Но всему есть предел. Есть какие-то красные линии, переходить за которые не должен ни один дипломат, ни одна страна-донор», - подчеркнул эксперт.

Он не исключает, что за инвестициями в реформу судебной системы Грузии может стоять попытка Запада продвинуть туда свою креатуру.

«Если за этими инвестициями в систему правосудия Грузии стоит попытка разместить свою креатуру в высших судебных инстанциях, то все становится на свои места. Если вернуться немного назад, то можно вспомнить, как настоятельно требовали посольства США и ЕС от властей Грузии приостановить процесс назначения судей. Да, конечно, они имеют право высказывать свое мнение. Но когда делают это в такой категоричной форме, это уже прямое вмешательство в суверенные дела страны. Представьте себе, что посол Грузии в США пойдет в какой-нибудь окружной суд, где рассматривается резонансное дело, и потребует от судьи разъяснений, почему тот принял то или иное решение. Так что тут все ясно как дважды два»,

- пояснил З. Анджапаридзе.

По его мнению, во всех этих событиях просматривается попытка Запада взять под свой контроль судебную систему Грузии, чтобы затем контролировать уже все дела в государстве. «Когда в судебной системе будут сидеть обязанные Западу люди, которые будут руководствоваться не интересами государства, а интересами тех, благодаря кому они оказались на своих местах, то фактически через них западные партнеры смогут контролировать деятельность грузинских властей. Вопрос клана в судебной системе потому и активизирован, что хотят заменить этот клан. Если уйдет один клан, на смену ему придет другой, который будет проводить чьи-то интересы. А в том, что это так, у меня сомнений нет. Потому что тот, кто контролирует судебную систему, фактически контролирует и все дела в государстве», - подчеркнул З. Анджапаридзе.

Неприемлемы для аналитика и заявления американского дипломата по целому ряду других внутриполитических процессов, протекающих в Грузии. В частности, заявления в отношении оппозиции, в которых просматривается явная поддержка оппонентов нынешней власти. Или заявления в отношении ЛГБТ-сообщества.

«Создается впечатление, что посол не знает, в какой стране находится, каковы здесь культурные устои, традиции, история, религия. Поэтому я думаю, что даже если нарекания в адрес посла и были высказаны в излишне жесткой форме, и такая маленькая страна, как Грузия, конечно, должна более осторожно вести себя со «старшим партнером», но все же большинство вопросов, поставленных перед дипломатом, по моему мнению, были легитимны. Включая вопрос ее рандеву с Иванишвили»,

- заметил З. Анджапаридзе.

На вопрос, к чему все это может привести, аналитик ответил, что препирательства с послом США уже привели к тому, что из Вашингтона стали раздаваться если не окрики, то предупреждения. «А когда из США раздаются предупреждения, что властные структуры Грузии пытаются испортить отношения между двумя странами, это можно рассматривать как серьезный сигнал. И к этим предупреждениям следует относиться серьезно», - отметил аналитик.

Комментируя позицию официального Тбилиси, «смеющего» противоречить представителю страны, являющейся «главным стратегическим партнером» Грузии, З. Анджапаридзе не исключил, что в «правительстве Грузии, возможно, владеют какой-то, не известной широкой общественности, информацией, которая и дает основания для подобного отношения к «старшему партнеру». «Раз они (власти Грузии) выбрали такую тональность, значит, у них были на то свои основания. Иначе получается, что они потеряли инстинкт самосохранения», - констатировал З. Анджапаридзе.

В потерю такого инстинкта, честно говоря, не очень верится. Тут причина, как представляется, иная. Грузия – маленькая, слабая и небогатая страна, которая не может быть до конца независимой от влиятельного международного окружения. Но в мире протекают процессы, которые в скором времени, вероятно, изменят расклад сил на международной арене. И малым странам придется искать свое место в новой реальности и приспосабливаться к новым правилам игры. Не исключено, что именно такими поисками и занята сегодня Грузия.

Инна Маринина, по материалам: Ритм Евразии