НАТО: им бы всю Европу – взять и подчинить

qqzd1bz6pzjkНейтральная Швеция намерена присоединиться к силам быстрого реагирования НАТО. Нейтральная Австрия с 2014 года регулярно участвует, как и Швеция, в военных маневрах НАТО в Северной, Центральной, Восточной Европе. В Финляндию ЦРУ вскоре отправит до 100 своих пропагандистов и инструкторов. Активно наращивается сотрудничество и в рамках ВПК. Общая стоимость военно-промышленного экспорта и импорта между Швецией и странами НАТО, по имеющейся информации, за последние 7 лет возросла более чем на треть, по линии НАТО–Австрия данный показатель возрос почти на 20%. Всё это разрушение нейтрального статуса упомянутых государств идет в сопровождении пропагандистской кампании, в первую очередь, в Скандинавии, призывающей «обуздать агрессивные планы России».

Всё более активное сближение Стокгольма, Вены и Хельсинки с НАТО, не говоря уже о развитии тесного сотрудничества этого блока с Украиной и Грузией, означает главное: военно-политическое «кольцо анаконды» вокруг России сжимается рекордными темпами.

Швеция и Австрия, напомним, были своего рода посредниками и крупными нейтральными зонами между НАТО и Варшавским договором (ВД). Но после распада СССР и развала ВД Стокгольм и Вена поддались всёвозрастающему прессингу со стороны англосаксонских держав в плане ускоренного с ними политического сближения. А Россия, к сожалению, не уделяла должного политического внимания европейским «нейтралам» (включая Швейцарию и Ирландию), чтобы по возможности сохранить и расширить зоны европейского нейтрализма и тем самым притормозить «наступление» НАТО на страны Балтии, Восточной и Центральной Европы.

Из нейтралов-членов ЕС лишь Ирландии пока удаётся быть вне НАТО и воздерживаться от натовских учений и планов. Во-первых, ирландский ВПК не столь мощный и многоотраслевой, как в Швеции, а во-вторых, Ирландия в географическом плане максимально удалена – в отличие от Австрии и Швеции – от границ постсоветской России.

С конца 1990-х внешняя и оборонная политика Евросоюза активно превращается, по сути, в подчинённую «копию» военно-политического курса НАТО. Соответственно, страны ЕС, включая Австрию, Финляндию и Швецию, не могут не поддаваться всё большему воздействию на них военно-технологической и внешнеполитической стратегии альянса. Проще Швейцарии, не участвующей в НАТО и ЕС.

Тем временем в начатых в конце октября с.г. масштабных военных учениях НАТО в южной и юго-западной Европе (Trident Juncture) участвуют крупные соединения войск Швеции и Австрии. Основная задача этих маневров, как заявил командующий этими учениями генерал Ханс-Лотар Домрезе (Голландия), – это «подготовка и проверка возможностей Сил реагирования и Сил спецназначения НАТО. Что является основной частью усилий НАТО по адаптации к новым вызовам». Маневры эти завершатся лишь в первой декаде ноября.

Так или иначе, но сопоставимые по масштабам учения НАТО – Strong Resolve – состоялись 13 лет тому назад (в Центральной и Южной Европе). Австрия со Швецией в этих маневрах тогда не участвовали, ограничившись направлением своих наблюдателей. И вот – новый шаг в сторону альянса.

Участие Швеции в означенном мероприятии нарушает ее политику традиционного нейтралитета, официально объявленного Стокгольмом еще в 1816 году. А касательно Австрии нарушается бессрочный международный договор 1955 года о нейтралитете этой страны. Российская сторона почему-то не апеллирует к упомянутой правовой регламентации оборонной и внешней политики Швеции и Австрии.

[caption id="" align="aligncenter" width="700"] В апреле нынешнего года министры обороны Финляндии и Швеции вместе с коллегами из Норвегии, Дании, Исландии подписали декларацию, в которой заявили о расширении военного сотрудничества «на фоне российских военных учений в регионе и российской программы перевооружения»[/caption]

В отличие от нас, пропагандисты евроатлантических ценностей не дремлют. В канун учений в ряде шведских СМИ развернута широкая кампания насчет «всё более реальной военной угрозы со стороны России». Причем кампания эта обрамляется вполне эффектными, хотя и мифическими картами военных планов Москвы в отношении Скандинавии и Балтии, которые якобы вот-вот реализуются.

Между тем антироссийская нацеленность натовских учений, как и политики по расширению данного блока, отнюдь не скрывается его руководящими деятелями. В эти антироссийские комбинации и вовлекаются Австрия со Швецией и Финляндией. Примечательно в этой связи недавнее заявление главы НАТО Йенса Столтенберга (экс-премьера Норвегии): «Сегодня НАТО сталкивается с вызовами с Востока, где альянс наблюдает все более решительные действия России, и с Юга – со стороны радикальных террористических организаций». Не менее конкретно мнение командующего силами ВМС США в Европе Марка Фергюссона: «Россия создаёт обширную «стальную дугу», намереваясь бросить вызов НАТО».

Шведские СМИ с начала года всё чаще сообщают о намерении Стокгольма теснее сотрудничать с НАТО, и прежде всего в Прибалтике. Причем подчеркивается такая, едва ли не провокационная формулировка: «...в случае начала военных действий в странах Балтии». Официальных же шведских опровержений, в том числе по означенной формулировке, пока нет.

Правда, шила в мешке не утаишь. «В секретной докладной записке Минобороны Швеции говорится, что Швеция готова к более тесному сотрудничеству с НАТО в случае начала военных действий, например, в странах Балтии. Разоблачительную статью, проливающую свет на «закулисные игры» шведской обороны, опубликовала Svenska Dagbladet, – сообщило Радио Швеции 18 сентября с.г. – Великобритания хочет, чтобы Швеция присоединилась к соглашению о создании военных сил быстрого реагирования НАТО». И далее: «(Председатель комитета Риксдага по вопросам обороны) Аллан Видман выступает за членство Швеции в НАТО» и считает, что ведется «подготовка Швеции к участию в Силах быстрого реагирования альянса».

Швеция, напомним, имеет обширную морскую границу с Калининградской областью РФ и обладает рядом островов (восточнее Стокгольма) на стыке Балтийского моря и Финского залива. А шведский ВПК в мировой табели о рангах остается одним из наиболее развитых. Уже только эти факторы способны резко усилить и без того серьезное давление НАТО на Россию в Балтийско-Скандинавском регионе.

Что касается Финляндии, мы неспроста упоминали ее в контексте далеко идущих натовских планов. Именно Суоми имеет наиболее протяженную в Европе сухопутную границу с Россией (около 1200 км), а это обстоятельство не может не «притягивать» к себе стратегов альянса. Тем более что данная граница расположена вблизи Санкт-Петербурга, Мурманска, Кронштадта, Петрозаводска. Кроме того, активное сближение НАТО с соседней Швецией и участие других соседей Суоми в этом блоке (Норвегия и страны Балтии) тоже оказывают влияние на Хельсинки.

Упомянутые выше 100 инструкторов, которых ЦРУ США в начале 2016 года направит в Финляндию, будут готовить эту страну к сближению с НАТО, в том числе в пропагандистском плане, и помогут более надежному обустройству финляндско-российской границы. Скандинавские СМИ сообщают об этом со ссылкой на главу пресс-службы правительства Суоми и по совместительству правительственного эксперта по государственной безопасности Маркку Мантила. По тем же данным, финляндская сторона всё активнее сотрудничает с пропагандистскими и аналитическими центрами США и НАТО – Гарвардским университетом, Фондом Франклина Рузвельта и т.п.

Более того, в 2017-м намечен референдум о вступлении Финляндии в НАТО. Нелишне напомнить в этой связи, что в 2013-м по инициативе тогдашнего премьера Финляндии Александра Стубба в Кардиффе (Уэльс) был подписан договор о военно-техническом сотрудничестве страны с НАТО. Кстати, первой финляндской «помощью» альянсу вскоре стали... поставки танков на Украину.

 Впрочем, Россия официально промолчала по поводу НАТО-финляндского договора, противоречащего, заметим, договору «Об основах отношений между РФ и Финляндией» (1992 г.). Такая реакция Москвы, видимо, было расценена как сигнал к более вызывающим антироссийским действиям со стороны Суоми. Каковыми и стали поставки танков Украине. А какими будут следующие шаги Суоми?

По данным финляндского эксперта по вопросам внешней политики Петера Иискола, Запад давно мечтает подойти к российским границам со стороны Финляндии. Но «финны в большинстве своем против вступления в этот военный блок, они за сохранение нейтралитета». По оценкам политолога и правозащитника Йохана Бекмана, хотя сейчас до 80% финнов выступают против членства Финляндии в НАТО, «всё может измениться. Умелая пропаганда делает свое черное дело. США удалось изменить ситуацию в Швеции, которая готова вступить в НАТО уже в ближайшем будущем. И финское правительство решило не отставать – хотят вступить в НАТО вместе со Швецией. Точнее, так хочет США».

По тем же оценкам, сторонники вступления Суоми в НАТО – это максимум треть населения страны; в Швеции – до 40%. И если в ходе референдума о вступлении Суоми в этот блок явка не превысит 70%, а число сторонников НАТО будет больше 40%, то проамериканские силы, не исключено, победят.

[caption id="" align="aligncenter" width="418"] Карикатура из шведской FB-группы «Разоблачайте русофобию»[/caption]

Российская сторона отвечает на действия НАТО в этом регионе усилением боеспособности своих войск на северо-западе РФ, оснащением их новыми видами оборонительного вооружения. Но в означенной ситуации нужны также и политические ходы, сдерживающие «экспроприацию» Швеции, Финляндии, а также и Австрии со стороны НАТО. В этом контексте России, может быть, целесообразно, скажем так, обновить небезызвестные инициативы шведского премьер-министра (в 1970-х – середине 1980-х гг.) Улофа Пальме о провозглашении Северной и Центральной Европы нейтральными безъядерными зонами. Похоже, сегодня эти проекты ещё более актуальны.

Алексей Чичкин

Источник