Неделя НАТО в Ереване: что нового?
Впервые после смены власти в Армении в апреле-мае прошлого года и внеочередных декабрьских парламентских выборов, с 11 по 15 марта 2019 года в Ереване прошла неделя НАТО. Внимание к этому мероприятию оказалось достаточно большим, и, тем не менее, оно всё не сильно заинтересовало общественность. Более того, «неделя» оказалась в тени куда более важных событий: совместного заседания Советов национальной безопасности Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики в Степанакерте, официального визита новоизбранного президента Грузии Саломэ Зурабишвили и жёстких баталий вокруг сноса многочисленных кафе вблизи театра оперы и балета им. А. Спендиаряна.
Что интересно, патронировало неделю на этот раз посольство Франции в Армении. Именно во Французском университете в Ереване проходила конференция «Партнерства НАТО, взгляд Франции» организованная офисом НАТО.
Среди главных вопросов, более всего интересовавших атлантистов во время «недели», фигурировали цели и задачи армянской гуманитарной миссии в Сирии. Ещё в феврале этот вопрос был центральным во время рабочей поездки в Ереван руководителя офиса НАТО на Южном Кавказе Росариу Пуглиси. Альянс принял к сведению решение Еревана о проведении гуманитарной миссии в Сирийской Арабской Республике, заявил в ходе вышеупомянутой конференции спецпредставитель генсека НАТО по Южному Кавказу Джеймс Аппатурай.
Также он напомнил, что НАТО как организация не участвует в действиях в Сирии и не высказывает официальную позицию по этому вопросу. «Тем не менее, на встречах с руководством Армении тоже обсуждали этот вопрос. Мне пояснили, зачем это делается, представили политические и гуманитарные принципы. По возвращении я передам точку зрения армянских властей и сделаю так, чтобы эта точка зрения была представлена всем союзникам», – сообщил Аппатурай.
Из Брюсселя уверяют, что в НАТО уважают выбор Армении в вопросе избрания союзников – будь то политические или экономические. «Мы не видим проблемы в членстве Армении в ЕАЭС и её сотрудничестве с НАТО. Этот вопрос вчера обсуждался с президентом и премьер-министром. В НАТО считают, что сотрудничество с Альянсом повышает безопасность региона», – заметил гость.
По его словам, очерченные после Второй мировой войны границы меняются, и после 2014 года возникла конфликтная ситуация. Аппатурай напомнил, что до 2014 года между Россией и НАТО шло достаточно динамичное сотрудничество по ряду направлений, «и мы надеялись, что наше взаимодействие продолжится в том же русле, однако Россия избрала иной путь, о чём стало ясно из одного из выступлений российского лидера Владимира Путина в 2017 году». В качестве неполного списка «недружественных действий» России за последний период спецпредставитель генсека НАТО припомнил так называемую «аннексию Крыма», военные действия в акватории Чёрного моря, недружественную риторику относительно отношений НАТО с Грузией, приостановление Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Правда, господин Аппатурай забыл упомянуть о том, что страны представляемого им блока активно способствовали в 1990-х годах распаду Югославии и перекройке границ на Западных Балканах. Как и о том, что Вашингтон, при полной поддержке своих партнёров, первым вышел из Договоров о противоракетной обороны и о ракетах средней и меньшей дальности. На очереди – Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Кроме того, США вышли из Парижских соглашений по климату, а также из UNESCO – организации, содействующей укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества в области образования, науки и культуры. Также администрация Трампа либо покидает региональные экономические соглашения, либо добивается их коренного пересмотра в выгодной для себя конфигурации (Транстихоокеанское партнерство, Североамериканское соглашение о свободной торговле NAFTA и др.). Таким образом, действия Вашингтона последние годы дают немало оснований для сомнений в надежности американцев в качестве партнера как лидера НАТО и всего «евроатлантического сообщества». Не говоря о том, что в ряде случаев США и их партнёры по блоку развязали региональные войны или масштабные военные действия в Ираке, Ливии, Сирии и других странах без соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.
Между тем, Аппатурай в Ереване вещал о том, что «в качестве альтернативного пути в НАТО считают развитие отношений с партнерами, содействие им в укреплении суверенитета в вопросах обороны и безопасности. Ещё одно направление для нас – это увеличение вовлеченности в процессы в Среднем Востоке, в том числе Ираке и его соседних странах, ввиду усиления угроз, исходящих в том числе от ИГИЛ (запрещена в Российской Федерации)». Одновременно, Аппатурай заверил, что развитие диалога с Москвой продолжает быть важным для НАТО, и в альянсе надеются увидеть позитивную динамику в этом направлении.
Он также констатировал, что НАТО сегодня активно реформируется с тем, чтобы лучше бороться с современными угрозами, особенно по части кибербезопасности. По его словам, киберугрозам подвергаются все страны-члены альянса, и НАТО тесно взаимодействует в этом вопросе с ЕС, дабы более эффективно бороться с этим вызовом.
Вполне естественно, что, находясь в Ереване, Аппатурай выразил благодарность армянской стороне за тот вклад, который она вносит в международный мир и безопасность в Афганистане и Косово, где армянские военные действуют совместно со странами блока (в Косово – с США, а ранее с Грецией, в Афганистане – с Германией).
Будучи функционером блока, Аппатурай, много говорил о «свободе выбора», при этом последовательно критикуя Москву, поскольку «России не нравится политика открытых дверей НАТО и Европейского союза». Вместе с тем, осознавая, что он находится в Армении, Аппатурай как мантру повторял тезис о том, что «взаимодействие должно продолжиться, в том числе и с Россией».
Кроме того, оценивая намерение Европы создать собственную армию, он выразил убеждение, что в вопросе обеспечения защиты альтернатив НАТО нет, и нужно подойти к этому вопросу таким образом, чтобы «избежать дубляжа».
Одновременно, Аппатурай признал, что сегодня существует серьезное давление на Европу – как со стороны США, так и изнутри. Последнее признание представляется несколько неожиданным, т.к. функционеры блока стараются не выносить на публику имеющиеся внутренние проблемы.
Другим важным функционером НАТО, посетившим столицу Армении, стала специальный представитель Генерального секретаря НАТО по вопросам женщин, мира и безопасности Клер Хатчинсон. В ходе встречи с министром обороны Давидом Тонояном обсуждались вопросы, касающиеся реализации в Вооруженных силах Армении положений резолюции 1325 Совета безопасности ООН «Женщины, мир и безопасность».
Министр обороны представил утвержденную правительством Армении Программу национальных действий на 2019-2021 гг. в рамках резолюции 1325, касающиеся министерства обороны, и зафиксированный прогресс, особенно в инициативах по стимулированию привлечения женщин в различные подразделения вооруженных сил. Он отметил, что особое внимание уделяется привлечению женщин в подразделениях, участвующих в миротворческих миссиях, стимулированию их участия в разработке политики в оборонной сфере и в процессе принятия решений, защите прав женщин в системе обороны и формированию культуры по обеспечению равных прав.
Клер Хатчинсон высоко оценила реализованные в этих направлениях работы и выразила готовность продолжать сотрудничество с министерством обороны Армении. Хатчинсон также провела встречи с министром иностранных дел Зограбом Мнацаканяном и вице-спикером парламента Леной Назарян.
В рамках недели также состоялась международная конференция по вопросам укрепления чести и достоинства в Вооруженных силах Армении. Конференция прошла в Министерстве обороны в рамках программы НАТО, в которой Армения участвует с 2013 года. В ее работе принимали участие представители военного ведомства Армении и альянса, эксперты из Франции, Боснии и Герцеговины, Болгарии. В рамках конференции ее участники рассмотрели вопросы борьбы с коррупцией, реформы в сфере управления.
По убеждению представителя НАТО в регионе Пуглиси, программа, хорошо разработана и востребована, в ней участвуют 20 стран, в том числе и 8 членов Североатлантического альянса. Она констатировала новый импульс, который придан программе. «Процесс несколько затянулся. Но сейчас мы вступаем в новый этап. Прочная Армения в интересах НАТО. Процесс самооценки был проведен в 2014-15 годах, результаты проанализированы в 2016 году. Тесное сотрудничество с Арменией продолжается. В Альянсе признают, что коррупция является угрозой, она отражается на доверии к армии, влияет на управление. Мы понимаем сложности и вызовы, стоящие перед страной. Армения выразила приверженность процессу. Мы со своей стороны готовы содействовать. Армения уже накопила определенный положительный опыт в сфере улучшения управления», – отметила представитель НАТО. Посол Германии в Армении Матиас Кислер, выступая на конференции, напомнил о том, что «у Германии более чем полувековой опыт строительства Вооруженных сил и такой же опыт в укреплении дисциплины, чести и достоинства. Проблемы были на начальном этапе, есть и сейчас. Потому что все проблемы решить нельзя, процесс последовательный. Работать надо постоянно».
Как нам представляется, важным новым компонентом сотрудничества Армении и НАТО, после конституционных изменений, станет возросшая надзорная роль парламента, как в отношении деятельности Правительства, так и Вооруженных сил. Косвенно это обстоятельство подтверждается проведенный по этой теме семинар в парламенте Армении в рамках Недели НАТО.
Также будет продолжено сотрудничество Армении и НАТО в сферах борьбы с коррупцией, миротворческих миссий, в военно-образовательной сфере (к примеру, ожидается реализовать образовательную программу для сержантов, которая будет соответствовать евроатлантическим стандартам). Однако, судя по всему, все эти планы не являются новостью и обговаривались еще при прежней власти, т.е. речь идет о продолжении сотрудничества в рамках IPAP (Individual Partnership Action Plan – план/программа индивидуального партнерства, который был подписан в декабре 2005 года) но не более того.
Саркис МАРТИРОСЯН