При смерти ли НАТО и его «головной мозг»?

Масштабная подготовка к учениям Defender Europe – 2020 позволяет в этом усомниться

Широко растиражированное высказывание президента Франции Эмманюэля Макрона о «смерти головного  мозга» породили достаточно широкий спектр мнений о состоянии Североатлантического Альянса и о степени раздирающих его противоречий. Напомним, французский лидер отметил прогрессирующую неспособность НАТО под водительством Америки защитить интересы Европы в эпоху подъёма Китая и сложностей в отношениях Запада с Россией и Турцией:

«НАТО находится в состоянии, которое можно обозначить как «смерть мозга»… Мы должны пересмотреть деятельность НАТО в свете обязательств США… Если мы сейчас не очнёмся, в дальнейшей перспективе мы можем потерять геополитическую субъектность и уже не будем сами определять нашу судьбу».

Выходец из среды глобалистов, французский руководитель выразил обеспокоенность зависимостью Европы от прихотей администрации Трампа, который, дескать, «поворачивается к европейцам спиной» и «не разделяет европейскую идею». В качестве примера он привёл принятое без консультаций с партнёрами решение Белого Дома о выводе части воинского контингента из северо-восточной Сирии, что негативно сказалось на судьбе курдских союзников из «Сирийских демократических сил». К этому заметим, что в реальности говорить об уходе американцев из Сирии, мягко говоря, преждевременно.

Альянс способен эффективно функционировать, покуда Соединённые Штаты остаются ключевым главным гарантом безопасности «Старого Света», полагает Макрон. Однако хаотичный характер заявлений из-за океана при Трампе создаёт неопределённость, что заставляет европейцев задуматься о создании собственной военной структуры, автономной от НАТО. Разговоры о «европейской армии» идут уже не первый год, однако результаты видятся весьма скромными. Пытаясь разыграть в невнятном диалоге с Вашингтоном «российскую карту», Макрон говорит о диалоге с Москвой вопреки санкциям во имя будущего Европы и  позиционировании её как стратегически независимой силы. Стремясь дезавуировать заявления французского лидера, госсекретарь США Майк Помпео заверяет сомневающихся в том, что НАТО остаётся наиболее важным проектом международного стратегического партнёрства за всю историю.

Насколько далеко зайдёт кризис доверия между партнёрами, судить пока достаточно сложно. Надо полагать, что в преддверии «юбилейного» саммита Альянса в Лондоне (3-4 декабря) обмен мнениями усилится, и мы услышим ещё немало красивых слов и намёков, а также кулуарного ворчания. Однако есть слова, а есть реальные дела, и они не вполне согласуются с сентенциями Макрона о «смерти мозга» НАТО. Так, Европейское командование США заранее проинформировано тех, кому ведать надлежит, о предстоящих с февраля по май 2020 года в Европе беспрецедентных комплексных учениях «Защитник Европы – 2020» (Defender Europe-2020) с участием 37 тысяч военнослужащих из 18 государств (включая партнёров Альянса). Согласно официальным реляциям, основной их целью станет «поддержание боеготовности альянса и сдерживание потенциальных врагов». География учений (Германия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Грузия...) и их размах не оставляют сомнений в том, от кого собираются «защищать» европейцев американские партнёры, и кому они собираются противостоять.  «Гуманитарным» и «оборонительным» характером решаемых задач никто особо не прикрывается. Наступление рассматривается стратегами Пентагона как основной вид боевых действий для достижения разгрома и уничтожения противника и захвата его территории, отмечают военные эксперты. Информационно-пропагандистское прикрытие – в частности, преисполненные безумия рассуждения RAND Corporation о гипотетическом военном ударе России по странам Балтии, что вынудит Альянс задействовать небезызвестную «пятую статью» (о принципе коллективной обороны), в эффективности которой позволил себе усомниться господин Макрон. Предполагаемый сценарий учений очень напоминает манёвры по «защите» Германии в 1970-х – 1980-х годах ReForGer (return of forces to Germany). Особое внимание будет уделено всевозможным сценариям ведения боевых действий в пресловутом «Сувалкском коридоре», (участок польско-литовской границы, отделяющий Белоруссию от Калининградской области). Прообраз «битвы народов» с участием трёх боевых и саперной бригады пройдет на полигоне Дравско-Поморске в северо-восточной Польше, в то время как на Висле будет репетироваться форсирование водной преграды.

Ещё в 2017 году, по мере наращивания военного присутствия США в Польше, американцы столкнулись с рядом проблем логистического характера: недостаточная пропускная способность и плотность дорог, несоответствие требованиям по нагрузке ряда мостов и т.д. Из этого были сделаны выводы: в мае 2019 года стало известно о возвращении к стратегии т.н. внезапного развёртывания, использовавшейся, как упоминалось выше, во времена «холодной войны». Речь идёт о способности в кратчайший срок радикально нарастить военное присутствие в сопредельных с Россией странах. При этом военная наука не стоит на месте, и самоназначенные «защитники Европы» будут активно отрабатывать в «полевых условиях» новые военные технологии, включая искусственный интеллект, гиперзвуковое оружие и боевых роботов. Вплетённое в общий сценарий учений, командно-штабное мероприятия в немецком Графенвере, вероятно, послужит «испытательным полигоном» для современных концепций ведения боевых действий.

…В апреле-мае через Атлантический океан будут  переброшены 20 тысяч американских военнослужащих, 20 тысяч (!) единиц вооружения и военной техники, а также множество органов управления и подразделений обеспечения для четырёх бригадных групп. Личный состав полетит военно-транспортными самолётами и затем автотранспортном, а вооружение, техника и средства материально-технического обеспечения поплывут морем. Под нужды Пентагона задействуются 10 европейских аэропортов. Грузы же военного назначения из портов в Чарльстоне, Саванне, Бомонте, Порт-Артуре и ряда портов в Техасе прибудут в бельгийский Антверпен, голландский Флиссингене, немецкий Бремерхафен и эстонский Палдиски, откуда оперативно проследуют в пункты назначения по железной дороге.

Согласно официальной информации, сухопутного командования США, в Европу будут переброшены:

– 3800 военнослужащих 2-й боевой бригадной группы 1-й бронетанковой дивизии из Форт-Блисс (Техас), полная штатная численность которой 4413 человек;

– 3800 человек 116-й боевой бригадной группы  из Бойс (Индиана);

– 3800 человек 2-й бронетанковой боевой бригадной группы 3-й пехотной дивизии из Форт-Стюарт (Джорджия);

–  1750 человек бригады боевой авиации 3-й пехотной дивизии;

– 1000 человек 1-й боевой бригадной группы 82-й воздушно-десантной дивизии из Форт-Брэгг (Северная Каролина) и 150 человек штаба дивизии;

– 300 человек 13-го экспедиционного командования поддержки из Форт-Худ (Техас);

– 100 человек 807-го командования медицинского обеспечения  из Солт-Лейк-Сити (Юта);

– 500 человек штаба 1-й кавалерийской дивизии из Форт-Худ (Техас);

– 350 человек командования артиллерии 1-й кавалерийской дивизии из Форд-Худ (Техас);

– 250 человек штаба бригады поддержки 1-й кавалерийской дивизии из Форд-Худ (Техас);

– 200 человек штаба 168-й инженерной бригады из Вицскбурга (Миссисипи);

– 250 человек 44-й медицинской бригады из Форт-Брэгг (Северная Каролина);

– 600 человек 11-й бригады связи из Форт Блисс (шт. Техас).

Только на вооружении 1‑я бронетанковой дивизии находится более 240 танков Abrams, около 700 БМП Bradley и бронетранспортеров, 66 гаубиц (203, 2‑мм и 155‑мм), 103 миномета и 61 вертолет. Таким образом, речь идёт о наиболее масштабном перемещении живой силы в Европу из США за последние четверть века, включая медицинский персонал, что наводит на определённые размышления. В интервью одному из польских телеканалов бывший командующий сухопутных войск США в Европе Бен Ходжес заявил, что, по его мнению, именно масштабы организации тылового обеспечения свидетельствует о подготовке войск к войне. «Когда я командовал Сухопутными войсками США в Европе и слышал о крупных российских военных учениях, то спрашивал, развертывают ли они полевой госпиталь. И если ответ был отрицательный, то это означало, что не готовится ничего серьезного, а это только учения. Но если бы осуществлялось всестороннее тыловое обеспечение, необходимое для проведения длительной военной операции, это привлекло бы мое внимание». В бытность при должности этот деятель активно ратовал за т.н. «военный шенген», позволяющий военному конвою «перемещаться по Европе так же быстро, как мигрант может перемещаться по Европе». Задействование же крупных аэропортов и портов на территории европейских государств определит их место в цепочках военной логистики на случай возникновения вооружённого конфликта в Европе. По завершении учений, которые продлятся по факту нескольких месяцев, американские военнослужащие возвратятся к местам постоянной дислокации лишь в июле. Как и в предшествующие годы,  часть военной техники после учений останется в Европе, будучи передислоцированной в приграничные с Белоруссией и Россией районы. Возможно, в их числе будут и ракетные пусковые комплексы, предназначенные для развёртывания в прибалтийских странах.

Американское присутствие уже сегодня активно наращивается в Польше. Литве, Латвии, Эстонии, однако основным «логистическим центром» Defender Europe – 2020 будет Германия. Робкие возражения местных политиков, встревоженных негативной реакцией Москвы на явные враждебные приготовления, не будут иметь особого значения. Именно германия Ранее командует сводным «батальоном» НАТО в Литве (1200 военнослужащих), в то время как британцы командуют аналогичным контингентом в Эстонии (поближе к российской границе), канадцы – в Латвии, американцы – в Польше, где активно модернизируется сеть военных аэродромов, оперативных «пунктов подскока», коммуникационные пути. Завершено формирование тылового соединения – группы региональной поддержки резерва Сухопутных войск США на военной базе Зембах в Германии. Из всего этого можно сделать вывод о том, что предстоящие учения Defender Europe-2020 содержать существенные элементы подготовки к войне с Россией и Белоруссией с использованием созданной и активно развиваемой инфраструктуры и тыловых воинских формирований. Кроме того, он делает весьма призрачной идею «европейской армии», ибо весь накопленный в ходе этих учений опыт востребован исключительно во взаимодействии с заокеанским «старшим братом».

В ходе недавней встречи глав государств СНГ в Ашхабаде Президент РФ Владимир Путин напомнил, что недавние крупномасштабные учения Вооружённых Сил страны проходили вдалеке от выдвинувшихся далеко на восток рубежей альянса, и «поэтому попытки нагнетания у наших границ мы не приветствуем, мы считаем, что это вредно, но будем реагировать спокойно». В свою очередь, белорусский  лидер Александр Лукашенко, на которого со стороны западных партнёров оказывается массированное информационно-психологическое давление, считает решение Североатлантического альянса провести столь крупные учения в непосредственной близости от границ СНГ «ненормальным». «Это Польша и страны Балтии. Это ненормально. Это не говорит о том, что мир пришел на территорию Европы и очагов таких не возникнет в будущем. Это непонятные учения». «Югославизация» Белоруссии сопровождается формированием ударного кулака в сопредельных районах Польши параллельно активной работе внутри страны. Теме не менее, совместная безопасность – неизменный приоритет Москвы и Минска, и вполне возможно, что на территории союзной страны могут быть развернуты российские зенитно-ракетные комплексы «С-400» и части боевой авиации.

Дмитрий НЕФЁДОВ