Идлиб: заявляя о приверженности миру, Турция наводняет регион войсками

14 марта начал работу совместный центр по взаимодействию с турецкой стороной для обеспечения режима прекращения огня и проведения совместного патрулирования в САР, сообщил руководитель российского Центра по примирению враждующих сторон контр-адмирал Олег Журавлев. В рамках подготовки к совместному российско-турецкому патрулированию трассы М4 проведена инженерная разведка маршрута патрулирования: Саракеб – Найраб – Мсибин – Найраб – Саракеб.

ЦВПС призывает командиров незаконных вооруженных формирований отказаться от вооруженных провокаций и встать на путь мирного урегулирования ситуации в подконтрольных им районах.  Однако, как пишет Telegram-канал Вестник Дамаска, боевики запрещённой в России террористической группировки «Хейят Тахрир аш-Шам» (а ранее – Файлак аш-Шам») угрожают убить любого военнослужащего, который окажется в поле их досягаемости. Сообщается также о возможных провокациях на маршруте патрулирования и о широко разрекламированной в социальных сетях сидячей акции на трассе M4 части «мирных жителей» поселения Ариха южнее Идлиба.

Министерство обороны России характеризует прошедшие в Анкаре переговоры с Турцией по Идлибу как конструктивные: «Их результаты позволят реализовать все договоренности по Идлибской зоне деэскалации, достигнутые между президентами России и Турции 5 марта в Москве». Как заявил днём ранее (после телефонного разговора президентов России и Турции, обсудивших ход реализации достигнутых 5 марта договорённостей) министр обороны Хулуси Акар,

«Переговоры с российской делегацией, которые сегодня завершаются, прошли в положительной и конструктивной атмосфере. Наши наблюдательные посты в Идлибе продолжат функционировать. Речи об отводе тяжелого вооружения с них не идет».

Между тем, Турция продолжает переброску на северо-запад Сирии военнослужащих и военной техники (включая тяжёлую), что отражает последовательный курс на вмешательство во внутренние дела соседнего государства с прицелом на отторжение очередной части её территории (программа-минимум).

«Военные колонны, в составе которых множество бронетехники, топливных автоцистерн, самоходных ствольных и реактивных артиллерийских установок, мобильных радарных систем и грузовиков с боеприпасами, идут нескончаемой вереницей в южном направлении. Судя по всему, Анкара уверена в том, что сирийская оппозиция без ее помощи долго не продержится и воевать с войсками Башара Асада рано или поздно придется всерьез… Между тем, турецкие независимые наблюдатели продолжают фиксировать прохождение российских морских судов, перевозящих военные грузы, через пролив Босфор в направлении сирийского порта Тартус»,

отмечает еженедельник «Независимое Военное обозрение» в статье «Турция воспользовалась режимом прекращения огня для перегруппировки сил». Автор публикации цитирует распространённое мнение о том, что «Реджеп Тайип Эрдоган затеял переговоры не во имя того, чтобы убедить Москву не препятствовать действиям турецких войск в Сирии, а ради паузы, необходимой для перегруппировки сил оппозиции и переброски дополнительных турецких войск на сирийскую территорию». Заметим, так происходит уже не в первый раз, способствуя бесконечному затягиванию вооружённого противостояния с возрастающими рисками для российского военного присутствия в стране и в регионе в целом.

Количество нарушений режима прекращения огня боевиками хотя и сократилось, но они не прекратились полностью. В ЦПВС дипломатично констатируют отсутствие нарушений режима перемирия контролируемыми турками группировками, отнеся 11 случаев в провинциях Латакия и Алеппо на счёт «не контролируемых» Турцией запрещённых в России «Исламской партии Туркестана», «Аджнанд аль-Кавказ» и «Джебхат ан-Нусры». Более того, части российской военной полиции сопровождают турецкие конвои до наблюдательных пунктов в «зоне деэскалации», остающихся в тылу сирийцев. Очевидно, воспринимая это как само собой разумеющееся, президент Эрдоган не перестаёт грозить возобновлением военной операции «Весенний щит» в одностороннем порядке в том случае, если он сочтёт, что данные Россией во время переговоров в Москве «обещания не будут сдержаны». Достигнутые договорённости подготовят почву для стабильности и нормализации обстановки в Идлибе, гарантируют безопасность турецких солдат и защитят «гражданское население», утверждает турецкий лидер (1). Активно обустраивается и застраивается времянками буферная зона на сопредельной сирийской территории.

По информации министерства обороны России,

«15 марта т.г. в зоне деэскалации Идлиб Сирийской Арабской Республики состоялось первое совместное российско-турецкое патрулирование участка трассы М-4.

Протяженность маршрута совместного патруля была сокращена из-за провокаций, планируемых неподконтрольными Турции радикальными бандформированиями. 

Для реализации провокаций террористы пытались задействовать в качестве «живого щита» мирных жителей, в том числе женщин и детей.

В целях предотвращения инцидентов, из-за которых могли пострадать мирные жители, совместным российско-турецким координационным центром было принято решение сократить протяженность маршрута первого совместного патрулирования.

Турецкой стороне предоставлено дополнительное время для принятия мер по нейтрализации террористических группировок и обеспечения безопасности совместного патрулирования трассы М4».

Маршрут патрулирования и «зона безопасности» согласно московским договорённостям

Сокращённый участок маршрута – между Саракибом и Арихой, за которой зона контроля «сирийской национальной армии» сменяется «неподконтрольными Турции радикальными бандформированиями», более чем вольготно обосновавшимися в приграничном районе. Однако это разделение видится более чем условным.

«Первое совместное турецко-российское патрулирование в Идлибе было завершено благодаря мерам, принятым в результате координации между совместными координационными центрами РФ и Турции с целью предотвращения любых возможных провокаций и причинения вреда гражданским лицам в регионе»,

говорится в заявлении Министерства обороны Турции.

* * *

13 марта, в ответ на удары из кустарных ракетных установок по базе оккупационной коалиции в Ираке «Таджи», американцы нанесли «точечные» удары по пяти складам с оружием группировки «Катаиб Хезболлах». Не осталась в стороне и восточная часть Сирии, где по-прежнему функционирует рассадник террористической грозы в районе Эт-Танф. Об этом вновь напомнил присоединившийся к группировке «Магавир ас-Саура» бывший полковник сирийской армии Аид Абделла Соуда, допрос которого предоставили российским журналистам сирийские военные. Отнюдь не рядовой боевик показал, что прошёл обучение подрывной деятельности у американских специалистов, хорошо плативших боевикам, в том числе иностранным наёмникам (до 500 долларов в месяц) и готовили их по высшему классу в обмен на диверсионно-террористические акции в разных районах страны, не исключая Идлиб.

«После подготовки у американских инструкторов их отправляли на восток, к Евфрату, для проведения диверсий, в основном на нефтяных объектах и объектах инфраструктуры, подконтрольной правительству, чтобы запугать людей, вред нанести. Я не знаю точно, что случилось у американцев, но они уменьшили финансирование и сказали, что, если вы хотите получить больше, нужно выполнить операции вне 55-километровой зоны… Часть боевиков была направлена в провинцию Хасеке, другие — в Идлиб… Оружие завозилось через Саудовскую Аравию, Иорданию. Оружие было самого разнообразного производства: китайское, натовское. Самое лучшее — натовское»,

– рассказал Cоуда, по утверждению которого, в последнее время число боевиков в районе Эт-Танфа уменьшилось. Переданные им сведения ещё предстоит проверить, однако в целом они свидетельствуют о продолжающихся совместных усилиях спецслужб США, Турции и других стран, направленных на дестабилизацию ситуации в Сирии. Март 2020 года – девятилетие разворачивания вооружённой фазы конфликта, с самого начала которого были задействованы и активно проявили себя террористические элементы. В любой стране объективно имеются проблемы, однако экономика страны динамично развивалась на фоне сбалансированной внутренней политики, что дополнительно акцентирует рукотворную природу конфликта в его наиболее экстремальной фазе. Общеизвестно, что в районе военной базы Инджирлик американскими спецслужбами при активном содействии турецких партнёров создавались тренировочные лагеря, в которых инструкторы из стран НАТО обучали засылаемых затем в Сирию головорезов. Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов напоминает о свидетельствах бывших журналистов «Аль-Джазиры» о том, как в заполыхавший первым в марте 2011 года южный город Дара`а заходили тропами десятки вооружённых боевиков.

«Американцы… сегодня находятся на северо-востоке страны и контролируют все нефтяные месторождения, попросту воруя нашу нефть. Если нам удастся освободить нефтяные вышки от американской, по сути, оккупации, безусловно, это сыграет большую роль в деле возрождения нашей экономики»,

– напомнил в недавнем интервью посол САР в Москве Рияд Хаддад. За прошедшие годы, вовлечение в конфликт едва ли не всех ведущих глобальных и региональных игроков (страны Запада, Израиль, Турция, монархии Персидского залива) не обещает скорого завершения противостояния.

Примечание

(1) Одновременно он хвастается уничтоженными якобы в Идлибе 8 комплексов «Панцирь» сирийской армии. «В результате массированных атак турецких ударных беспилотных летательных аппаратов получили повреждения два сирийских ЗРПК «Панцирь». В настоящее время завершается их восстановление», – ответили на это в российском военном ведомстве.