США и Россия в Сирии: каналы взаимодействия и «гонки по вертикали»

Военная помощь террористам дополняется экономическим террором в отношении Дамаска

Десятого июня 2020 года состоялось очередное, шестнадцатое по счету совместное российско-турецкое патрулирование участка трассы М-4 в зоне деэскалации Идлиб, связывающей Алеппо и Латакию. Согласно сообщению Центра примирения враждующих сторон, «впервые совместный российско-турецкий патруль прошел до населенного пункта Дженнакра провинции Идлиб». Как и ранее, от российской стороны к мероприятию на маршруте в 40 км привлекалось два БТР-82А и бронеавтомобиль «Тигр». Движение совместной российско-турецкой колонны с воздуха контролировалось беспилотниками ВКС России, а организация взаимодействия между сторонами осуществлялась через совместный координационный центр.

Днём ранее на маршруте следования патруля российской военной полиции около Кобани на севере Сирии произошел взрыв, жертв удалось избежать. По сообщению ЦПВС,

«в результате подрыва маломощного самодельного взрывного устройства (СВУ) никто не пострадал. Все военнослужащие благополучно вернулись в пункт базирования».

Более серьёзный инцидент имел место 10 июня в северо-восточной провинции Хасеке, в районе поселения Абра: американские военнослужащие попытались преградить путь российскому военному патрулю, но их бронемашина (M1235 MRAP) заглохла после того, как из-под её капота внезапно повалил пар, чему предшествовал хлопок, характерный для прорыва трубки системы охлаждения двигателя.

На одном из распространяемых в социальных сетях видео видно, как машины российской военной полиции прорываются сквозь пытающийся заблокировать их движение американский заслон в той же провинции Хасеке.

«Мы в очень интенсивном и профессиональном диалоге с США по нашим военным каналам. Механизм деконфликтинга работает, это хороший опыт. Мы надеемся, что он может быть использован и в других ситуациях. Мы подтверждаем наш интерес в улучшении двустороннего соглашения с США по предотвращению опасной военной деятельности и договоренности по избежанию опасных военных инцидентов, использовать сирийский опыт будет также полезно»,

заявил в этой связи заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.

* * *

10 июня президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в очередной раз поговорили по телефону, обозначив среди приоритетов в Сирии контроль за соблюдением перемирия в Идлибе и нейтрализацию боевиков.

«…Акцентирована необходимость наращивания усилий по реализации российско-турецких договоренностей по Идлибской зоне деэскалации, включая принятый в Москве 5 марта дополнительный протокол к сочинскому меморандуму от 17 сентября 2018 года. В числе приоритетных совместных задач – контроль за соблюдением перемирия и нейтрализация действующих в Идлибе террористических группировок»,

сообщает пресс-служба Кремля. Пока запрещённая в России террористическая группировка «Джебхат ан-Нусра» обстреливает сопредельные с «зоной деэскалации» поселения, боевики переходят на лиру. В этой связи привлёк к себе странный инцидент, случившийся ещё 6 июня: в результате обстрела бронированного автомобиля «скорой помощи» в Идлибе был убит турецкий военнослужащий, ещё двое ранено. Некоторые обстоятельства происшествия навели наблюдателей на предположение о спланированном нападении на машину, перевозившую боевикам «зарплату». Помимо регулярных военных колонн через погранпереход Кяфр-Лусин, турецкие власти продолжают передачу наличных денежных средств в банки на неподконтрольных официальному Дамаску территориях, сообщает Directorate 4. На фоне очередного резкого обвала сирийского фунта контролирующее район Идлиба марионеточное «временное правительство» переходит на расчеты в турецкой лире и долларах США. Новые деньги якобы уже получили банки в Азазе и в самом Идлибе, причём подконтрольное запрещённой в России группировке «Хайат Тахрир Аш-Шам» «правительство спасения» эту инициативу поддержало.

В самой Турции по этому поводу имеются определённые сомнения. Увеличение денежной массы за счёт Сирии создаст дополнительную нагрузку на экономику, указывают оппоненты курса на дальнейшее вовлечение Турции в дела соседней страны. Только за последний год турецкая лира подешевела по отношению к американскому доллару на 13,5%, что связано как с общемировыми тенденциями, так и с обострением отношений Анкары и Вашингтона. Несмотря на то, что в последние недели они вроде бы налаживаются, сюрпризы  в виде новых санкций (наподобие введённых после покупки у России ЗРК «С-400» и др.) вовсе не исключены. Члены комиссии Конгресса по религиозной свободе обвиняют Анкару в преследовании христиан в занятых ею районах Сирии, и при необходимости США и далее могут серьезно повлиять на финансовые возможности их строптивого партнёра. 

Галопирующее обесценение сирийского фунта (по состоянию на 10 июня 2020 года – 3200 за 1 доллар США, официальный курс 700, в 2011 году около 50) – лишь одно из отражений стремительно ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране, которой не преминут воспользоваться внешние недоброжелатели.

«По оценке Всемирной продовольственной программы, приблизительно 9,3 миллиона сирийцев сейчас испытывают нехватку продовольствия – самый высокий показатель в истории. За последние полгода число этих людей увеличилось на 1,4 миллиона»,

сообщила агентству РИА Новости представитель Всемирной продовольственной программы (WFP) ООН в стране Джессика Лоусон. В течение года цены на основные продукты питания в Сирии возросли на 115%, в то время как зарплата в государственном секторе совершенно недостаточна даже для удовлетворения элементарных потребностей в продуктах питания. По некоторым данным, за чертой бедности находятся около двух третей сирийцев. Посевы пшеницы по-прежнему поджигаются в различных частях страны, не исключая и южные провинции, где сирийская армия пытается справиться с промышляющими контрабандой бандами, вышедшими из режима перемирия и контролирующими ряд поселений в провинции Дера`а. Неделю назад протесты с лозунгами, напоминающими 2011 год, начались в Эс-Сувейде (регион компактного проживания друзов).

Помимо этого, экономические санкции Запада значительно затрудняют внешнюю торговлю Сирии, включая импорт необходимых товаров, включая продовольствие, нефтепродукты, горюче-смазочные материалы. В комментарии 8 июня агентство SANA возложило ответственность за ухудшение социально-экономической ситуации в Сирии на Вашингтон. По информации агентства, спецпосланник Госдепа по Сирии Джеймс Джеффри на встрече с «оппозиционерами» признал, что обвал сирийского фунта и небывалый рост цен на товары стал результатом американского давления на легитимные власти САР. С 17 июня вступает в силу так называемый «Закон Цезаря», основывающийся «на ложных свидетельствах, сфабрикованных враждебными сирийскому народу сторонами». МИД Сирии расценивает ужесточение санкций, распространяющихся и на сотрудничающие с Дамаском компании третьих стран, «как экономический террор, который является частью развязанной против Сирии кровопролитной войны». Наконец, захват проамериканскими курдскими формированиями (на которые антисирийские санкции распространяться не будут) нефтяных полей Заевфратья усугубляет топливный кризис. Падение уровня жизни на фоне роста безработицы и закрытия предприятий провоцирует широкое общественное недовольство, рост криминала, в том числе наркоторговли. На минувшей неделе в Сирии поменялся глава правительства, и не приходится сомневаться в том, что миссия уроженца Мааарет-ан-Нумана Хусейна Арнуса будет чрезвычайно сложной.

Не добившись свержения «режима Асада» военно-террористическими методами, США и их союзники включили на полную мощь маховик экономического террора, как и в случае с Ираком после операции «Буря в пустыне» и Ираном. Это имеет прямое отношение к задачам долговременного присутствия России на Ближнем Востоке в год пятилетия начала военной операции в Сирии 30 сентября 2015 года. Едва ли не единственным реальным внешним источником содействия Дамаску остаётся российская финансово-экономическая помощь, однако возможности Москвы далеко не безграничны, актуализируя вопрос о путях хотя бы частичного восстановления разгромленной войной экономики. Возможно – с участием Китая. До недавнего времени угроза американских санкций удерживала Пекин от экономического сотрудничества с сирийскими властями, однако воинственная линия Белого Дома может способствовать пересмотру прежней сдержанной позиции.

* * *

Как отмечают многие наблюдатели (и как это видно из официальных релизов по итогам переговоров и консультаций глав государств), помимо Сирии значимое место в российско-турецком диалоге занимает ситуация в Ливии. Поездка номинального главы протурецкого «Правительства национального согласия» Фаеза Сараджа в Москву сорвалась. Успехи лояльных этому «правительству» боевиков в противостоянии «Ливийской национальной Армии» Халифы Хафтара призван закрепить постоянный «воздушный мост» из Турции. Министерство обороны этой страны опубликовало видео прошедших в Средиземном море учений, с задействованием 17 летательных аппаратов и 8 фрегатов и крейсеров. По утверждению ливийских и сирийских источников, что под предлогом учений транспортники  ВВС Турции доставили к берегам Триполи очередную партию наёмников из Сирии, военных советников, а также военной и специальной техники (в Мисурату).

Газета Yeni Şafak пишет о возможном создании на ливийской территории двух постоянных баз – авиационной Аль-Ватия (с развёртыванием систем ПВО и боевые БПЛА) и военно-морской в портовой Мисурате. Это неизбежно затянет военные действия, способствуя фактическому распаду страны на зоны доминирования внешних сил. На этом фоне помощник госсекретаря США по Ближнему Востоку Дэвид Шенкер обвинил во вмешательстве в дела Ливии Россию, которая якобы «спровоцировала интервенцию Турции».

«Мы особенно обеспокоены продолжающимся притоком в Ливию российской военной техники, оружия и российских наемников из группы Вагнера. Присутствие России привело в настоящее время к значительной турецкой интервенции»,

– заявил он на брифинге в Вашингтоне, не утруждая себя представлением тому каких-либо доказательств. Ранее в Москве неоднократно опровергали заявления о российском военном присутствии в Ливии. В частности, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов в недавнем интервью египетской газете Аль-Ахрам опроверг заявления зарубежных источников, в том числе госдепа США, о присутствии в Ливии сотрудников ЧВК «Вагнер» и их участии в боях на стороне «ЛНА». Подобные заявления основаны на подтасованной информации, полученной из источников сомнительного свойства, и имеющих прямой интерес в поддержке противников Хафтара. К примеру, списки мифических «наёмников» воспроизводятся из террористического украинского сайта «Миротворец».

Добавим к этому, что рассуждения о «ПНС» как о «международно признанном» правительстве не вполне корректно, ибо в реальности оно поддерживается лишь несколькими членами ООН, и прежде всего Турцией, серьёзно активизировавшейся в Восточном Средиземноморье. Можно предположить, что имея перед собой пример России, сумевшей предотвратить неизбежный, казалось бы, в 2015 году военный разгром «режима Асада», в Турции стали действовать ещё более решительно на землях Северной Африки, столетиями входивших в орбиту Османской империи. Однако решительные действия турок в поддержку своих клиентов с неизбежностью встретят противодействие со стороны многих арабских стран, способствуя превращению бывшей Джамахирии в тесное сплетение проблем, практически не поддающихся решению. Относительно комфортная мирная жизнь довоенных Ливии и Сирии ушли навсегда, сменившись для основной массы граждан необходимостью элементарного физического выживания. Удивляться этому не стоит: даже в заокеанской сверхдержаве «прогрессивная общественность» крушит города и  даже захватывает, как в Сиэлте, некоторые кварталы, провозглашая там некие «автономные зоны», свободные от контроля федерального центра и правоохранительных органов. И если кое-где в Америке теперь «как в Сирии», то можно представить, во что превращена жизнь на территориях государств, вот уже почти 10 лет охваченных инспирированными извне перманентами вооружёнными конфликтами.

Андрей Арешев