«Теневая война» против Дамаска и Тегерана набирает обороты
Несмотря на разгром бандформирований в Сирии, с территорий, которые остаются под контролем террористов, до сих пор исходит угроза, заявил президент России Владимир Путин в интервью для фильма «Без права на ошибку. Рождественский визит в Дамаск».
«Мы тогда [в период принятия решения о начале в 2015 году военной операции – прим. ред.] чувствовали, что нарастает террористическая угроза с территории Сирии, поскольку бандформирования захватили почти всю сирийскую территорию и укреплялись в Сирии».
Несмотря на то, что «профессиональные бандформирования разгромлены», с территорий, остающихся под контролем террористов, до сих пор исходит угроза, которую спецслужбам, в частности ФСБ, удаётся купировать, отметил российский лидер. Действительно, период новогодних и рождественских праздников в арабской республике и в самом деле выдался беспокойным. Напомним, 30 декабря в результате ночной атаки боевиков запрещённой в России террористической группировки «ИГ» в провинции Дейр-эз-Зор было уничтожено несколько автобусов с сирийскими военнослужащими, несколько десятков человек убиты и получили ранения. А вечером 3 января (второй подобный инцидент менее чем за неделю) возле Вади-аль-Азиб на дороге Ракка – эс-Саламия в провинции Хама под огонь попал гражданский транспорт и военный автобус, в результате чего было убито и ранено около 15 человек. По информации «Военкоров Русской Весны», сирийское военное командование направляет в пустынный регион новые подкрепления, и обезопасить стратегически важную трассу.
Накаляется ситуация и на восточном берегу Евфрата «в связи с активизацией ИГИЛ, а также продолжающимися столкновениями между курдскими «Сирийскими демократическими силами» (СДС) и родоплеменными союзами, СДС и протурецкими формированиями по периметру зоны операции «Источник мира», в районе населенного пункта Айн-Исса». «Ситуация «на земле» в Сирии стабилизировалась, но остается взрывоопасной и сложной. Сохраняется напряженность на неподконтрольных Дамаску территориях – в Идлибе, Заевфратье и Ат-Танфе. Остро стоят гуманитарные и социально-экономические проблемы, усугубившиеся в связи с ужесточением односторонних санкций и на фоне пандемии коронавируса», – заявил в интервью РИА Новости заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин.
В этой связи отметим, что 19 декабря отряды «СДС» при поддержке с воздуха силами проамериканской «коалиции» атаковали поселение Абриха на востоке провинции Дейр-эз-Зор с целью ликвидации местной террористической ячейки. В результате был арестован некто Али аль-Джадуа и два его помощника. По информации источников Al-Monitor, являясь видным (но вовсе не единственным) представителем «ИГ», этот самый аль-Джадуа стоял за убийствами некоторых племенных шейхов, бойцов «СДС» и солдат сирийской армии, а также вымогал через подконтрольную ему структуру вымогательством денег у гражданских лиц и торговцев. Не оставляют своим «вниманием» террористы также и нефтяные скважины на востоке Сирии, часть которых контролируется «СДС», а часть, проиранскими ополченцами и местными сторонниками «режима Асада». В частности, в середине декабря боевики «ИГ» якобы обстреляли из миномётов окрестности американской базы на нефтяном месторождении Аль-Омар. Разумеется, в столь тревожной остановке гражданское население пребывает в постоянном страхе, опасаясь покидать свои дома. Убийства продолжаются и в печально известном лагере беженцев «Эль-Холь» в провинции Хасеке.
Еще один потенциальный конфликтный регион – Камышлы, контролируемый частично сирийской армией (в частности, аэропорт), а частично – «СДС» (большая часть города). Несмотря на свободу взаимного перемещения, периодические задержания и аресты провоцируют напряжённость (как в начале минувшей недели), которую удаётся гасить усилиями российской военной полиции.
8 января в провинции Аль-Хасеке благополучно завершился первое в 2021 году российско-турецкое патрулирование протяжённостью около 50 км, охватившее 5 поселений и некоторые нефтяные месторождения. Многолетняя война разорила этот некогда развитый промышленный район страны: большинство вышки остановлено объем добычи нефти упал в 20 раз. Всего в мероприятии было задействовано 80 военнослужащих из двух стран на бронеавтомобилях «Тигр», «Рысь», «Тайфун», турецких Kirpi II, под прикрытием с воздуха вертолетами Ми-8АМТШ и Ми-35 авиации ВКС РФ. В этот же день через погранпереход аль-Валид с севера Ирака переброшено более 60 бронемашин и грузовиков «коалиции» с оружием и топливом.
* * *
В первые дни наступившего года развернула на юге Идлиба, в горном массиве Джебель-аз-Завия очередные танки, оружие и материально-технические средства, перемещённые через Кяфр-Лусин на 30 военных машинах. Множество военных баз и опорных пунктов отделяют контролируемые Дамаском районы, от оппозиционных группировок Идлиба. Одновременно боевики группировки «Аль-Фатх аль-Мубин» атаковали подконтрольные сирийской армии районы в Джебель-аз-Завии, что не остаётся без ответа.
6 января на видео попали кадры обстрела боевиками протурецких вооружённых группировок российского военного объекта близ Тель-Тамера на северо-востоке Сирии.
#Suriye |#TSK Tel-Tamr’deki #Rusya ait gözlem noktasının yakınlarını vuruyor pic.twitter.com/zXxAYQZ4DK
— Middle East News (@MiddleastN) January 6, 2021
Примечательно, что несколькими днями ранее сообщалось об открытии российскими военными (после переговоров с турецкими пограничниками в селении Шаркарак) международной автомагистрали М4 для гражданского и коммерческого использования. По одной из версий, обстрел был произведён «по ошибке», и первоначальной целью противника должны были быть «СДС». Преднамеренный удар по российским военнослужащим повлёк бы жёсткие ответные действия. Однако общий авантюристический характер действий на севере Сирии незваных гостей и близость расположения позиций противостоящих сил благостных прогнозов на будущее не предполагают. Только за 6 января российской стороной зафиксировано 26 нарушений режима перемирия, в том числе в провинции Идлиб – 19, Латакия – 5 и Хама – 2. Из предъявленных турками 9 нарушений российской частью мониторинговой комиссии не подтверждено ни одно.
В ночь на 7 января, когда предполагаемые сторонники Трампа, густо перемешанные провокаторами, с позволения полиции вошли на Капитолийский холм, Израиль нанёс из воздушного пространства оккупированных Голанских высот очередной ракетный удар южнее Дамаска (третья подобная атака почти за 10 дней). Силам противовоздушной обороны САР удалось перехватить часть ракет. По данным SOHR, израильские ракеты были нацелены на предполагаемые базы ливанской «Хизбаллы», причём атака якобы случилась через 2 дня после посещения соответствующего района делегацией иранского Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). Усиление израильских ударов в последние месяцы – это часть одобренной Вашингтоном «теневой войны» в Сирии, а также – часть более масштабной антииранской военной кампании в регионе, подорвавшей за последние два года «обширную военную мощь» Исламской Республики, пишет, ссылаясь на западные разведывательные источники, издание The Arab Weekly. Другое издание, Arab News, обсуждает возможное назначение «куратором» Ближнего Востока в Совете Национальной Безопасности при Байдене небезызвестного Бретта МакГерка, бывшего посланника «коалиции» по борьбе с «ИГ», ушедшего с этой должности из-за разногласий с Дональдом Трампом. Фигура этого дипломата, начинавшего ещё при Дж. Буше-мл., но «засиявшего всеми красками» при Обаме, традиционно вызывает острое недовольство в Анкаре из-за его «прокурдской» позиции, и его новая роль, как указывают эксперты, может означать «плохое начало эры Байдена» для американо-турецких отношений. На одном из антитеррористических мероприятий в Вашингтоне в 2017 году МакГерк произнёс следующее: «С 11 сентября провинция Идлиб – главное пристанище [запрещённой в России – прим. ред.] „Аль-Каиды»… Отправлять туда десятки тысяч тонн оружия и закрывать глаза на боевиков, устремляющихся в Сирию из-за рубежа, как поступали некоторые наши союзники, – не лучшая позиция. „Аль-Каида» воспользовалась этим сполна. Сегодня Идлиб – огромная проблема».
Впрочем, как хорошо известно, турецкая помощь сирийским «революционерам с большой дороги» находила полное понимание и ободрение у Вашингтона, и даже более того. Как поведёт себя МакГерк, ещё только предстоит понять. Но в любом случае, не вызывает сомнений, что скандальная смена администрации Белого Дома с Трампа на Байдена только усилит дестабилизирующее влияние заокеанской «сверхдержавы» на ближневосточный регион.
Андрей Арешев