Случившееся на прошлой неделе официальное вступление в должность 46-го президента США Джозефа Байдена и его «напарницы» Камалы Харрис, похоже, возродили надежду у прозападных групп в Ереване на более активную деятельность Вашингтона в Закавказье, нацеленную после «Третьей карабахской войны» на его дальнейшее геополитическое переформатирование. Заметим, относится это не только к маргинальным группировкам с их приуроченными к выступлениям «навальнистов» 23 января русскоязычными эфирами, но и к представителям парламентского большинства из фракции «Мой шаг» и ближайшего окружения действующего премьер-министра Никола Пашиняна.
Оказавшись не в состоянии полностью выполнить предначертанную внешними кураторами программу по полной и окончательной сдаче Нагорного Карабаха, они пока вынуждены вести диалог с Россией, по-прежнему держа в уме долгосрочные планы по геополитическому «перевоспитанию» Армении с превращением её в торговую лавку на пути тюркского транзита. Будучи активистами различных неправительственных организаций, они неоднократно, притом публично, демонстрировали свои взгляды в ходе шумных антироссийских акций по любому поводу и без, неизменно привлекавших внимание ангажированных СМИ как части соответствующей инфраструктуры влияния. Высказанные же недавно подозрения в работе некоторых высокопоставленных персон на британскую и турецкую разведки только вносят в складывающуюся картину недостающие штрихи.
Немаловажный повод встрепенуться надеющихся на то, что «Байден придёт – порядок наведёт», – явная активизация деятельности «нового» Госдепартамента и американского посольства. Отвечая на письменный запрос одного из сенаторов, вероятный сменщик Майка Помпео Энтони Блинкен заявил о возможности частичного свёртывания программ сотрудничества в сфере безопасности с Азербайджаном «в свете последних военных действий в Нагорном Карабахе». Одновременно он поддержал идею увеличения помощи Еревану «в области безопасности и для укрепления демократического управления и содействия экономическому росту». И уже стало известно о возможном увеличении консолидированной грантовой поддержки армянским партнёрам по линии профильных американских ведомств в 2021 г. до 100 млн долл.
На следующий день после заявлений своего шефа пафосной статьёй разразилась посол США в Ереване Линн Трейси, чья активность в последнее время заметно возросла. Как отмечают местные СМИ, в этой отнюдь не случайной публикации «явно просматривается тезис о неприемлемости итогов войны в Карабахе и высказывается мысль о необходимости скорейшего политического разрешения этой наболевшей проблемы». «Несмотря на прекращение боёв, политическое решение статуса Нагорного Карабаха важно для укрепления регионального мира и стабильности», – пишет госпожа Трейси, не указывая, впрочем, как этого достичь. Не менее символичен и иной пассаж: «Вместе с нашими армянскими друзьями и партнёрами мы преодолеем вызовы, защитим наши общие ценности, будем содействовать демократии и верховенству закона, прокладывая путь к светлому будущему для всех нас».
Одновременно карабахским вопросом резко заинтересовались в Европарламенте, высказавшись в пользу активизации усилий Минской группы ОБСЕ, осудив турецкое вмешательство и обозначив необходимость «взять на себя стратегическую ответственность» во имя окончательного и справедливого разрешения карабахской проблемы. То, о чём западные политики и эксперты говорить пока стесняются, а именно о дискредитации любым способом «российской миротворческой модели», охотно делают за них «независимые» эксперты, пытающиеся запугивать «российской угрозой» и Баку, и Ереван.
Разумеется, «проармянские» политико-дипломатические экзерсисы (даже если на какое-то время Вашингтоном будет восстановлена 907-я поправка 1992 года к «Акту о поддержке свободы» о запрете оказания Баку военной помощи) не вернут ни Нагорного Карабаха, ни тысяч загубленных молодых жизней; не возместят они ни колоссальных экономических потерь, ни ущерба от нанесённого по армянскому обществу и национальной идентичности тяжелейшего морально-психологического удара. Вместе с тем, обозначая более активную игру на Кавказе, усиливающийся «западный ветер» предоставляет доведшему страну до грани национальной катастрофы режиму некоторые возможности для внутри- и внешнеполитического манёвра.
Помимо вышеупомянутых грантов «неправительственным организациям» и усугубляющих и без того запредельное долговое бремя кредитов со стороны международных финансовых организаций, в информационном пространстве Армении активно продвигается тезис о некоем «российско-турецком сговоре», якобы предопределившем исход военных действий осенью 2020 года. При этом активно подхватываются информационные пасы с разных сторон, включая идеологически близкие русскоязычные информационные ресурсы: дескать, «многолетняя преданность России дорого обошлась Армении», так что теперь не остаётся другого выхода, как «двигаться» на Запад, что фактически означает интеграцию в «тюркский мир». Как и ранее, это будет сопровождаться сильнодействующим наркозом наподобие клятв новоиспечённой главы USAID Саманты Пауэр (или даже обещаний самого Байдена) признать в очередной раз геноцид армян, Адама Шиффа – признать Арцах, либо же угрожающих заявлений в сторону «хулиганствующего» режима Эрдогана.
Между тем недавно лидер одной из карликовых пропашиняновских партий прямо заявил о предпочтительности турецкого внешнеполитического вектора российской ориентации. И едва ли речь идёт о некоей отсебятине отдельного альтернативно одарённого деятеля: достаточно посмотреть на последние кадровые назначения и публичные шаги действующей армянской власти, чтобы убедиться в последовательном продвижении «нового геополитического мышления».
В частности, в Высший судебный совет парламентской фракцией «Мой шаг» продвинут известный своими русофобскими взглядами и участием в киевском майдане «соросовец» Давид Хачатрян (брат главы Специальной следственной службы Сасуна Хачатряна). Усилиями курируемого им издания «Грапарак» создан негативный информационный фон вокруг деятельности российского посольства в Ереване, что опять-таки не является простым совпадением. Бывший министр науки, образования, культуры и спора Араик Арутюнян, запомнившийся многочисленными скандалами и продвижением «глобальных» ценностей в противовес традиционным, стал советником премьер-министра. Ещё один яркий представитель «соросовской» команды Арсен Торосян переместился в кресло руководителя пашиняновского аппарата вместо диджея Эдуарда Агаджаняна.
Наконец, обучавшая Пашиняна английскому языку глава парламентской фракции «Мой шаг», выпускница «Флэтчеровский школы» и активистка запрещённого в России «Корпуса мира» Лилит Макунц всерьёз рассматривается на должность посла в Вашингтоне. Глава Армянского центра американских исследований Сурен Саркисян обращает внимание на отсутствие у этой дамы сколь-нибудь серьёзного опыта в сфере дипломатии, притом что новость о её возможном назначении армянские лоббисты в США восприняли весьма негативно: «Если они не будут ей помогать, это станет еще одной серьезной проблемой для и так не лучших отношений с Вашингтоном», не говоря уж о том, что «будущий дипломат должен также работать с послом России в США».
Согласно настойчиво циркулирующим слухам, это и другие назначения встречают глухое сопротивление также в Министерстве иностранных дел Армении, а потому Пашинян якобы задумал создать некую альтернативную структуру под кураторством ещё одного «питомца гнезда Сороса» Арсена Харатяна, призванного координировать деятельность представительств в Вашингтоне, Москве, Тбилиси, Брюсселе и Киеве. Как и в случае с Макунц (и с Владимиром Карапетяном в Киеве), послами в странах, являющихся ключевыми партнёрами Еревана, будут назначаться лица, не только безоговорочно лояльные Пашиняну, но и замеченные в связях со спецслужбами государств, Армении отнюдь не дружественных.
Не приходится сомневаться в том, что подобного рода кадровые назначения только усилят внешнеполитический хаос, приводя к дальнейшей деградации армяно-российских отношений, и далеко не только их.
Андрей Арешев, по материалам: Ритм Евразии