События в Афганистане и судьба Евразии
Турецкая газета Cumhuriyet пишет, что США затеяли новую игру по дестабилизации Центральной Азии: «С тех пор как [запрещённый в России] «Талибан» за короткое время взял под контроль столицу Афганистана, на международной арене началась новая эра. Относительно захвата власти талибами звучат разные мнения. Одни эксперты говорят, что США потерпели поражение перед «Талибаном», другие убеждены, что США развернули новую игру по дестабилизации региона. Что на данный момент можно сказать наверняка, так это то, что эти события повлияют не только на Афганистан и его соседей, но и на судьбу евразийского пространства».
По мнению Cumhuriyet, после ухода США «подконтрольные ЦРУ террористические организации могут… воспрепятствовать китайскому проекту «Один пояс, один путь», а также ослабить безопасность России». Газета напоминает: «Когда «Талибан» правил в Афганистане в 1996-2001 годах и основал исламский эмират, в регионе набрали силу исламистские движения. Их влияние особенно усилилось в граничащих с Афганистаном Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. В Таджикистане после обретения независимости в 1992-1997 годах вспыхнула гражданская война... В Узбекистане, особенно в Ферганской области… исламистская оппозиция строила планы по свержению правительства. Эти планы были сорваны усилиями президента Узбекистана Ислама Каримова. Для России эти движения также представляли серьезную угрозу».
На ту же тему рассуждает хорватская газета Advance. «Москва, – пишет газета, – считает бывшие советские республики в Средней Азии своим «защитным валом» от угроз для России и ее интересов в Евразии. Сегодня в этих бывших советских республиках, где проживает преимущественно мусульманское (хотя в основном светское) население, спокойно, но неизвестно, как долго сохранится это спокойствие, если ситуация усложнится… Заявления талибов о том, что они хотят мира в Афганистане и не позволят стране превратиться в убежище для террористов, вселяют определённые надежды, но остаётся вопрос: насколько талибы способны выполнить эти обещания и насколько они вообще этого хотят?»
«Мы часто забываем, – напоминает американская Christian Science Monitor, – что Россия 20 лет назад активно поддержала оккупацию Афганистана силами НАТО, предоставила Соединённым Штатам воздушное пространство Российской Федерации для помощи войскам США в Афганистане и просила НАТО не уходить оттуда, пока обстановка там окончательно не стабилизируется. И лишь на фоне общего ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном в последние годы продолжающееся американское присутствие стало вызывать в Москве раздражение…»
А о том, что уход США из Афганистана может обернуться негативными последствиями и для Китая, американцы говорят прямо. The Wall Street Journal пишет, что «Китай, возможно, рано радуется: победа талибов может ударить по Пекину, как и по Москве… Россия и Китай расположены гораздо ближе к Афганистану, чем США, и первыми ощутят последствия переворота – потоки беженцев, усиление терроризма и наркоторговли».
Джо Байден заявил, что США теперь не будут пытаться «переделывать другие страны» с помощью военной силы. Однако это вовсе не значит, что они не будут делать этого другими способами или при помощи кого-то ещё. Как повлияет появившийся в Афганистане в августе 2021 года исламский эмират на обстановку в Центральной Азии, сейчас никто сказать не может. Уход из Афганистана – плановая акция, и от претензий на гегемонию в Евразии США не отказались.
Как сообщила The Washington Post со ссылкой на неназванных американских чиновников, незадолго до ухода американцев директор ЦРУ Уильям Бернс провел в Кабуле тайную встречу с муллой Абдулом Гани Барадаром (один из основателей «Талибана», с 3 сентября премьер-министр Афганистана). О чем они договорились, неизвестно. И зачем-то ведь США оставили в Афганистане военную технику и оружие на 85 млрд долларов. Любопытно, что, несмотря на уход США с территории Афганистана, там продолжают работать как ни в чём не бывало, в соответствии с прежним расписанием, две радиостанции, связанные с «Голосом Америки».
О том, что, уходя, США не ушли, свидетельствуют и заявления американских официальных лиц. Сразу после объявления Байдена о выводе войск министр обороны США Ллойд Остин заявил: «Решение президента дает нам возможность перераспределить усилия, чтобы сдержать или, если потребуется, победить противников».
Владимир Малышев, по материалам: Фонд стратегической культуры