В Белоруссии и России завершились российско-белорусские военные учения «Запад–2021», которые стартовали 10 сентября. На церемонии открытия пресс-секретарь Министерства обороны РФ Николай Панков зачитал приветствие министра Сергея Шойгу, который отметил: «Мероприятие такого масштаба во многом уникально. Его размах, состав государств-участников, количество привлекаемого личного состава и техники свидетельствуют о возросшем значении совместной подготовки наших вооружённых сил».
Учения действительно носили впечатляюще масштабный характер. В них принимали участие более 200 тысяч человек и почти 800 единиц техники (танки, самолеты, реактивные системы залпового огня и т. д.). Были задействованы и боевые корабли на Балтике. Складывается ощущение, что Союзное государство ставило целью продемонстрировать Западу мощь своего военного потенциала, тем самым предостерегая от любых попыток вмешательства во внутренние дела Белоруссии и России. В учениях «Запад–2021» участвовали и 2 тысячи военнослужащих от государств – членов ОДКБ, Шанхайской организации сотрудничества и других стран, дружественных Союзному государству.
Согласно предварительной договорённости, командование учениями было доверено руководителям Генерального штаба России и Белоруссии Валерию Герасимову и Виктору Гулевичу. Примечательно, что 12 сентября на Обуз-Лесновский полигон прибыл президент Белоруссии Александр Лукашенко, который, адресуя свое замечание западным недоброжелателям, отметил: «У нас есть все для того, чтобы защитить нашу страну от любых посягательств».
В свете этого на проходящие учения можно взглянуть несколько под иным углом, чем в прежние годы. Во-первых, позиция белорусского руководства в отношении России стала более понятной и союзной. Во-вторых, учения приобрели характер не обычной проверки боеспособности, а практической демонстрации союзной силы, призванной реально отразить потенциальную агрессию. В-третьих, Россия приняла на себя роль защитника Белоруссии, тем самым подтвердив верность союзным обязательствам.
На Западе российско-белорусские учения были восприняты с нескрываемой враждебностью. Официальный представитель НАТО Оана Лунгеску отметила: «НАТО будет пристально наблюдать за стратегическими российско-белорусскими учениями «Запад–2021» и призывает Москву и Минск к прозрачности при их проведении и соблюдению международных обязательств». Она также подчеркнула, что «пока НАТО не пригласили наблюдать за учениями «Запад–2021», несмотря на тот факт, что наблюдение является обязательным в случае участия в учениях более 13 тыс. человек, согласно Венскому документу ОБСЕ».
Но это передёргивание. На самом деле в Венском документе ОБСЕ речь идет не о количестве участников учений в целом, а о том, что численность военнослужащих не должна превышать названную цифру в отдельных эпизодах учений. Таким образом, российско-белорусская сторона никаких международных обязательств не нарушила.
Впрочем, нельзя сказать, что НАТО в целом демонстрирует критические опасения в отношении российско-белорусских маневров. Иное дело Украина, которая заинтересована в том, чтобы любые оборонительные инициативы Союзного государства преподносились и воспринимались как наступательные.
В частности, главнокомандующий Вооружёнными силами Украины Валерий Залужный назвал «Запад–2021» «фактором российской агрессии и угрозой национальной безопасности Украины и стран ЕС». Любопытно, что это тот же человек, который пожелал «прокатиться на танке по Красной площади и Арбату». А это уже задачка для психиатров.
Самое главное, впрочем, не это. В ответ на российско-белорусские учения Украина проводит в конце сентября свои – «Объединённые усилия – 2021». Масштаб и содержание, безусловно, разительно отличаются. Во-первых, украинские мероприятия уступают по численности – в них будут задействованы 12 тысяч военнослужащих. Во-вторых, будут присутствовать иностранные военнослужащие, не состоящие с Украиной в союзных отношениях. В-третьих, украинцы привлекут множество иностранной техники: румынские и словацкие вертолеты, канадские самолеты и румынские корабли. Чужие солдаты и чужая военная техника, по задумке организаторов учений, призваны показать, что за Украину в случае чего впишутся участники «Объединённых усилий – 2021» – 15 государств, в том числе 11 членов НАТО. Но на самом деле это только картинка.
Членство в НАТО – весьма болезненный вопрос для киевского режима. Поэтому то, что натовские солдаты будут присутствовать на украинских учениях – своеобразный показательный жест. Это как раз тот случай, когда все всё прекрасно понимают, но делают хорошую мину при плохой игре. В действительности обороноспособность Украины – это скорее повод для сатиры.
Ещё одним государством, активно отреагировавшим на российско-белорусские учения, стала Польша. В стране спешно начались учения под названием «Рысь-21». В них задействованы около 4 тысяч солдат и около тысячи единиц военной техники.
В Эстонии учений не начали, однако заголосили о серьёзной опасности. По поводу грядущего «вторжения» высказался министр обороны Мартин Херем, который заявил о возможности такого варианта в ближайшей перспективе. Впрочем, Прибалтика всегда отличалась истерическими заявлениями в адрес Белоруссии и России, тут нечему удивляться. Стоит вспомнить информационную войну с БелАЭС или недавнюю встречу в Риге министров обороны прибалтийских стран и Польши, которые обвинили Минск и Москву в организации «гибридной миграции».
Но вернемся к нашим учениям. Интересно сравнить их концепцию с концепцией учений 2017 года, чтобы выявить общие черты и отличия.
На этот раз по легенде союзному государству Республики Полесье и Центральной Федерации противостоит коалиция государств –Нярис, Поморье и Полярная республика. В отличие от учений 2017 года, концепция которых была во многом фантастической, концепция 2021 года максимально приближена к реальности. Страны-соседи организовывают попытку государственного переворота в Полесье, а когда не добиваются успеха, то переходят к прямой агрессии. Центральная Федерация при этом приходит на помощь союзному государству. Здесь всё логично.
Как можно отметить, Украины здесь нет вообще ни в каком виде. По легенде она остаётся нейтральной. То есть украинское государство в России и Белоруссии не воспринимают в качестве потенциального противника.
Однако без поддержки из-за океана никакие «нярцы» с «поморами» и «поляками» не нападут на Полесье, зная, что за спиной у него – Центральная Федерация. Их назначение – дестабилизировать ситуацию, а не воевать. Не приходится сомневаться, что такая коалиция в реальном вооружённом конфликте была бы разгромлена за очень короткое время.
Стоит вспомнить и об одной детали, которая в настоящий момент существенно влияет на уровень координации общих усилий во время реальных боевых действий.
Дело в том, что в Союзном государстве до сих пор так и не создан единый военный центр принятия решений. У НАТО он есть, есть даже Верховный главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами в Европе. У нас же пока идёт речь о создании единого оборонного пространства двух стран в рамках Союзного государства – этот вопрос обсуждался на встрече президентов России и Белоруссии в Москве 9 сентября, за день до старта учений «Запад–2021».
Хочется верить, что со временем многие проблемы союзного сотрудничества всё-таки будут окончательно улажены. Учения «Запад– 2021» выглядят впечатляюще. Что же касается нашей общей армии, то нам есть чем гордиться и над чем работать. Во всяком случае, сегодня мы выглядим не хуже хвалёной армии НАТО. Ну а то, что реакция стран НАТО и нынешней Украины всегда будет более или менее враждебной, понятно и без напоминаний. В ближайшее время придётся привыкнуть к сложившемуся положению вещей, иного выбора нам не дано.
Аркадий Вертязин, по материалам: Одна Родина