17 сентября в Душанбе состоялась первая в истории встреча глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ходе нее главы государств обеих организаций провели обстоятельный обмен мнениями о ситуации в Афганистане.
Накануне афганская проблема обсуждалась на сессии ОДКБ. Интересы членов двух организаций и подходы в разрешении ситуации во многом совпали, что отметил Владимир Путин, подчеркнув важность сопряжения их усилий в целях обеспечения безопасности и стабильности на Евразийском пространстве. К сожалению, президент России смог высказать свои оценки лишь дистанционно, поскольку не имел возможности лично прибыть в Душанбе из-за необходимости самоизоляции по поводу коронавируса.
В ОДКБ говорили о координации и сплоченности
Нынешняя сессия ОДКБ проходила за закрытыми дверями. И это понятно: после поспешного бегства США и их союзников из Афганистана никто не может дать гарантий, что, например, те, кто мнят себя вершителями судеб человечества, не попытаются повысить градус напряженности в Центральной Азии.
Именно через эту призму посмотрели на угрозу, обозначившуюся в зоне ответственности ОДКБ на внешних границах государств-членов, премьер-министр Армении Никол Пашинян, президенты: Белоруссии – Александр Лукашенко, Казахстана – Касым-Жомарт Токаев, Киргизии – Садыр Жапаров, Таджикистана – Эмомали Рахмон и Владимир Путин (как уже сказано выше, присутствовавший на саммите в онлайн-режиме).
Эмомали Рахмон, как глава государства, которое председательствовало в ОДКБ в прошедшем году, подвел итоги ее работы, акцентировав внимание на том, что они сформулированы с учетом напряженной обстановки в соседнем Афганистане и исходящих с его территории вызовов и рисков.
Как отметил таджикский лидер, благодаря совместной работе членов организации, удалось в целом поддерживать высокий уровень политического взаимодействия и обеспечивать координацию внешнеполитических позиций. В этом отношении была продолжена практика принятия совместных заявлений по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня, расширилось межпарламентское взаимодействие.
Важным результатом стало завершение работы по принятию плана оснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Уровень готовности сил коллективной безопасности для выполнения задач по предназначению президент РТ оценил как высокий.
В первую очередь это касается самого Таджикистана, находящегося на направлении вероятного выдвижения международных террористических группировок и в зоне наркотрафика. Чтобы предупредить нежелательные действия с территории Афганистана, таджикские и российские военные приступили к круглосуточному мониторингу ситуации на таджикско-афганской границе при помощи средств воздушной и радиоэлектронной разведок. Выделение Россией $1,1 млн на строительство современной погранзаставы на таджикско-афганской границе обеспечит защиту наиболее уязвимых участков границы с Афганистаном в Хатлонской области республики.
Приняты меры по увеличению боевых возможностей российской 201-й военной базы. Новые образцы вооружения и военной техники позволят существенно увеличить боевые возможности подразделений и эффективность выполнения ими боевых задач в условиях обострения обстановки. Напомним, министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что российские военные окажут военную помощь Таджикистану, если безопасность этой страны будет под угрозой в связи с событиями в соседнем Афганистане.
Таджикистан не является единственным местом сосредоточения усилий ОДКБ. В последнее время фактически на всем южном направлениям организации произведено усиление мер безопасности. По оценкам аналитиков, наши государства располагают достаточным набором инструментов, чтобы сдерживать любые провокации в Центрально-Азиатском регионе.
Необходимый элемент – самая тесная сплоченность государств-членов ОДКБ
О договоренности работать в этом направлении напомнил президент России. «Мы также согласились, – сказал Владимир Путин, напомнив об итогах внеочередной августовской сессии ОДКБ, – что необходимо быть готовыми в любой момент в полной мере задействовать оборонный и политический потенциал ОДКБ для обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности в наших странах».
Решимость следовать принципам сотрудничества в деле противодействия угрозам подтвердил Касым-Жомарт Токаев. Отметив, что развитие обстановки в Афганистане идет в сторону серьезной дестабилизации, чреватой гражданской войной, он поддержал инициативу таджикской стороны по созданию мониторинговой группы ОДКБ по отслеживанию обстановки в Афганистане, усилению работы по выявлению и нейтрализации террористических ячеек в государствах-членах, противодействию пропаганде экстремизма и терроризма. Казахстан, заявил К.-Ж. Токаев, готов оказать всемерное содействие укреплению таджикской границы – «пояса безопасности» ОДКБ.
На фоне обсуждения вопросов координации и сплоченности государств-членов ОДКБ Садыр Жапаров предложил выработать механизмы оперативного реагирования и принятия решений в рамках организации в случае вооруженной агрессии одного государства-члена в отношении другого государства-члена. «Знатоки» центральноазиатской специфики не замедлили подвергнуть критике мнение киргизской стороны, не учтя того обстоятельства, что нет ничего опаснее, чем подрыв внутренней сплоченности ОДКБ.
Ведь очевидно, что внутренняя угроза для единства организации, учитывая продолжающие иметь место пограничные конфликты между Киргизией и Таджикистаном, – налицо! Невнимание к проблеме и неспособность оказать действенное влияние на ее разрешение чреваты тяжелыми последствиями, а конкретно – изменением всей сложившейся конфигурации безопасности в Центральной Азии.
Заметим, на Западе сформировался огромный опыт ломки подобных механизмов. Неслучайно Александр Лукашенко акцентировал внимание участников встречи на политике Европейского союза, которая наряду с экономическими мерами предусматривает дальнейшее продвижение на восток якобы эталонных «демократии и европейских ценностей». «Какие это ценности и какая демократия, – заявил он, – мы недавно увидели на примере Афганистана, да и не только».
Глава Белоруссии подчеркнул, что под лозунгом борьбы за права человека коллективный Запад осуществляет давление на суверенные государства за счет ограничений, асимметричных действий и гибридного влияния.
Так или иначе, члены Совета коллективной безопасности ОДКБ в преддверии 30-летия Договора о коллективной безопасности и 20-летия создания самой организации заявили о твердой приверженности курсу на развитие сотрудничества.
В связи с ухудшением ситуации в Афганистане они выразили готовность в случае необходимости принять действенные меры по обеспечению безопасности южных рубежей зоны своей ответственности в соответствии с решениями Совета коллективной безопасности.
Выступая за становление Афганистана в качестве мирного и независимого государства, свободного от терроризма и наркотиков, ОДКБ призвала все вовлеченные в конфликт внутриафганские стороны как можно скорее начать субстантивные переговоры по мирному урегулированию. В этом контексте предложено задействовать имеющиеся переговорные возможности по Афганистану, в том числе механизмы расширенной «тройки» и Московского формата как наиболее эффективные инструменты содействия процессу национального примирения в Афганистане.
В сферах военно-экономического и военно-технического сотрудничества государства-члены ОДКБ намерены уделять внимание – оно будет повышено – формированию кооперационных связей оборонных предприятий и организаций. План оснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современным вооружением, военной и специальной техникой, специальными средствами поставлен в число приоритетных.
«При этом государства-члены ОДКБ подтверждают, – говорится в принятой в Душанбе Декларации Совета коллективной безопасности, – что военно-политическое сотрудничество в рамках ОДКБ не направлено против третьих стран и других международных организаций, а служит исключительно интересам обеспечения безопасности государств – членов Организации».
Принимаемые меры военной безопасности являются предупреждением всем деструктивным силам, намеревающимся нарушить нормы мирного сосуществования государств.
Иван Ларин, по материалам: Ритм Евразии