Американцы нервничают, но на многое ли они готовы?
В начале сентября в израильском порту Хайфа открылся специальный терминал, управляемый, по крайней мере, в течение 25 лет, китайской компанией SIPG (Shanghai International Port Group). Стоимость начатого в 2015 году проекта – около 2 млрд. долл., заявленная цель – содействие росту экономики ближневосточной страны и расширению её намечающейся торговли со странами Персидского Залива (по мере частичной нормализации отношений с некоторыми из них) и с Европой. Возможность одновременно принимать до четырёх крупных контейнеровозов более чем соответствует этой цели. Линия Хайфа – Эйлат (порт на Красном море) важна для Израиля и как часть инфраструктуры, способная стать альтернативой Суэцкому каналу. Китай готов развивать соответствующую железнодорожную и автомобильную инфраструктуру в рамках «Жемчужного ожерелья» (региональная морская составляющая «Одного пояса, одного пути»). Кроме того, китайская инфраструктура увеличит поток в Израиль импортных товаров – в настоящее время именно в Хайфу заходит до 90% всех направляющихся в Израиль иностранных кораблей.
Как известно, Хайфа – это порт двойного назначения (одна из баз ВМС Израиля), в котором время от времени швартуются и корабли Шестого американского флота, бороздящего воды Средиземного моря и не только его. В начале года стало известно об отклонении израильскими властями требования администрации Трампа разрешить береговой охране США проверить порт в Хайфе на предмет наличия «закладок», которые могли бы поставить «зловредные» китайцы. Озабоченность по поводу возможной «прослушки» со стороны объектов, контролируемых предположительно тесно связанной с государством частной кампании SIPG, сбора разведывательных данных и «кибератак» – лишь часть озабоченностей Вашингтона, способного принимать и вполне экстремальные формы.
В 2018 году израильское издание Haaretz сообщило о глубокой тревоге в Пентагоне и администрации Трампа по поводу израильско-китайского сотрудничества, предполагающего расширение портовой инфраструктуры. Соответствующая обеспокоенность была донесена до Тель-Авива тогдашним советником по национальной безопасности, известным сторонником Израиля Джоном Болтоном.
Сообщается, что эта чувствительная тема поднималась и в ходе встречи Джо Байдена с новым премьер-министром Израиля Нафтали Беннеттом 27 августа, однако, если верить дипломатическому источнику издания Al Monitor, ей не было уделено такого внимания, которого ожидали в Израиле. Реального давления со стороны хозяина Белого Дома якобы почти не было, и глава правительства Израиля ограничился обещанием внимательно и тщательно изучить китайские инвестиции в страну.
Не исключено, что здесь имеет место попытка «сгладить острые углы». Во всяком случае, неслучайной выглядит задержка с объявлением победителей в тендере на строительство двух линий «лёгкого» метро Тель-Авива, среди участников которого – китайские компании China Railway Construction Corporation (CRCC) и China Railway Rolling Stock Corporation (CRRC). Предполагается, что победители тендера займутся строительством и техническим обслуживанием «зелёной» и «фиолетовой» линий тель-авивского метрополитена, которые должны быть запущены к концу 2027 года при ориентировочной стоимости в 30 миллиардов шекелей (около 9,3 миллиарда долларов). Обе эти линии соединятся с «красной» линией (Петах-Тиква – Бат-Ям), которая, как ожидается, откроется примерно через год.
Антикитайская позиция администрации Байдена является продолжением внешнеполитической линии его предшественника, последовательно работавшего против участия китайских компаний в различных проектах в третьих странах. В последнее время высокопоставленные чиновники Госдепартамента высказывались против китайских инвестиций в странах Ближнего Востока, прямо заявляя, что они могут негативно сказаться на отношениях тех, кто их принимает, с Америкой. Июньский «исполнительный указ» Байдена, подтвердивший аналогичную бумагу за подписью Трампа, запрещает инвестиционное сотрудничество с 59 китайскими компаниями, которые, по утверждению Белого Дома, прямо или косвенно связаны с армией и разведкой КНР.
Согласно информации издания Calcalist, в ходе состоявшейся 11 августа встречи Н. Беннета с директором ЦРУ Уильямом Бернсом последний с тревогой высказывался относительно китайских инвестиций в израильские инфраструктурные проекты, включая вышеупомянутый тендер на строительство двух линий метро. При этом делался намёк на то, что Байден должен был надавить на Беннета, чтобы тот, поверх своих полномочий, повлиял бы на исход тендера в нужную Вашингтону «единственно верную» сторону. В тендере отсутствует положение, позволяющее правительству дисквалифицировать компанию по соображениям «национальной безопасности», однако кого волнуют такие мелочи, когда речь идёт о пожеланиях «союзника номер один», оказывающего Израилю помощь на десятки миллиардов долларов. Один из вариантов, который предлагается израильтянам – объявить новый тендер с запретом участвовать в нём компаниям из «неблагонадёжных», по мнению Вашингтона, стран. Этот шаг будет означать двухлетнюю задержку в реализации проекта, открывая перспективы дипломатической конфронтации с Пекином. Игнорирование позиции американцев означало бы противостояние уже с администрацией Байдена. Наконец, некий «промежуточный» вариант – «дисквалификация» CRCC на основании оперативно выявленных недостатков.
Экономические связи между Израилем и Китаем значительно активизировались после 2014 года, когда между двумя странами были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере высоких технологий и по ряду иных направлений. Бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху встречался в Пекине с председателем КНР Си Цзиньпином в 2017 году, а в следующем году в Иерусалиме побывал вице-председатель КНР Ван Цишань. В начале августа сообщалось о предстоящем открытии в Петах-Тикве отделения Китайского университета международного бизнеса и экономики. Пока инвестиции из Поднебесной составляют чуть менее 10% иностранных инвестиций в еврейское государство, что далеко от соответствующих показателей США и европейских стран. Вместе с тем, за последние несколько десятилетий лет объем товарооборота между Израилем и КНР вырос в 200 раз, в то время как между КНР и США – в 20 раз. Главная же американская озабоченность связана с китайскими инвестициями в считающиеся «чувствительными» высокотехнологичные отрасли экономики.
За последние два года китайские инвестиции в Израиле несколько сократились, что объясняется не только пандемией коронавируса, но также и политическими факторами, включая укрепление связей между Пекином и Тегераном. Строительные и жилищные проекты тормозятся «Израильской ассоциацией строителей», выступающей, в унисон с Белым Домом, против крупных китайских инвестиций в этой сфере. В последние месяцы представители этой ассоциации просили даже американских партнёров оказать давление на власти своей страны с тем, чтобы они ограничили участие китайских конкурентов в «профильных» проектах. Дескать, китайцы готовы работать в стране даже с некоторым для себя убытком, что свидетельствует о преследовании ими не только сугубо коммерческих целей. В газете Jerusalem Post развернулась даже некоторая полемика. В ответ на обвинения в захвате Китаем инфраструктуры в Израиле пресс-секретарь посольства КНР Ван Юнцзюнь посоветовал стране пребывания не становиться на чью-либо сторону в противостоянии Китая и США. «Китай решительно выступает против менталитета холодной войны», заверил дипломат, добавив, что в Пекине весьма уважают Израиль и его независимость. Опровергая утверждения о слежке и «кибератаках» он обвинил американцев в распространении антикитайских слухов.
Впрочем, одними слухами дело может не ограничиться. К примеру, в мае прошлого года, через несколько дней после наезда в Израиль теперь уже бывшего госсекретаря Майка Помпео, в своей резиденции в Герцлии был найден мёртвым посол КНР Ду Вэй. В Израиле он успел проработать три месяца, прибыв туда с должности посла в Киеве, где действовал весьма энергично. Учитывая, что значительную часть переговоров «трамповского» главы Госдепа составили попытки мобилизации Израиля в «единый антикитайский фронт» и блокирования его сотрудничества с Пекином, некоторым такая последовательность событий показалась отнюдь не случайной…
«Наше партнёрство с Израилем остается непоколебимым», – заверил недавно командир Шестого флота Кайл Рейнс, откликаясь на сообщения о возможном прекращении посещений американскими кораблями Хайфы. Как отмечал несколько лет назад один из израильских военных отставников, разрыв соглашения с SIPG окажет самое серьёзное влияние на межгосударственные отношения, ибо будет означать, что Вашингтон полностью контролирует израильское руководство и может эффективно влиять на региональные проекты в рамках китайской инициативы «Пояса и пути».
Несколько менее жёсткая хватка администрации Байдена и её очевидные провалы, скорее всего, дают израильским властям некоторую свободу тактического манёвра. Однако в долгосрочной перспективе они вряд ли смогут сохранять «равноудалённость» от китайско-американского противостояния, которое неизбежно будет вовлекать в свою орбиту элиты Ближнего Востока, побуждая их делать тот или иной выбор. Причём чем дальше – тем больше.
Дмитрий Нефёдов