Министр иностранных дел России встретился с делегацией сирийских курдов
23 ноября министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и его заместитель Михаил Богданов обсудили ситуацию на северо-востоке Сирии с главой исполнительного комитета «Совета демократической Сирии» Ильхам Ахмед и её соратниками.
«В ходе беседы состоялось обсуждение ситуации в САР с акцентом на положение в северо-восточном регионе страны. При этом особое внимание было уделено задаче продвижения политического урегулирования в Сирии на основе резолюции 2254 Совбеза ООН, восстановления ее экономики и социальной сферы, возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц, оказания гуманитарной помощи нуждающимся»,
– говорится в сообщении МИД России. В ходе переговоров российская сторона подтвердила «готовность продолжать комплексное содействие достижению межсирийских договоренностей в различных форматах в интересах скорейшего восстановления в полном объеме суверенитета и территориальной целостности САР, обеспечения законных прав всех этноконфессиональных групп населения страны».
По словам одного из членов делегации, Сиханука Дибу, встреча прошла в позитивном ключе: стороны подтвердили свою приверженность развитию контактов между подконтрольной «СДС» автономной администрацией северо-востока Сирии, Россией и официальным Дамаском. Обсуждалось и место «Рожавы» в межсирийском политическом диалоге, из которого она была ранее исключена (напомним, под давлением Анкары – авт.), а также доставка гуманитарной помощи. По словам Дибу, Москва пообещала приложить усилия, чтобы обеспечить участие представителей Автономной администрации в политическом процессе и работе Конституционного комитета. Относительно «Сирийских демократических сил» Дибу заявил, что их подразделения являются обособленной частью сирийской армии. Представляется, что, с учётом тесных связей «СДС» с Пентагоном, эти высказывания являются некоторым преувеличением, имеющим целью набрать очки на переговорах в Москве, последовательно выступающей за конструктивный диалог сирийских курдов с официальным Дамаском.
Между тем, ситуация «на земле» остаётся напряжённой. 23 ноября жители поселений Хаму и Хирбет Амо близ Камышлы (провинция Хасеке) перекрыли проезд двум американским военным колоннам и сожгли звёздно-полосатый флаг, установленный на одной из бронемашин, сообщил телеканал Syria TV. Кроме того, на блокпосте около деревни Акулат сирийские военные развернули ещё одну направлявшуюся в сторону города военную колонну.
По информации Anna News, 26 ноября протурецкие боевики, при поддержке турецкой артиллерии, попытались безуспешно штурмовать подконтрольное «СДС» поселение Сайда к северу от г. Айн-Иcса. «Турецкие оккупационные силы и их наёмники-террористы возобновили атаки на населенные пункты, прилегающие к районам, которые они оккупируют на севере Сирии», – говорится в сообщении агентства SANA. Под ударом с севера – деревни у международной трассы М-4 в провинции Ракка вблизи городов Айн-Исса и Хушан. Огонь артиллерии предположительно координировался турецкими беспилотниками. Согласно отчёту Института по изучению войны (ISW), в начале ноября Анкара отказалась от усиленно рекламировавшегося (в том числе президентом Эрдоганом и министром обороны Акаром) очередного вторжения на север Сирии. По мнению вполне информированного издания, не увлекаясь «позёрством», турки действительно готовились к военной операции. По версии турецкого автора ISW, изменению изначальных планов Анкары способствовало сочетание военного давления со стороны Москвы и политического – из Вашингтона. Возможно, Москва «становится всё менее терпимой» к дальнейшим захватам сирийских земель. В то же время, сохраняющаяся угроза турецкого вторжения, вероятно, мотивирует курдов на северо-востоке Сирии более тесно взаимодействовать с Россией.
Что касается «большого Идлиба», то там (близ поселения Сармада), как сообщили в ЦПВС России, террористы перетаскивают очередные бочки с отравляющими веществами, дабы при случае обвинить «режим Асада» в их применении по «гражданскому населению». Всё это, конечно, далеко не ново, однако, в конкретных обстоятельствах места и времени, можно предположить, что к дальнейшим провокациям и обстрелам террористов может побудить валютный кризис в Турции, рикошетом бьющий по оккупированным районам в Сирии, и прежде всего – по Идлибу, где турецкие деньги ходят с 2020 года. В то время, когда обменный курс составлял 6,8 турецких лир за доллар, глава департамента экономики связанного с «ХТШ» «правительства спасения» некто Бассель Абдул Ази, так сказать, официально открыл турецкой лире дорогу «для повседневных операций на освобождённых территориях вместо сирийского фунта».
Снижение курса турецкой лиры по отношению к доллару США способствует резкому росту цен на товары повседневного спроса. Цены меняются каждый день, и отнюдь не в сторону уменьшения, торговцы в растерянности. 17 ноября «правительство» снизило вес стандартного батона хлеба с 500 до 450 граммов, который можно купить за 2,5 турецких лиры. При ежедневном заработке в 22 лир (около 1,83 долл.) это довольно много с учётом многочисленности многих семей и необходимости употреблять в пищу отнюдь не только хлеб.
23 ноября лира опустилась до 13,45 за доллар, впоследствии, правда, немного «отыграв» до 12,7. Учреждённая боевиками нефтяная компания Watad Petroleum повысила цены на заправках – один литр импортного бензина идёт теперь в Идлибе почти за 10 лир (около 0,83 доллара), а литр дизельного топлива – по 9,14 лиры (около 0,76 доллара). Литр очищенного дизельного топлива, контрабандно ввезенного из районов контролируемого «СДС» Заевфратья, стоит 5,77 лир (0,48 доллара), а обычный газовый баллон – 137 лир (примерно 11 долларов). В последнее время самозваные «власти» обвиняются в потворстве работе контрабандных переходов с территориями, подконтрольными «режиму Асада», что якобы приводит к дальнейшему росту цен на «свободных землях».
24 ноября Департамент казначейства Министерства финансов США объявил о некоторых поправках в действующий с июня 2020 года двухпартийный «Акт Цезаря» с целью упрощения деятельности неправительственных организаций в Сирии по следующим направлениям:
1. Закупка нефтепродуктов у Дамаска для местных нужд;
2. Взаимодействие с сирийскими властями для целей реализации некоммерческих проектов;
3. Поддержка проектов «по укреплению демократии»;
4. Поддержка образовательных и гуманитарных проектов;
5. Поддержка инвестиционных проектов;
6. Поддержка проектов по сохранению и защите объектов культурного наследия.
Американская администрация по-прежнему «уделяет приоритетное внимание расширению гуманитарного доступа на всей территории Сирии, чтобы облегчить страдания сирийского народа». При этом «Соединённые Штаты продолжают уделять особое внимание сдерживанию пагубной деятельности Башара аль-Асада, его режима, приспешников и иностранных пособников, а также террористических групп, в том числе путем ограничения их возможностей доступа к международной финансовой системе и глобальным цепочкам поставок». Государственный департамент запросил на 2022 финансовый год на «экономическую помощь» Сирии 125 миллионов долларов. Высказывается предположение, что для администрации Байдена важно продолжать поставки в Сирию гуманитарной помощи через территорию Турции при воспроизводстве хрупкого «консенсуса» с Россией.
Тем временем частная сирийская авиакомпания Cham Wings Airlines возобновила полеты из Дамаска в столицу Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби. В свою очередь, президент Алжира Абдельмаджид Теббун намекнул на возможность возвращения Сирии в «Лигу Арабских государств» на её предстоящем (в марте 2022 г.) форуме в этой североафриканской стране. Возвращение Дамаска в «арабское лоно» до некоторой степени сопряжено с продолжающимися в последние два года переговорами между ОАЭ и Ираном, а также диалогом (при посредничестве Ирака) между Ираном и Саудовской Аравией. Возвращение Сирии в ЛАГ теоретически будет способствовать притоку арабских инвестиций в разрушенную военными действиями экономику страны, что не может не поддерживаться Россией.
* * *
Согласно данным ЦВПС, в ночь на 24 ноября сирийские военные из комплексов российского производства уничтожили большую часть очередной партии выпущенных Израилем ракет:
«С 2:28 до 2:38 шесть тактических истребителей F-16 ВВС Израиля из воздушного пространства Ливана нанесли удар двенадцатью управляемыми ракетами по объектам на территории сирийской провинции Хомс. Дежурными силами ПВО вооруженных сил САР из комплексов российского производства "Бук-М2Э" и "Панцирь-С" уничтожено десять ракет».
А через три дня, 27 ноября, атаке предположительно израильских беспилотников подвергся лагерь шиитских ополченцев на востоке Сирии, близ границы с Ираком. Ранее министр обороны Израиля Бени Ганц назвал военный потенциал Ирана «угрозой миру», упомянув базы дронов близ порта Чарбахар и на острове Кешм. Целенаправленно раздувая «иранскую угрозу», в Западном Иерусалиме дают понять, что готовы действовать решительно везде, где им заблагорассудится.
Андрей Арешев