Вечером 23 января стало известно о неожиданной отставке президента Республики Армения Армена Саркисяна, мотивировавшего своё решение в основном отсутствием инструментов для влияния на внутреннюю и внешнюю политику. По некоторым данным, сделал он это, находясь на лечении в Великобритании. Ирония судьбы: в далёком 1997 году, тогдашний премьер-министр Армении Армен Саркисян, но на 25 лет моложе, после скандальных перевыборов первого президента Левона Тер-Петросяна проработавший в этой должности несколько месяцев, спешно отбыл на берега туманного Альбиона, откуда заявил о невозможности исполнять обязанности главы правительства по состоянию здоровья. Согласно расхожей версии, сделать это ему пришлось после острого конфликта с тогдашним министром обороны Вазгеном Саркисяном…
С тех пор утекло немало воды. Напомним, результатом инициированной третьим президентом Сержем Саргсяном конституционной реформы стало кардинальное перераспределение властных полномочий в пользу главы правительства и Национального Собрания (парламента). В первых числах марта 2018 года депутаты ещё позапрошлого созыва, большинство которых составляли «республиканцы», утвердили некогда скромного советского физика, приехавшего по обмену в 1984 году в Великобританию, номинальным главой государства, обладавшим по большей части церемониальными функциями – согласно Конституции в редакции 2015 года, президент страны не являлся даже членом Совета Безопасности. Однако в последний день того же месяца Никол Пашинян с немногочисленной тогда группой соратников выдвинулся из Гюмри маршем на Ереван, в результате цепочки событий обернувшимся «бархатной революцией» с десятками тысяч людей в качестве массовки, и кардинальной переменой декораций. Парламентским «костюмчиком», скроенным не без участия западных партнёров под пролонгацию полномочий собиравшегося пересесть в премьерское кресло Саргсяна, воспользовался его уличный оппонент, коего тот, должно быть, считал «карманным» оппозиционером – для цинично-прагматичной постсоветской политики сюжет не новый… Армен Саркисян пытался неудачно посредничать между сторонами возникшего весной 2018 года острого внутриполитического противостояния, завершившегося отставкой третьего президента и сакраментальным (но по сию пору не совсем понятным) «Никол был прав, а я ошибался».
Когда Саркисяну предложили стать президентом Армении, страна «была совершенно другой, и он согласился быть президентом именно в той Армении, которая была до того, как пришли новые власти. После этого он оказался совершенно в другой стране, потому что тут всё переменилось – и власть переменилась, началась война... И он понял, что сейчас просто не его время. Он готовился к одной роли, а сейчас он вынужден исполнять совершенно роль, к которой он был не подготовлен», – так объясняет вероятную отставку президента армянский журналист Армен Дульян (одноклассник теперь уже бывшего номинального главы государства, получившего за знакомство с британской королевской семьёй ласковое прозвище «Елизаветыч»). На пике внутриполитического напряжения после проигранной «осенней» карабахской войны, в ноябре 2020 года, президент был одним из первых, кто потребовал отставки «капитулянта» Никола Пашиняна и его правительства, однако потом по факту заметно скорректировал свою позицию. В феврале 2021 года, после известного заявления группы военных во главе с начальником Генерального Штаба Оником Гаспаряном о необходимости ухода действующего правительства, Саркисян снова пытался выступить в качестве посредника, выслушивая как доводы военных, так и их куда более решительно настроенных оппонентов. Несмотря на свои ограниченные полномочия, по мере сил он стремился использовать свои обширные связи и коммерческие интересы от Америки до России и от Великобритании до Аравийского полуострова для реализации различного рода образовательных и гуманитарных проектов. Известны неоднократные вояжи «Елизаветыча» в Москву, так, похоже, и не реализовавшийся интерес к Санкт-Петербургу, равно как и давнее партнёрство с семьёй первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Некоторые недоброжелатели намекали и на тесные связи Саркисяна с основательно вложившимся в каспийские месторождения трансграничным британским бизнесом, что могло негативно сказаться на исходе нагорно-карабахского противостояния и на международных позициях страны в целом.
«На этом трудном для нашего государства этапе, когда необходимо всенародное единство, институт Президента не должен становиться объектом для сплетен и теорий заговоров, тем самым отвлекая внимание общественности от важнейших проблем», – говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте президента Армении. Незадолго до ухода Армена Саркисяна со своего поста возобновились разговоры о наличии у него двойного гражданства ещё до избрания, что противоречило конституционным нормам. В случае подтверждения соответствующей версии известного армянского расследовательского сайта возникла бы очередная коллизия: считать ли все документы с подписью Саркисяна после избрания юридически ничтожными или нет? В этой связи возникло предположение, что опытный политик просто попытался упредить неизбежный скандал, одновременно облегчив Николу Пашиняну и его команде задачу по окончательному захвату остававшихся пока что неподконтрольными им «островков» в структуре армянской власти. После отставки главы Еревана Айка Марутяна (ранее вышедшего из пашиняновской партии «Гражданский Договор»), Армена Саркисяна и омбудсмена Армана Татояна таковых не осталось, пожалуй, вовсе.
Согласно действующей Конституции, до новых выборов (Национальным Собранием, где у «Гражданского договора» большинство) обязанности президента исполняет проверенный пашиняновский кадр, глава парламента Ален Симонян. Среди возможных кандидатов на роль «английской королевы» при практически несменяемом премьер-министре называют его давнего «спарринг-партнёра» ещё по блоку «Елк» в парламенте созыва 2017-2018 гг. Эдмона Марукяна, министра иностранных дел Арарата Мирзояна, лидера прозападной партии «Республика» Арама Саркисяна и прочих безобидных персонажей. Что же касается бывшего президента, то он может с полным на то основанием как уйти в частную жизнь, так и продолжить политическую карьеру на умеренно-оппозиционном «фланге», присоединившись к предполагаемой партии под эгидой известного бизнесмена Рубена Варданяна с его обширными связями в зарубежной диаспоре. Оправдаются ли предположения на этот счёт, высказываемые некоторыми наблюдателями, – покажет уже недалёкое будущее, но вот то, что действующие «революционные» власти, стремящиеся максимально зачистить политическую поляну, будут явно не рады появлению любого, сколь угодно «конструктивного» оппонента – более чем очевидно.
Пока не ясно, к каким выводам придёт Совет по конституционным реформам под водительством министра юстиции Карена Андреасяна, прорабатывающий вопрос о целесообразности разработки очередной редакции Основного закона страны, который за её поздне- и постсоветскую историю неоднократно претерпевал радикальные изменения. За три с небольшим десятка лет (с избрания в 1990 году первого «некоммунистического» Верховного Совета тогда ещё Армянской ССР) были испробованы, пожалуй, практически все возможные модели управления – от супер-президентской до смешанной и вновь к парламентской. Высказывается предположение, что в случае принятия новой версии Конституции Пашинян мог бы пойти на президентские выборы уже по «новой» схеме, предполагающей куда более широкие полномочия главы государства, нежели имевшиеся у Армена Саркисяна. С другой стороны, в отсутствие массовых протестных акций достаточно иметь внешнюю поддержку, монолитное парламентское большинство и преданные силовые структуры для того, чтобы оставаться главой правительства («варчапет»), несмотря на любые провалы, сколь угодно долго. События 2021 года с июньскими внеочередными парламентскими выборами свидетельствуют об этом со всей очевидностью, Правда, для удержания власти необходимо ещё и достаточное количество избирателей, готовых проголосовать за политическую силу, приведшую небольшую кавказскую страну к серьёзным проблемам практически везде, где это только возможно. Предварительные данные 2021 года по миграции свидетельствуют о том, что «революционная» риторика и стремление свалить имеющиеся провалы исключительно на «бывшие» власти, а достижения приписать себе, любимым, – уже не работает так эффективно, как в первые два года основательно пожухшего «бархата»…
Андрей Арешев, по материалам ИнфоШОС