Анкара предложила посреднические услуги в урегулировании российско-украинского конфликта
С признанием Россией 21 февраля Донецкой и Луганской Народной Республик и началом через три дня специальной военной операции на Украине политико-дипломатические усилия Турции заметно активизировались. Президент Эрдоган неоднократно звонил в Москву и Киев, а 10 февраля «на полях» международного дипломатического форума в Анталье прошли организованные при непосредственном участии Мевлюта Чавушоглу заведомо безрезультатные переговоры министров иностранных дел России Сергея Лаврова и Украины некоего Дмитро Кулебы. Лица из ближайшего окружения Эрдогана продолжают носиться со странноватой идеей встречи Владимира Путина с бывшим лидером группы «Квартал-95» Владимиром Зеленским, неадекватное состояние которого заметно даже неспециалистам – медикам.
Тактика киевского режима наркоманов и преступников, использующего граждан на подконтрольных ему территориях в качестве «живого щита», заключается в максимальном затягивании боевых действий путём диверсионно-партизанских действий в расчёте на продолжение военной помощи со стороны Запада, готового кидать в украинскую «топку» всё новые горы оружия. По факту это означает превращение территории значительной части бывшей Украинской ССР в некий аналог перманентно нестабильных Сирии или Афганистана в непосредственной близости от российских границ.
Нет сомнения, что действующее (да и любое другое) турецкое руководство будет стремиться извлечь из любой складывающейся ситуации максимальную пользу. При Порошенко и Зеленском был достигнут значительный прогресс по части совместного производства беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для действий как на Донбассе (а в перспективе – и против России), так и для экспорта в третьи страны. И хотя упреждающий удар российской армии существенно скорректировал первоначальные планы – сотрудничество продолжается, пусть и в несколько видоизменённых форматах. Так, не некоторым данным, на аэродромы в Польше прибывают из Кайсери транспортники ВВС Турции с новыми партиями ударных беспилотников «Байрактар» для ВСУ, взамен уничтоженных российскими силами. Далее они перемещаются на Западную Украину, где располагается центр управления БПЛА. Контракты заключаются частной фирмой (частично принадлежащей зятю Эрдогана Сельчуку Байрактару) и оплачиваются некими третьими сторонами, что даёт Ак-Сараю формальный, но от этого не менее нелепый повод открещиваться от причастности к безрассудному бизнесу, способному умножить жертвы и на некоторое время продлить агонию преступного киевского режима. «…Турция играет ключевую роль в поддержке Украины. В этом плане очень важны поставки боевых БПЛА. Для Украины это очень важно», – подтверждает причастность Альянса к происходящему генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Между тем, конвои с оружием для Киева могут стать (и не сомневаемся, что станут – Прим. авт.) законными целями для Вооруженных Сил РФ, заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
Таким образом, военно-политическая поддержка Анкары – однозначно в пользу киевского режима. «Мы не принимаем нелегитимные шаги, ни во что не ставящие территориальную целостность Украины – в том числе незаконную аннексию Крыма. Если бы возвысился голос против оккупации Крыма, сегодняшней картины не было бы», – заявил Эрдоган, выступая на дипломатическом форуме в Анталии. Одновременно стали появляться сведения о вербовке турецкими спецслужбами в оккупированных районах Сирии наёмников и террористов, готовых отправиться на Украину «на войну с русскими». Иные из этих персонажей уже отметились цветистыми заявлениями в социальных сетях, однако не приходится сомневаться, что судьба их в большинстве окажется печальной. Вряд ли подобного рода факты, в случае их документального подтверждения, равно как и попытки турецкого командования организовать «под шумок» событий на Украине какую-либо провокацию в Сирии, позитивно скажутся на диалоге с Москвой.
Пока президент Эрдоган характеризует события на Украине как «военную операцию» или «кризис», избегая распространённые на Западе клише об «оккупации» или «вторжении». Заявив о закрытии Босфора и Дарданелл для прохода военных кораблей в соответствии с Конвенцией Монтрё, Турция попросила все заинтересованные стороны не направлять через проливы военные корабли (что едва ли отрицательно скажется на возможностях ВМФ России в регионе). Выступая 5 марта перед журналистами в Стамбуле, пресс-секретарь президента Ибрагим Калын заявил: «Сейчас у нас нет никаких планов относительно санкций… Мы не хотим, чтобы нас загнали в такое положение, когда мы станем участником войны. Мы должны иметь возможность говорить с обеими сторонами». Очевидно, осознавая шаткость своего положения и зависимость от поставок из России по широкому спектру товарной номенклатуры (от пшеницы до «голубого топлива»), в Анкаре не спешат присоединяться к антироссийской истерии США и Европейского Союза. Турция не стремится быть стороной санкций против России, Анкара на стороне дипломатии, подтверждают и в министерстве энергетики. И это – лишь часть более широких интересов турецкого бизнеса накануне стартующего в начале мая очередного туристического сезона, держащегося, в первую очередь, на россиянах. Очевидно, именно поэтому Турция стала единственной страной НАТО, не закрывшей своё воздушное пространство для российских самолётов. 5 марта, под аккомпанемент критики со стороны оппозиции, Великое Национальное Собрание одобрило правительственный законопроект о ядерном регулировании, предполагающей ряд концессий российскому «Атомстройэкспорту» (дочерняя компания «Росатома»).
Порою турецкий лидер позволяет себе даже публично выступать против разгулявшейся в Европе русофобии, что едва ли устраивает западных союзников Анкары по НАТО. Совершенно очевидно, что их не устраивает позиция «и нашим, и вашим», предполагающая поставку «Байрактаров» Киеву параллельно развитию сотрудничества с Россией. 10 марта состоялся телефонный разговор между Эрдоганом и Байденом, 11 марта в Анкаре экстренно высадился вышеупомянутый Столтенберг, в 14 марта туда же засобирался с официальным визитом канцлер Германии Шольц.
Несложно долгаться, чего добиваются все эти одержимые люди, однако не исключено, что события могут принять и куда более опасный оборот. Как пишет Telegram-канал «Турция – это», продумываются схемы провоцирования между Анкарой и Москвой некоего острого конфликта, в эпицентре которого может быть специально подготовленный инцидент в отношении не успевших пока выбраться из зоны боевых действий (к примеру, из Мариуполя) турецких граждан. К слову, на Украине таковых оказалось достаточно много, и часть из них уже эвакуирована российской стороной в безопасные районы для последующей отправки на родину. Не исключены и атаки под «ложным флагом» на турецкие корабли или самолёты в Чёрном море, инциденты наподобие недавнего уничтожения румынского вертолёта, «случайные» прилёты ракет на турецкую территорию и иные ингредиенты из грязной англо-саксонской кухни…
В силу объективных причин, не исключено, что специальная военная операция Вооружённых Сил России на Украине затянется на несколько месяцев. Массированное внутреннее и внешнее давление, направленное на максимальное осложнение российско-турецких отношений, будет лишь усиливаться – в том числе по линии турецкой оппозиции и бизнеса, тесно интегрированного в американскую и европейскую среду. Как представляется, при выстраивании оперативных политико-дипломатических контактов с Анкарой данное обстоятельство необходимо учитывать в полной мере.
Андрей Арешев, по материалам: ИнфоШОС