Антироссийские санкции «коллективного Запада»: в Париже шагают не в ногу?

По информации французских СМИ, на встрече в Париже с представителями 15-ти работающих в России крупных компаний президент Эммануэль Макрон рекомендовал «воздержаться от поспешных решений о «выходе» из России». Попробуем понять, что это может означать, а также зададимся вопросом о том, дружат ли с головой на Елисейских Полях?

Напомним, 1 марта явно перевозбудившийся министр финансов Франции Брюно Ле Мэр пообещал «развернуть тотальную экономическую войну против России». И в то же время, по его мнению, было бы «неразумно поспешно покидать [Россию] в одностороннем порядке и никого не предупредив». Что это? Клиническая шизофрения или крайняя степень зависимости от «старших товарищей», стремящихся к полной деструкции давних экономических связей между Россией и «старой» Европой? В силу «особого мнения» Парижа, в период с 22 февраля по 6 марта там настрочили против Москвы на 6 санкций меньше, чем в Брюсселе. На сегодняшний день в России представлено множество французских компаний, среди которых LVMH, Auchan, Engie, Sanofi, Lactalis, Air Liquide, L'Oreal, Chane, Danone, Metro. По данным Le Figaro и других французских СМИ (по крайней мере, по состоянию на 5-6 марта), ни одна из этих компаний Россию не покидает.

Вот некоторые примеры. Директорат Sanofi заявил на днях, что производственный комплекс «Санофи Восток» в Орловской области, производящий всю линейку современных инсулинов, продолжает работать в плановом режиме. Компания, начавшая работу ещё в СССР в 1970 году, «обещает сделать всё возможное для обеспечения бесперебойных поставок своих препаратов». С 2010 года Sanofi «модернизирует не только собственное производство в Орле, но и развивает такие высокотехнологичные компетенции ведущих российских компаний, как увеличение доступности инновационного лечения пациентам России и развитие конкурентоспособной фармацевтики».

Остаётся в РФ и сеть гипермаркетов Metro французского происхождения. Согласно сообщению пресс-службы компании от 4 марта, предусмотрен достаточный запас ресурсов, отлажены цепочки поставок. «Компания продолжит вести бизнес в России и поддерживать клиентов, в том числе и компании малого и среднего бизнеса. Основная цель Metro – следить за тем, чтобы на полках было достаточно товаров, чтобы поставки были стабильными, а цены – разумными».

По данным Automotive News Europe (на 12 марта), остаётся в России и автогигант Renault: временное простаивание его московского завода с начала марта обусловлено не политикой, а нарушением цепочек поставок. Экономических причин для сворачивания производства в России нет, причём такую позицию Renault поддерживает его крупнейший акционер в лице правительства Франции.

Остаётся в России и Danone, известный французский производитель молочных продуктов. «Наша задача в текущих условиях – обеспечивать потребителей и пациентов необходимыми для них продуктами. Останавливать деятельность в России мы не планируем. На данный момент ключевые системы, инфраструктура и логистика компании в России работают в штатном режиме», – заявил на днях Олег Жарко, директор Danone по корпоративным вопросам и взаимодействию с государственными органами Центрального и Южного региона.

В этом контексте и в плане взаиморасчетов с французским бизнесом, в т.ч. для возможного «обхода» санкций, нелишне обратить внимание и на то, что в зоне евро находится не вся территория страны. С 1966 г. Париж эмитирует тихоокеанский франк (CFP) с фиксированным курсом к евро и доллару США, применяемый в тихоокеанских территориях Франции, а также в расчетах между ними, с одной стороны, и Францией, странами Тихого океана – с другой. Платежеспособность этой валюты Французское казначейство постоянно регулирует во избежание её «перегрева» или обесценивания – ибо то и другое чреваты ослаблением и политического присутствия Франции в Тихоокеанском бассейне. (1)

Небезынтересно и то, что сама Франция осуществила в 2011 г. спецоперацию в своей бывшей колонии Кот-д-Ивуаре, когда местные «антифанцузские» активисты едва не захватили власть, попытавшись начать экспроприацию французской собственности и гонения на местных французов. Всего лишь за одну неделю Парижу удалось навести относительный порядок в стране, где и по сей день сохраняются военные базы Франции. Негативная реакция на укрепление позиций Москвы в бывших французских колониях Мали, ЦАР и Буркина-Фасо проявляется в основном в виде нервных заголовках парижской прессы. Между тем, французские войска пока сохраняются в ЦАР, но выводятся из Мали (там остаётся одна маломощная база ВВС Франции – на более спокойном юге страны). Ранее, в том числе и в советский период, на колониальные «выкрутасы» французов в Москве смотрели, что называется, «сквозь пальцы». Возможно, и сегодня маневрирование Макрона и его заявления о России как о «великой европейской нации» некоторым образом могут быть обусловлены стремлением не скатываться к дальнейшей конфронтации.

де Голль на Мамаевом Кургане (1966 г.)

«Мы ответственны за то, чтобы поддерживать с Россией все возможные человеческие связи: разговаривать при помощи артистов, интеллектуалов, сотрудничества в технической сфере, бизнеса и НПО. Продолжать говорить с руководителями – в этом моя задача, как и всегда уважать Россию как страну и российский народ», – рассказал 7 марта Макрон, встречаясь с избирателями в рамках предвыборной кампании. По его мнению, диалог с Москвой нужен для общеевропейской безопасности: «если Россия не будет принимать участие в построении масштабной архитектуры безопасности на континенте, то представляется невозможным построение мира».

Возможно, Париж пытается сыграть роль посредника между Москвой и «проамериканским» Западом в период максимальной напряженности между ними. Напомним, в этой связи, что решение генерала де Голля укрепить долговременные экономические и политические связи с Советским Союзом, основы которых были заложены в ходе его визита в Москву в 1966 г., вынудило США снизить градус конфронтации с СССР, обусловленный как гонкой вооружений, так и прокси-войной во Вьетнаме. Начиная со второй половины 1960-х годов, во многом благодаря усилиями тогдашнего французского лидера, начал понемногу развиваться процесс разрядки европейской и международной напряжённости. Кроме того, де Голль фактически отказался официально осудить операцию «Дунай» Варшавского договора в Чехословакии (1968 г.).

По окончании «эпохи де Голля», при всех своих «внешнеполитических вибрациях», Париж не был заинтересован в том, чтобы целиком и полностью оказаться в конфронтационной колеснице англо-саксонского Запада. В не малой степени – по причине значимости для метрополии многочисленных заморских территорий Франции, разбросанных по всему миру. Многие из них (южноамериканская Гвиана, о-ва Клиппертон, Мартиника, Гваделупа, Сен-Пьер и Микелон, Полинезия, Уолиис и Футтуна, Новая Каледония) расположены в непосредственной близости от США и их региональных союзников – Австралии, Новой Зеландии, Канады. Несмотря на потерю значительной доли великодержавных амбиций, заморские территории Парижа имеют для него важное политическое. Символическое, экономическое, а в ряде случаев – и военное значение (2).

Заморские (зарубежные) территории Франции

В этой связи, отметим, что в ходе третьего (с 2017 г.) референдума о независимости заморской (тихоокеанской) Новой Каледонии, состоявшегося в середине декабря 2021 г., большинство голосовавших (теперь около 70%) вновь высказались в пользу пребывания региона в составе Франции, в связи с чем Макрон пафосно заявил, что, «будучи расположенной во многих регионах мира», она «стала ещё крепче и ещё прекраснее». Кроме того, в ушедшем году силы безопасности метрополии смогли погасить массовые «антиковидные» протесты на Реюньоне, Гваделупе и Мартинике. Интересно, что некоторые местные и центральные французские СМИ высказывали версии о возможной причастности к этим выступлениям американцев, заинтересованных в отделении от Франции вышеупомянутых территорий. Наконец, буквально в эти дни полыхает самый большой французский остров – родина Наполеона Корсика с традиционно сильными сепаратистскими настроениями...

Отметим также, что Франция инициирует создание Ассоциации стран бассейна Индийского океана (АБИО) – своего рода, «АТЭС Индийского океана», причём до последнего времени РФ поддерживала этот проект. О необходимости такой ассоциации было заявлено ещё президентом Франсуа Миттераном в 1984 году, и с тех пор существует интеграционная «профранцузская» Комиссия по Индийскому океану в составе самой Франции, её бывшей колонии Мадагаскара, а также Маврикия и Сейшел. В 2022-2023 гг. эта организация может пополниться бывшей французской Республикой Джибути, Эритреей, Эсватини (Свазилендом), Сомалилендом и Восточным Сомали (3). Данный проект обусловлен, во-первых, обструкцией Франции в АТЭС Соединёнными Штатами и их сателлитами. Во-вторых, и в этом бассейне Франция располагает обширными территориями (о-ва Эпарсе, Майотта, Реюньон, Тромлён, почти все острова на юге Индийского океана).

Таким образом, совокупность обозначенных факторов теоретически может подвигнуть Париж на запуск неких «пробных шаров», нацеленных на ослабление экономической блокады России со стороны «коллективного Запада». Разумеется, речь идёт не о благотворительности, а о прагматизме, ибо антироссийским безумием политически несамостоятельные европейцы ещё более подрывают своё и без того шатающееся благополучие, о чём свидетельствует хотя бы движение «жёлтых жилетов». Парижское издание Franceinfo подробно перечислило потери экономики Франции в случае введения ею против России «полноформатного» эмбарго в отношении РФ. Отмечается, что во избежание этих потерь, речь идёт именно об ограничительных, а не о запретительных торговых мерах…

При всём при том остаётся открытым ответ на вопрос: способен ли выдвиженец глобалиста Жака Аттали по своим волевым, управленческим и интеллектуальным качествам хотя бы отдалённо приблизиться к генералу де Голлю – одному из наиболее ярких национальных лидеров Европы в XX веке?..

Алексей Балиев

Примечания

(1) на 10 марта с.г. курс рубля РФ к одному CFP - 1,13: (подробнее о динамике взаимных курсов)

(2) Так тоже выступают против прекращения торговых связей с РФ. Ассоциация рыбной отрасли Сен-Пьера и Микелона (атлантические о-ва Франции вблизи Канады) беспокоится за прибыли и за работу поставщиков рыбной продукции с этой территории. Не вводит санкции против российской нефти и НПЗ на французской Мартинике (Карибский бассейн) – единственный на заморских территориях Франции. (3) Впервые идею такой организации, с участием Франции, выдвинул шахиншах Ирана М. Пехлеви в 1977 г. на переговорах в Тегеране с одобрившим этот проект премьером Пакистана З. Бхутто незадолго до убийства последнего и свержения иранской монархии (1979 г.)