Румыния заняла откровенно антироссийскую позицию задолго до начала операции ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины, но с началом операции градус русофобии в стране заметно повысился. Румынские СМИ, освещая ход операции, просто выступают ретранслятором прокиевской прессы, бодро рапортующей о фейковых «перемогах». Румынских журналистов не смущает, что эти рапорты не подкреплены видео-доказательствами и являются пропагандистскими клише.
В ведущейся по полной программе информационной войне Румыния преследует свои цели, учитывая то, что для достижения статуса регионального лидера Бухаресту надо взять под контроль Чёрное море – однако, чтобы это сделать, надо вытеснить оттуда Россию. Таким образом, не совершая абсолютно никаких политических шагов антирумынской направленности, Россия невольно оказалась противником №1 для Румынии.
Несмотря на туманное будущее украинской государственности и киевского режима, румыны подписали с Киевом соглашение о сотрудничестве в оборонной промышленности. В рамках соглашения будет учреждена консультационная комиссия, куда войдут представители ВПК обеих стран. С румынской стороны субъектом отношений выступает оборонный концерн PATROMIL. Главные цели соглашения – обмен информацией военно-технического характера, передача технологий, согласование оборонных мероприятий, расширение взаимных поставок. Бухарест от подписания соглашения не удержало даже недавнее уничтожение румынского самолёта МиГ украинской ПВО, в результате чего погибли пять румынских военнослужащих. Этот инцидент говорит о шальной опасности, которую представляет ПВО Украины для соседних стран. Ведь это не первый случай уничтожения украинскими ракетами иностранных самолётов.
Министр обороны Румынии Василэ Динку заявил, что Румыния может стать, ни много ни мало, узлом обеспечения безопасности всей Юго-Восточной Европы. «Надо только быть достаточно умным, достаточно быстрым и действовать», – подчеркнул он в ходе видеоконференции «Стратегическая динамика Румынии в новом геостратегическом контексте», организованной при участии Пентагона.
В глазах американских стратегов геополитическая роль Румынии как одного из антироссийских брустверов на восточном фланге НАТО существенно возросла после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году. Румынская геополитика традиционно уделяла Крыму отдельное внимание, поскольку тот, кто владеет Крымом, владеет ситуацией на Чёрном море. Классик румынской геополитики Георги Брэтиану писал, что румыны не могут равнодушно относится к тому, в чьих руках находится полуостров.
С началом операции ВС РФ на Украине значимость Румынии выросла ещё больше. Замгенсека НАТО, этнический румын Мирча Джоане сообщил, что в ближайшее время в Румынии будет развёрнута боевая группа НАТО, в состав которой войдут военнослужащие США, Бельгии и Франции. Джоане призвал другие страны-члены НАТО отправить свои континенты в состав группы, и привёл в пример Балтийский регион, где базируется боевая группа НАТО численность 5 тыс. солдат из 20 стран.
По итогам саммита лидеров НАТО 24 марта заявлено о намерении разместить четыре боевые группы в Болгарии, Румынии, Венгрии и Словакии. Не случайна и вышеупомянутая ссылка на Балтику – Румыния выступает в функции южного звена Балто-Черноморской дуги, простирающейся от Скандинавии до Турции. Опорными точками этой дуги служат Польша (на Балтике) и Румыния (на Чёрном море). Польшу с тыла поддерживают Швеция и Дания. Бухаресту хотелось бы, чтобы с юга его поддержала Турция, но у турков свои интересы, не всегда совпадающие с интересами НАТО.
Сплошной контроль над Балто-Черноморской дугой по линии север-юг – обязательное условие закрепления стратегического перевеса Запада над Россией, доставшегося ему по итогам распада СССР. Но сейчас времена другие, Россия – самостоятельный игрок на мировой арене, и не собирается пассивно наблюдать за геополитическими махинациями Запада у своих рубежей.
Важность, какую Бухарест придаёт Украине, обусловлена как раз риском выпадения её территории из антироссийской цепи по линии Балтика – Чёрное море. Если это произойдёт, в Балто-Черноморской дуге образуется большая территориальная брешь, как это случилось после сближения Белоруссии с Россией. Потеряв Белоруссию, Запад делает двойную ставку на Украину.
Больше всего Бухарест беспокоит вероятность установления российскими войсками контроля над Бессарабией и появление сухопутного коридора из Крыма до Одессы, Николаева и Приднестровья. Румынская пресса не исключает появления условной Новороссии, которая протянется от приднестровско-молдавской линии соприкосновения до границы России с республиками Донбасса. Выход румын к Чёрному морю через Бессарабию будет, таким образом, перекрыт. До начала операции ВС РФ румыны имели доступ к этой части черноморского побережья опосредованно через союзнические отношения с Киевом. Теперь ситуация поменялась.
Рассмотрев ход начатых Россией военных мероприятий по денацификации и демилитаризации Украины, бывший начальник румынского Генштаба Штефан Дэнилэ пришёл к выводу о скором падении Киева и возможном появлении общей румынско-российской границы; при этом опасности вторжения в Румынию нет. Вызовы исходят скорее для экспансионистских планов Бухареста, для которого Приднестровье подобно «камню в желудке». Своим существованием эта охраняемая российскими миротворцами узкая полоска земли ломает все планы румынских стратегов по реанимации Великой Румынии. Чтобы стать «великой», Румыния должна обладать сплошным стратегическим контролем на пространстве от Карпат до Чёрного моря, с Молдавией внутри этого пространства. Но это невозможно, потому что Приднестровье, отколовшись от прорумынской Молдавии, тоже находится внутри этого пространства. Если Приднестровье будет подкреплено сухопутным сообщением с Крымом и Л/ДНР, его «неудобоваримость» для Румынии увеличится во много раз.
Если вдобавок из-под контроля Украины уйдёт Одесса, то проект Великой Румынии ещё дальше отойдёт в разряд геополитических грёз румынских экспансионистов. Руководитель экспертного центра ESGA Анжела Грамада указывает, что контроль над Одессой означает контроль над северной частью акватории. Чёрного моря. Добавим: что совсем уже отодвинет великорумынский проект в разряд далёких туманностей.
Крым и Бессарабия в составе Украины устраивают Румынию больше. Украина – слабое несамостоятельное государство, легко поступающееся своими интересами под дипломатическим натиском Запада. Румыния – первая, кто нанёс Украине территориальные потери, отсудив через Международный суд ООН шельф у о. Змеиный в 2009 году.
Такая Украина не будет использовать стратегические преимущества, какие даёт ей владение Одессой и длинной полоской черноморского побережья. В руках Украины этот фланг для Румынии безопасен, что позволяет ей и далее наращивать своё военное присутствие в регионе. Теперь не всё так однозначно.
Бухарест пытается оказывать киевскому режиму косвенную помощь – на уровне дипломатии, информационной поддержки и т.д. Имеются и подозрения в том, что на территории Румынии производился ремонт украинской авиатехники. Бухарест эту информацию опровергает. Известно, тем не менее, что иностранные добровольцы, желающие повоевать против российской армии, проникают на территорию Украины через Польшу и Румынию. Им для пересечения польской и румынской границы с Украиной предоставлен максимально льготный режим.
Параллельно вот уже два десятилетия раздаёт гражданство жителям исторической Северной Буковины (Черновцы), до 1940 года входившей в состав румынского королевства. Данные о количестве выданных гражданам Украины румынских паспортов Бухарестом не разглашаются, и в случае дальнейшего коллапса режима Зеленского большинство местных жителей может с полным на то основанием попроситься в «родную гавань».
Владислав Гулевич