Чехия стабильно занимает второе место после Польши по уровню русофобии. Чешская русофобия не так бросается в глаза, как вездесущая польская, но она постоянно присутствует в чешском информационном пространстве.
Главным средством возбуждения русофобских настроений в чешском обществе исправно служат события 1968 г., когда войска пяти государств Организации Варшавского Договора (ОВД) под руководством Советского Союза подавили инициированную западными спецслужбами попытку государственного переворота. «Пражская весна» 1968 года – это не про демократию, это про неудавшуюся попытку НАТО выйти через территорию Чехословакии к границам советской Украины, разрубив территорию ОВД надвое.
Для этого на границе ФРГ и Австрии с Чехословакией концентрировались натовские танки и оттуда же тайком завозилось оружие. То, что сегодня происходит на Украине, по замыслу инициаторов т.н. «Пражской весны», должно было произойти ещё тогда, в 1968 году. Однако нынешнему поколению чехов об этом по понятным причинам не рассказывают, утаивая истинные причины и цели антигосударственного бунта. Зато активно будоражат в чешских гражданах антироссийский ressentiment, идеологически обновляя дискурс о событиях 1968 года.
13 апреля стало известно о выделении чешским правительством 184 млн евро (4,6 млрд. крон) на преодоление миграционного кризиса на Украине. Однако гуманитарными вопросами или тем, что за них выдаётся политика Праги отнюдь не исчерпывается. С приходом к власти молодого прозападного министра иностранных дел Яна Липавского Чехия придерживается откровенно антироссийского курса. «Мы поддерживаем ужесточение санкций настолько, насколько это возможно», – заявляет этот так называемый дипломат. Дискутируется вопрос о создании на территории страны американской военной базы. Чехия стала первой страной НАТО, отправившей режиму Зеленского тяжёлое вооружение – гаубицы Д-30 советского образца. Чехия направила на Украину эшелон тяжёлой бронетехники, в том числе бронетранспортёры БМП-1 и танки Т-72, заявил глава чешского парламентского комитета по европейским делам, депутат Ондржей Бенешик. Министр обороны Яна Чернохова информацию о поставках подтвердила, отказавшись уточнять, о каком именно вооружении идёт речь: дескать, «мы отправляем необходимые военные материалы украинским друзьям. И мы будем продолжать это делать». Выпущена коллекционная банкнота Sláva Ukraine («Слава Украине»), средства от продажи которой пойдут в помощь ВСУ. Сенат Чехии заявил, что Москва должна выплатить Киеву репарации за нанесённые разрушения и признал голод на Украине 1932-1933 гг. геноцидом украинского народа, хотя известный американский исследователь Марк Тоджер (Mark Tauger) достаточно убедительно доказал в своих трудах, что Москва делала всё для спасения голодающего украинского крестьянства.
Но историческая правда интересует чешские либерал-глобалистские элиты меньше всего. Национальный театр Праги отказался от показа оперы Петра Чайковского «Черевички», потому что-де, «Россия бомбит родину Гоголя». Пражские театралы в курсе, что Гоголь считал себя русским, ему принадлежит фраза «Если даже русских останется всего один хутор, то и тогда Россия возродится»? Иудин грех предательства Русского мира Гоголь описал в «Тарасе Бульбе» словами «Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?». Слова, очень актуальные для нынешнего украинского руководства.
Современная Чехия занимает крайне выгодное стратегическое положение на стыке Восточной и Западной Европы, и этим ценна для Вашингтона и Брюсселя. Территориально эта страна входит в регион Центральной Европы, куда относятся также Австрия, Германия, Швейцария. Без проамериканской Чехии антироссийский санитарный кордон НАТО на восточном фланге альянса оставался незавершённым.
Балто-Черноморский коридор, о котором часто пишут натовские стратеги как о рубеже, призванном блокировать Россию с запада, простирается от румынского побережья Чёрного моря до балтийского побережья Польши. Эту конструкцию надо подкрепить посредине, поскольку Венгрия и Словакия выпадают из этой цепи, образуя некую «дыру». Венгрия пытается лавировать, Словакия до последнего времени считалась одной из условно «пророссийских» восточноевропейских стран (правда, недавняя неудачная поставка киевскому режиму систем С-300 свидетельствует об изменении позиции Братиславы). Русофобская Чехия весьма подходит для дополнительного «цементирования» той части Балто-Черноморского коридора, где внешнеполитическими стратегами коллективного Запада усматривается некое «слабое звено».
Через Чехию пролегает гипотетическая геополитическая ось Берлин – Москва. Приход к власти в Германии канцлера Шольца с его более проамериканской позицией, чем у Меркель – это один из этапов стратегии США по выдавливанию России из Европы. С проамериканской Германией проамериканской Чехии будет легче осуществлять разнообразные антироссийкие проекты.
Вашингтон, таким образом, убивает сразу двух зайцев: отворачивает Берлин от России, делая появление и без того эфемерной связки Берлин – Москва уже окончательно несбыточным, и заодно поддерживает у власти русофобов в Праге. В случае, если настроения в Берлине поменяются и наметится некоторое сближение с Москвой, у американцев на подхвате есть Чехия, задача которой будет тогда заключаться в том, чтобы мешать германо-российскому сотрудничеству. Чехия будет той болевой точкой, нажатием на которую Вашингтон не позволит германо-российскому партнёрству консолидировать Центрально-Восточную Европу и снизить англосаксонское влияние в этой точке мира.
На данный момент германо-российские отношения стремительно катятся вниз, в то время как русофобская Чехия уже есть. Прага попросту «продаёт» Вашингтону свои геополитические услуги, числясь в благодарность за русофобию среди активных союзников Соединённых Штатов.
Кроме того, русофобская Чехия – удобный инструмент для подрыва российско-французского сотрудничества. Сейчас Париж занимает весьма двойственную позицию по украинскому вопросу: поддерживает антироссийские инициативы Запада, но делает это не так жёстко, как США или, например, Великобритания. Париж ищет своё место в новой Европе, где Лондон вышел из ЕС, а Россия перестала быть послушной Западу. Подобную позицию Франция занимала и в период холодной войны.
Париж выступает за сохранение диалога с Москвой и теоретически может в будущем ещё больше смягчить свою позицию. Это будет зависеть от многих факторов, в том числе от активности Парижа и Москвы в Африке. Гипотетическая возможность потепления франко-российских отношений сохраняется всегда. Если это произойдёт, Чехия в компании с Польшей, Румынией и прочими союзниками Вашингтона, географически «перерезающими» посредине ось Париж – Москва, будут раскачивать ситуацию, чтобы не дать этим отношениям окрепнуть.
Для постсоциалистической Чехии всегда было приоритетом сотрудничество с двумя сильными соседями – Германией и Польшей. Русофобский «ансамбль» Берлин – Прага – Варшава отвечает интересам Запада, т.к. позволяет нейтрализовать геополитические трения между тремя государствами, некогда бывшими завзятыми противниками. Достаточно вспомнить, как сильно Германия и Польша желали ликвидации чехословацкой государственности в 1938 г. (Мюнхенский сговор), а потом как принципиально Германия взялась за ликвидацию польской государственности.
Стоит отметить, что чешская русофобия – явление не новое. Нюансы антирусской политики Праги в 1920-х годах описал карпато-русский деятель Алексей Геровский («Мы и чехи», «Борьба чешского правительства с русским языком», «Карпатская Русь в чешском ярме»). Геровского преследовали чехословацкие спецслужбы за то, что он откровенно писал: чехословацкие власти заигрывают с украинскими националистами, чтобы минимизировать русское культурное и политическое влияние в Карпатской Руси.
Сегодня ситуация повторяется. Как и сто лет назад, на Россию наступает Антанта ХХI века, в её состав входят те же страны, что и век назад: США, Великобритания, Франция, Канада, Австралия, Чехословакия, Румыния, Греция, Польша, Япония, Финляндия. Как и сто лет назад, одним из театров военных действий является Украина, а Прага по отработанному образцу поощряет антироссийские тенденции в политике и экономике, заигрывая с теми же деструктивными силами, что и столетие назад.
Владислав Гулевич