Казахстан – Россия: политико-экономические аспекты украинского кризиса

Фото: ips-journal.eu

В Казахстане перестали работать российские государственные телеканалы, сообщил 27 мая репортеру ВГТРК Александру Сладкову один из подписчиков из этой страны. Ограничения затронули телеканалы «Россия», «Россия 24», «Звезда» и даже детскую «Карусель». Подобные же проблемы наблюдались в соседней Киргизии. «Это связано с ограничением общероссийских каналов с иностранных спутников. Мы ведем работы по организации резервной трансляции, после чего вещание восстановим в полном объеме», – поясняют провайдеры, однако местные жители подозревают, что вещание телеканалов отключили намеренно. Скорее всего, речь идёт о проделках иностранных провайдеров.

Как мы писали в публикациях последних трёх месяцев, после вынужденного начала российской спецоперации на Украине киевский режим и его покровители значительно активизировали усилия по подрыву отношений России с третьими странами, и прежде всего – с партнёрами Москвы по ОДКБ и ЕАЭС. Чего стоит хотя бы публикация во французском издании Marianne под говорящим заголовком «Казахстан – Россия: развод, вызванный войной на Украине», автор которой – бывший агент Генерального управления внешней безопасности DGSE и соучредитель Европейского центра стратегической разведки и безопасности (ESISC) – Клод Моникеу приводит аргументы в пользу версии о том, что действия России на Украине заставила Казахстан отойти от России, чем европейцам непременно следует воспользоваться. В заявлении Госдепартамента США по итогам поездки в Вашингтон 20-21 мая министра иностранных дел РК Мухтара Тлеуберди подтверждена «приверженность минимизации воздействия на союзников и партнёров, включая Казахстан, санкций, введенных против России в ответ на неоправданную и неспровоцированную войну России против Украины.

Госсекретарь [Блинкен] также поблагодарил Министра Тлеуберди за щедрую гуманитарную помощь Казахстана народу Украины, как на правительственном уровне, так и со стороны отдельных граждан. Госсекретарь Блинкен и Министр иностранных дел Тлеуберди планируют поддерживать тесный контакт».

Не отстают и в Киеве. Так, 27 апреля информагентство NewTimes.Kz в материале «Казахстан и Украина ищут пути для возобновления бизнеса» сообщило о встрече в Киеве посла Казахстана на Украине Дархана Калетаева с главой ТПП Украины Геннадием Чижиковым. Стало также известно, что для развития взаимной торговли стороны, как это обсуждалось на данной встрече, договариваются друг с другом и с рядом соседних стран о более активном использовании железнодорожно-морского / паромного коридора Казахстан – Азербайджан – Грузия – Украина с ответвлением Грузия – Румыния – Украина.

Если учесть и то, что на недавнем юбилейном саммите глав государств-участников ОДКБ ни единым словом не были поддержаны ни специальная военная операция России на Украине, ни официальное признание Москвой ДНР и ЛНР, вполне резонно предположить, что означенный курс Нур-Султана сохраняется и находит понимание среди других «союзников» РФ по ОДКБ, входящих также и в ЕАЭС.

Таким образом, повторяется ситуация, когда саммиты «братских» стран-участниц Варшавского Договора в начале – середине 1980-х годов «обходились» без упоминания военных действий СССР в Афганистане, а ранее, на рубеже 1960-х – 1970-х годов без упоминания поддержки СССР в его пограничных военных эксцессах с КНР.

Что же касается вышеупомянутой встречи в Киеве, то, по данным того же агентства, на ней обсуждались «вопросы дальнейшего сотрудничества в торгово-экономической сфере, возможности возобновления контактов бизнеса и оказания гуманитарной помощи. Глава ТПП Украины выразил благодарность казахстанцам за поддержку и гуманитарную помощь, оказанную общественными организациями и активистами».

Как мы упоминали ранее, в целом, позиция Казахстана в отношении украинского кризиса была вполне чётко обозначена 1 апреля заместителем главы администрации президента Казахстана Тимуром Сулейменовым: «...Конечно, Россия хотела бы, чтобы мы были больше на её стороне, но Казахстан уважает территориальную целостность Украины. Мы не признавали и не признаём ни ситуацию с Крымом, ни ситуацию с Донбассом, потому что их не признаёт ООН. Мы будем выполнять только те решения, которые приняты на уровне Организации Объединенных Наций». «Действительно, Казахстан является членом и ЕАЭС и ОДКБ – следовательно, мы являемся членами экономического и военного союзов с Россией, – признал высокопоставленный чиновник. – Но положения этих договоров не распространяются на этот конкретный случай».

Как представляется, столь очевидно недружественный курс Нур-Султана до некоторой степени мотивирован и отсутствием официальных комментариев из Москвы после заявлений, подобных процитированному выше. При этом, надо полагать, что они в полной мере отражают долгосрочную стратегию Казахстана в отношении Украины, что подробно разъяснил казахстанский посол в Киеве небезызвестный Дархан Калетаев ещё в июле 2021 г.: «...Украина, как и Казахстан, стоят на Великом Шелковом пути. Интерес к Казахстану со стороны Украины возрос, активно развивается Транскаспийский маршрут торговли. Мы поднимаем весь пласт наших взаимоотношений». Уточнено, что Казахстан «имеет возможность увеличить поставки продукции нефтехимической, металлургической, пищевой, химической, машиностроительной, строительной отраслей... Украинская сторона уже имеет предложения по открытию своих представительств в Международном финансовом центре «Астана» и в технопарке «Astana Hub». Не обошлось тогда «понимания» действий Киева в отношении СНГ. Отмечалось и то, что казахстанские специалисты обучаются «в отдельных украинских ВУЗах в области информатизации. Украинская сторона проявляет интерес и к казахстанским технологиям, которые внедрены в контроль транспортных потоков в городах». Отдельное направление сотрудничества, по словам посла – «в сельскохозяйственной сфере. Есть ряд конкретных предложений от аграрных компаний Украины. В частности, от завода «Фадеев-Агро»: это внедрение оптимальных технологий обработки и обеспечения сохранности зерновых культур. Это, например, и строительство комбикормовых установок от Харьковского механического завода». В свою очередь, Казахстан «готов поставлять разнообразную мясную продукцию на украинский и далее, через Украину, на восточноевропейский рынок – вплоть до Венгрии, где к нам питают особые родственные чувства. Существуют предложения к нам от украинских мебельщиков. Всё это – предмет для расширения нашего экономического сотрудничества».

Стороны были заняты перезагрузкой «всего большого массива побратимства областей и городов Казахстана и Украины. В том числе, для этого сейчас запускается системный историко-архивный проект совместно с Украиной». Казахстан выделил «помощь в размере порядка $3,5 млн на строительство саркофага на Чернобыльской АЭС», причём «всё этого проводится для того, чтобы «мы могли строить своё совместное будущее».

Выразил господин Келетаев заинтересованность в поставках казахстанского нефтегазового сырья Киеву, как и в импорт украинского энергооборудования: «…Казахстан, безусловно, готов к поставкам углеродных ресурсов, инфраструктура поставок сформирована. Украинская сторона недавно поднимала вопрос о поставках и транзите легких сортов казахстанской нефти по нефтепроводам «Одесса – Броды» и «Дружба». Украинская сторона проинформировала о готовности поставок Казахстану гидротурбинного оборудования, газотурбинных станций и т.д. Вопросы сейчас в стадии проработки».

Как известно, после 24 февраля начали активно «прорабатываться» и некоторые другие вопросы, включая снабжение ВСУ топливом через «КТК» и Молдову. Не за эту ли «гуманитарную помощь», в числе прочих обстоятельств, благодарил коллегу из Нур-Султана Энтони Блинкен?..

* * *

Кредитные учреждения некоторых формальных вроде бы союзников России с последней декады мая фактически подчинились новым антироссийским санкциям Запада. Как следует из сообщений некоторых СМИ, банки в Армении и Казахстане «значительно усложнили возможность открытия карты для гражданина РФ – после того, как российские нерезиденты там уже открыли, соответственно, 27 и 12 тысяч счетов».

В преддверие вышеупомянутой поездки за океан главы казахской дипломатии стало известно о заморозке счета в местных филиалах российских банков активов на сумму в 20 миллионов долларов. «На фоне санкционных требований отдельными иностранными банками заблокированы корреспондентские счета в иностранной валюте ДБ АО «Сбербанк», ДБ АО «Альфа-Банк» и ДО АО «Банк ВТБ (Казахстан)». В результате этого, по данным банков, были заморожены остатки на этих счетах банков на общую сумму порядка 9,2 млрд тенге (по ДБ АО «Сбербанк» – 2,7 млрд тенге, по ДБ АО «Альфа-Банк» – 6,2 млрд тенге по ДО АО «Банк ВТБ (Казахстан)» – 0,3 млрд тенге», – сообщила глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова. Что касается счетов физических лиц, то если ранее для их открытия нужно было оформить индивидуальный идентификационный номер (аналог российского ИНН) и обладать местным номером телефона, то теперь местные банки, особенно «Halyk и «Forte», требуют также трудовой договор с местным работодателем, или подтверждение обучения на территории республики и/или другие законные основания для нахождения там владельца счёта и для его открытия. А банк «Алтын», например, вообще перестал работать с нерезидентами из РФ (и Белоруссии). Меньше всего ограничений пока в банке «Центркредит» и, частично, в «Kaspi», хотя там тем же нерезидентам теперь нельзя открывать валютный счёт.

Как отмечает лидер Социалистического движения Казахстана, таким образом реализуются на деле обещания Тимура Сулейменова о готовности продемонстрировать «нашим европейским партнерам, что Казахстан не будет инструментом обхода санкций в отношении России со стороны США и ЕС… По разным оценкам представители семьи Назарбаева и различных финансово-промышленных групп вывезли из Казахстана от 250 до 300 миллиардов долларов и теперь ведут «битву» за их неприкосновенность, видя, что произошло с недвижимостью и счетами российских олигархов. Но ценой такого размена с Вашингтоном становится неминуемое предательство своего соседа и союзника – России».

Создаётся впечатление, что очередные призывы не политизировать сотрудничество в рамках ЕАЭС, прозвучавшие в том числе и по итогам Евразийского экономического форума, к западным партнёрам Казахстана вовсе не относятся, и чем дальше – тем больше это будет создавать проблемы.

Алексей Балиев, Дмитрий Нефёдов