Недавнее подписание в ходе Мадридского саммита турецко-шведско-финляндского Меморандума об условиях присоединения двух северных стран к Альянсу стало прологом к новой серии двусторонних американо-турецких переговоров высокого уровня. Так, главный внешнеполитический советник президента Эрдогана по внешней политике Ибрагим Калын встретился с сенатором от Республиканской партии Линдси Грэмом. Согласно информации турецких СМИ, собеседники обсуждали двусторонние политические и экономические отношения, борьбу с терроризмом, сотрудничество в оборонной промышленности, «украино-российскую войну», поставки пшеницы, Сирию, ситуацию в Эгейском и Средиземном морях, иные региональные вопросы. «Турецко-американские отношения должны развиваться на основе взаимного уважения и понимания, на основе общих и стратегических интересов. Сотрудничество в области оборонной промышленности и достижение прогресса по F-16 будут служить интересам двух стран. Усилия Турции по созданию безопасного коридора для поставок зерна через Чёрное море были оценены по достоинству. Успешная реализация этой поставки имеет стратегическое значение с точки зрения глобальной продовольственной безопасности», – подчеркнул И. Калын. Международное сообщество должно уважать законные права Турции в Эгейском и Средиземном морях. Анкара намерена решительно бороться с террористическими организациями, включая «РПК» и её сирийский филиал в лице «Отрядов народной самообороны».
В свою очередь, заместитель министра финансов США Уолли Адейемо обсуждал с заинтересованными турецкими кругами экономическое и финансовое положение ближневосточной страны, а также «соблюдение санкций против России», к которым Турция, как известно, не присоединилась. «Все стороны выразили желание обеспечить, чтобы Турция не использовалась в качестве убежища для незаконного финансирования и чтобы целостность ее банковского сектора по-прежнему была защищена», – заявил Адеймо по итогам своей поездки в Турцию. Не приходится сомневаться, что давление на Анкару в пользу постепенного присоединения её к антироссийским санкциям будет только нарастать.
Как пишет внешнеполитический аналитик М. Бхадркумар, подобно тому, как 70 назад Трумэн втягивал Турцию в НАТО под предлогом противодействия «советской угрозе», сегодня «сонный Джо» проделывает примерно то же самое в отношении Финляндии и Швеции, размахивая жупелом угрозы теперь уже «российской». Сразу после получения согласия Турции на присоединение к НАТО Финляндии и Швеции «Сонный Джо» заявил о намерении продать ей истребители F-16, что наталкивается на критику со стороны ряда «демократов» в Конгрессе, напоминающих о введённых против Анкары санкциях после покупки ею российских противоракетных комплексов С-400. По мнению греческих лоббистов, Турция при президенте Эрдогане не заслуживает современных истребителей: «Хотя смягчение Турцией своего противодействия вступлению Швеции и Финляндии в НАТО является отрадным событием, всё ещё остается слишком много нерешенных вопросов, чтобы продвигаться вперед с продажей F-16 правительству Эрдогана. За последнее десятилетие Турция не была ни продуктивным членом НАТО, ни надежным союзником США». Только с начала года Турция нарушила воздушное пространство соседней Греции более 2300 раз с начала этого года, способствуя эскалации напряжённости в Эгейском море, а также собираясь напасть на курдских союзников Америки в Сирии. До получения чётких разъяснений от Белого Дома по поводу имеющихся опасений, законодатели-демократы будут «продолжать возражать против этой передачи оружия и делать все возможное, чтобы гарантировать, что эти F-16 не будут поставлены турецкому правительству». И в этой своей позиции они отнюдь не одиноки. Как пишет Politico, Боб Менендес из Нью-Джерси и Джим Риш из Айдахо – соответственно, председатель и влиятельный член сенатского комитета по международным отношениям – также не одобряют «турецкую» сделку, в то время как их подписи необходимы для того, чтобы дать ей «зелёный свет».
Согласно одной из поправок в Закон о национальной обороне, президенту запрещается передавать оружие стране-члену НАТО, неоднократно нарушавшей воздушное пространство, суверенитет или территориальную целостность другого соучастника по Альянсу в 2021 году. Направленность – очевидна. Впрочем, остаётся и «лазейка», позволяющая хозяину Белого Дома обойти ограничения. Для этого он должен подтвердить жизненно важный характер желаемого действия (в данном случае продажи Турции самолетов F-16) для национальной безопасности США. Кроме того, президент должен предоставить подробное описание конкретных мер по недопущению использования американского оружия для нарушения суверенитета другого участника НАТО.
Ещё в минувшем марте, после начала специальной военной операции на Украине, Госдепартамент направил в Конгресс письмо в поддержку заявки Турции на приобретение F-16. Подчёркивая позитивную для Америки роль Анкары в контексте украинского кризиса, в письме говорилось о заинтересованности в сделке не только США, но и «партнёров» по НАТО.
Исключение в 2019 году Турции из межгосударственной программы по созданию истребителей-«невидимок» и распространение на неё действия закона CAATSA привело к заморозке вложенных туда 10 млрд. долл., авансового взноса в 1,4 млрд. долл. и к потере доступа к одному из престижных высокотехнологичных проектов трансатлантического альянса. Ещё одним важным последствием стала пробуксовка планов Турции по модернизации ВВС Турции. В качестве альтернативы было решено приобрести 40 многофункциональных истребителей четвертого поколения F-16 и 80 комплектов модернизации общей стоимостью от 6 до 10 млрд. долл. Истребители F-16 block 70/72 оснащены радиолокационной системой APG-83 AESA – более «продвинутой» версией радара, установленного на предыдущих моделях. Закупка новых F-16 позволила бы Турции легче пройти «переходный период» 2020-х годов, продолжая при этом модернизировать возможности национальных ВВС, основу которых, как предполагалось, должны были составить именно F-35 и F-16 с хорошо налаженной базой обслуживания. С 2006 года компания Turkish Aerospace (TUSAŞ) работает над несколькими проектами модернизации с целью продления срока службы имеющихся на вооружении самолётов F-16.
Налаженное материально-техническое обеспечение ВВС имеет первостепенное значение для их эффективного функционирования. Как известно, в Турции ведётся и над собственным проектом истребителя пятого поколения (TF-X), что само по себе является весьма сложной задачей. Учитывая стареющий флот и меняющееся соотношение сил, модернизация ВВС Турции является одним из несомненных приоритетов военного строительства. Долгое время Вашингтон проявлял осторожность, стремясь не нарушать баланс между «заклятыми соседями» в Анкаре и Афинах, однако переход ВВС Греции на те же F-35 и французские Rafales может оказать влияние на соотношение сил в Эгейском и Средиземном морях. Не забывают сторонники сделки «кивать» и на «российско-украинскую войну», предлагая подходить к вопросу о модернизации ВВС Турции «с более широкой точки зрения региональной безопасности». Длительное время Турция была важным участником в различных военных операциях Альянса, и наращивание возможностей её боевой авиации «имеет решающее значение для сохранения этого статуса в будущем». По их мнению, «с технической точки зрения продажа F-16 является разумным выбором для США», в то время как блокирование сделки подтолкнуло бы Турцию к поиску нежелательных альтернатив. Кроме того, это стало бы ещё одним негативным сигналом для турецко-американских отношений после введения вышеупомянутых санкций.
Министр обороны Турции Хулуси Акар с оптимизмом смотрит на продолжение устойчивого сотрудничества с Америкой. «Мы считаем, что США обеспечат потребности Турции [F-16]. Я полагаю, что администрация США не оставит этот вопрос без внимания, учитывая коллективную оборону и совместимость. Встречи с членами Конгресса были позитивными и заложили благоприятную основу для продолжения диалога», заявил он ещё 1 июня, за месяц до мадридского форума НАТО, «на полях» которого встретились президенты США и Турции. При этом контракт на приобретение российских систем С-400 пока остаётся нерешённым вопросом между Вашингтоном и Анкарой. В конце апреля глава департамента оборонной промышленности Турции Исмаил Демир напомнил о двухэтапном характере соглашения с Россией. Первая поставка состоялась, а вторая, предполагающая передачу технологий и совместное производство, пока «отложена из-за длительных переговоров между Россией и Турцией».
По мнению профессора Тарика Огузлу, новая «холодная война» между Западом и Россией сужает пространство для манёвра во внешней политике Турции, одновременно увеличивая её стратегическое значение. Основной задачей для турецкой внешней политики в ближайшие годы будет «успешное продолжение ориентированной на стратегическую автономию многогранной внешнеполитической практики Турции в условиях углубляющейся международной поляризации». Согласно распространённому мнению, военные действия на Украине открыли окно возможностей для позитивной повестки турецко-американского диалога. В начале мая в российских СМИ даже появилась информация о возможной передаче киевскому режиму из арсеналов турецкой армии дальнобойных систем американского производства, способных угрожать Крымскому мосту. Как представляется, стремление Анкары получить истребители F-16 будет по максимуму использоваться для сталкивания Турции с Россией там, где это только возможно.
Андрей Арешев