Россия и Иран строят торговый «меридиан» от Петербурга до Мумбаи

Америка и Израиль – категорически против

«Россия и Иран строят новый трансконтинентальный маршрут для обхода санкций, используя Волгу и Дон. Страны инвестируют более 20 миллиардов долларов, чтобы облегчить перемещение товаров по водным и железнодорожным путям,пишет Bloomberg. – Россия и Иран строят новый трансконтинентальный торговый маршрут, протянувшийся от восточной окраины Европы до Индийского океана, проход протяженностью 3000 километров (1860 миль), недоступный для любого иностранного вмешательства.

Две страны тратят миллиарды долларов на ускорение доставки грузов по рекам и железным дорогам, связанным Каспийским морем. Данные отслеживания судов, собранные Bloomberg, показывают, что десятки российских и иранских судов, в том числе подпадающие под санкции, уже курсируют по этому маршруту».

/img/2023/01/movie-ship-movements-large__1920.mp4

«Речь идет о создании устойчивых к санкциям цепочек поставок на всем протяжении», – отмечает Мария Шагина, эксперт по санкциям и внешней политике России в лондонском Международном институте стратегических исследований (IISS). По ее данным, Россия и Иран инвестируют до 25 млрд. долл. во внутренний торговый коридор, помогая облегчить поток товаров, который Запад хочет остановить: «Эти две страны играют в кошки-мышки. Они изучат все лазейки для перевозки запрещенных продуктов и оружия».

«Это тревожит США и их союзников, поскольку они стремятся заблокировать переброску иранских беспилотников и других военных грузов, которые, по их словам, помогают Кремлю в войне на Украине», – отмечает агентство. «Это та область, за которой мы внимательно следим, как за этим маршрутом, так и за ирано-российскими связями в целом, – говорит высокопоставленный чиновник администрации Байдена по санкциям Джеймс О’Брайен. – Мы обеспокоены любыми попытками помочь России избежать санкций. Важно привлечь к этому внимание, попытаться показать миру, что они не могут скрыться». Некоторое время назад Директор ЦРУ Уильям Бернс заявлял о «полноценном военном партнерстве Тегерана и Москвы, которое уже оказывает влияние на войну на Украине и может привести к еще более серьезным последствиям на Ближнем Востоке… Россия стремится помочь Ирану, и это может представлять угрозу для союзников Америки в регионе… Русские начинают искать способы поддержать Иран технологически и технически, и это реальная угроза соседям Ирана, нашему союзу и партнерам». Видный израильский журналист Рон Бен Ишай в своих рассуждениях о «нечестивом союзе Путина и аятолл» ссылается на заявление официального представителя Пентагона Джона Кирби о «полноценном партнерстве в сфере обороны» между Ираном и Россией. По мнению Ишая, такое партнёрство «вызывает беспокойство у всего западно-демократического лагеря и особенно у Израиля», так как является «по сути поворотным моментом в мировом балансе сил», делая Иран «полноправным членом антизападного и антидемократического лагеря, ведущими членами которого являются Китай и Россия» с пользой для ненавистного Западному Иерусалиму режима: «Россия и Китай помогают Тегерану продавать добываемую им нефть и получать прибыль в обход американских санкций, также Россия срывает резолюции ООН против Ирана, но это верхушка айсберга». Дальнейший полёт фантазии израильского автора допускает помощь России в реализации пресловутой «военной ядерной программе Ирана» – разумеется, по прямому указанию Кремля…

По мнению спецпредставителя администрации Байдена по Ирану Роберта Малли, любой новый торговый коридор требует пристального внимания в рамках того, что стало его главным приоритетом: прекращение поставок оружия между странами: «Это чрезвычайно разрушительное и опрометчивое решение, которое они приняли. Важно привлечь к этому внимание, попытаться показать миру, что они не могут скрыться».

Замечу, что Иран и без помощи со стороны России успешно организовал производство передовых вооружений, в частности, беспилотников и баллистических ракет. А в содружестве с Российской Федерацией Страна Великих Аятолл тем более сможет скрыть все, что стремится утаить от назойливых ушей, глаз и прочих органов западных глобальных планировщиков.

Помимо оптимизации военно-технических связей, налаживание «меридиональной» транспортной логистики имеет прямое отношение к возможному совместному военному противодействию внешним агрессорам, так как позволить перебрасывать воинские контингенты и военную технику по внутренним операционным линиям от Северного Ледовитого до Индийского океана, что всегда дает преимущество даже над более сильным противником. «Помимо торговли оружием между странами, у нового транзитного маршрута есть веские экономические причины», – здесь мы с Bloomberg спорить не станем.

Иран – третий по величине импортёр российского зерна. Москва и Тегеран заявляют о готовности к реализации множества новых торговых сделок, «включая турбины, полимеры, медицинские товары и автомобильные запчасти. Россия также поставляет ядерное топливо и компоненты для иранского реактора в Бушере». Это вполне естественно, так как России необходимо компенсировать внезапный разрыв ее коммерческих связей с Европой, которая до войны была ее крупнейшим торговым партнером, а также найти обходные пути для санкций со стороны Вашингтона и Брюсселя.

«Поскольку европейские транспортные сети закрываются, они сосредоточены на развитии альтернативных торговых коридоров, которые поддерживают поворот России на Восток, – говорит Николай Кожанов, эксперт по странам Персидского залива из Катарского университета, в 2006 - 2009 гг. работавший в российском посольстве в Тегеране. – Можно установить контроль над морскими путями, но за наземными путями трудно следить. Уследить за всеми практически невозможно».

Об этом и речь. Торговые и военные маршруты от Петербурга до Бандар-Аббаса и в обратном направлении дадут мощную синергию скрытным операциям, укрепляющим национальную безопасность России и Ирана.

По данным Bloomberg, Россия планирует инвестировать 1 млрд. долл. в улучшение судоходства по всем речным и морским путям вдоль нового транспортного коридора. В частности, планируется модернизация канала «Волга-Дон» для того, чтобы через него могли проходить без задержки сухогрузы водоизмещением до 6 тысяч тонн.

Россия завершает работу над правилами, которые дадут судам из Ирана право прохода по внутренним водным путям на реках Волга и Дон, сообщает иранский ресурс Maritime News Agency. По данным Bloomberg, уже «не менее дюжины иранских судов, некоторые из которых принадлежат санкционированной США группе судоходных линий Исламской Республики Иран, курсируют между каспийским побережьем страны и ключевыми портами на Волге».

Как сообщают иранские агентства, базирующаяся в Тегеране компания IRISL инвестировала 10 млн. долл., чтобы вдвое увеличить пропускную способность порта Солянка в Астрахани до 85 тысяч тонн в месяц.

На своей территории Иран также вкладывает деньги в терминалы, где грузы могут перегружаться с кораблей на железные дороги, пересекающие страну от Каспийского моря до Персидского залива. Расширяется и железнодорожная сеть, протяжённость которой составляет около 16 тысяч км.

Для России, и для Ирана важнейшим узлом создаваемого торгового маршрута является Индия. Как сообщило информационное агентство Mehr, первая партия российского зерна в 12 млн тонн, направляющаяся в Индию, уже прошла транзитом через Иран. Торговые потоки могут увеличиться, если Ирану удастся завершить строительство порта Чабахар на побережье Индийского океана.

Российско-иранский торговый маршрут будет намного короче морских путей в обход Европы. По сути, речь идет о реанимации проекта международного транспортного коридора (МТК) «Север–Юг», соглашение о котором было подписано еще в начале нулевых годов. По большому счёту, помимо разговоров, с тех пор никаких подвижек по реализации этого проекта не было. Но вот поскольку сейчас для России большинство традиционных логистических маршрутов перекрыто, МТК «Север–Юг» возрождается в новом качестве.

На пути создания транспортного коридора придется решить серьезные инфраструктурные проблемы. «В рамках нового маршрута из портов Индии должны выходить суда, которые будут причаливать в иранском порту Бендер-Аббас. Дальше грузы отправятся по сухопутным маршрутам по территории Ирана до его портов на Каспийском море – и далее по Каспийскому морю до российских портов. Там грузы будут перегружаться на железный или автомобильный транспорт, или продолжат движение по водным путям России. Основная проблема сегодня заключена в иранской геодезии и логистике. На территории Ирана необходимо возводить новые мосты и тоннели. Есть неэлектрифицированные участки железных дорог. А кое-где железнодорожное сообщение отсутствует»,рассказал «Независимой газете» гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.

Российские эксперты считают наиболее выгодным и приоритетным для нашей страны строительство железных дорог от иранских каспийских портов Фридун-Кинар и Амир-Абад до уже функционирующих магистралей, что позволит быстро наладить лежащий вне досягаемости американских санкций транзит через Каспий. Удастся ли продвинуться в этом направлении вопреки враждебным потугам внешних сил – покажет ближайшая и среднесрочная перспектива.

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук