Военная миссия ЕС для Украины – еще один шаг в сторону эскалации боёв

В середине ноября Венгрия заявила, что не будет участвовать в миссии ЕС по обучению военных Украины. Об этом сообщил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто в перерыве совещания со своими коллегами в столице Бельгии. «Мы не участвуем в обучении [украинских военнослужащих] и не вносим в эту миссию никаких финансовых средств… Мы по-прежнему считаем, что нужны мирные переговоры [для урегулирования украинского конфликта], и для этого воюющим сторонам нужно поговорить друг с другом», - подчеркнул венгерский министр в беседе с журналистами, которая транслировалась в эфире телеканала М1.

Принципиальная договоренность о создании миссии ЕС по подготовке 15 тыс. украинских военных была достигнута на встрече министров стран ЕС в Люксембурге 17 октября. Миссия рассчитана на два года, на эти цели должно быть выделено 106,7 млн евро. Обучение украинских военнослужащих планируется проводить в Германии, Польше и Франции. Фактически миссия призвана легитимизировать и расширить уже имеющийся колоссальный уровень поддержки ВСУ со стороны ЕС.

Стоит отметить, что страны Евросоюза договорились о создании военной миссии по обучению 15 тыс. боевиков ВСУ еще почти за неделю до того, как об этом стало широко известно. Например, агентство AFP сообщило об этом со ссылкой на источники, близкие к переговорам, еще 12 октября – практически одновременно с заявлением генсека НАТО Йенса Столтенберга (после встречи с министром обороны Украины Алексеем Резниковым в Брюсселе), что страны НАТО усиливают поддержку Украины, которая «должна победить» в конфликте с Россией.

По мнению экспертов, современная украинская армия к этому моменту уже имела целые подразделения, подготовленные в учебных центрах НАТО, была прекрасно вооружена относительно новым западным оружием и не имела никаких проблем в снабжении, начиная от артиллерийских снарядов и заканчивая продовольственными пайками. Украинские части в зоне боев насыщены советниками, наблюдателями, специалистами и западными наемниками, имеющими богатый боевой опыт.

Украинская инфографика, отражающая западную поддержку ВСУ по состоянию на сентябрь 2022 г.

В результате России уже много месяцев приходится воевать со всем т. н. коллективным Западом в виде альянса из более чем 50 стран. Это тяжелая война на истощение. Однако то, что Россия смогла сдержать блок НАТО на сухопутном участке восточноевропейского театра военных действий, выглядит очень сурово как для Вашингтона, так и для Брюсселя. Война может затянуться на годы, и сам факт её продолжения, фактически каждый дополнительный день разрушает миф о военной мощи Запада. Об этом уже пишут и в американской печати. Например, Wall Street Journal в статье от 4 ноября прямо утверждает, что «конфликт на Украине продемонстрировал, что способность США военной силой сдерживать соперников на мировой арене снижается».

Эксперты признают: помощь США современным оружием, снаряжением, обучением, советниками и финансами не являются решающим фактором. Соответственно, это ведет к возрастанию аналогичной роли ЕС. Фактически НАТО в лице «осенней» 2022 года украинской армии уже выставила на поле боя лучшее, что у нее есть (не считая ядерного потенциала): славянский рядовой состав и западное оружие, новейшие технологии и спутниковую группировку. Лучшей сухопутной армии НАТО выставить не сможет. Запад вложил в Украину и её армию все что мог. Отсюда и столь внимательное наблюдение из ЕС за успехами и поражениями ВСУ. И попытка хоть как-то улучшить ситуацию с помощью новой миссии ЕС по обучению украинских военных.

Не стоит забывать, что в начале апреля генсек НАТО Столтенберг официально сообщал, что подготовку НАТО прошли десятки тысяч украинских военных, противостоящих войскам РФ. Кроме того, тогда же, то есть еще полгода назад, в середине апреля та же Wall Street Journal устами глава бюро в Брюсселе Дэниела Майклса хвастливо заявляла, что «секрет военного успеха Украины: годы обучения в НАТО», поскольку ежегодно в течение более 8 лет не менее 10 тыс. военнослужащих Украины участвовали в занятиях, учениях и боевой подготовке НАТО, которую вели по меньшей мере семь европейских стран-членов альянса. «Это помогло перейти от жёстких командных структур советского образца к западным стандартам, где солдат учат думать на ходу… Киевские войска научились вести войну по правилам НАТО и демонстрируют это успехами на поле боя. Боевые подразделения Украины – это острие копья полностью перестроенного военного ведомства. Советники НАТО принесли с собой новые концепции для украинских сил советского образца, внешних аудиторов и специалистов по логистике. Отказавшись от акцента на количестве солдат и оружия, советники НАТО внедрили концепцию наращивания потенциала».

По словам западных офицеров, фронтовой опыт украинских участников боевых действий сделал их «губкой» для тренировок НАТО: «…к 24 февраля большая часть практических занятий проводилась уже украинскими инструкторами. Для командиров НАТО это было признаком того, что Украина усвоила их уроки». Восемь лет атак на Л/ДНР дали «ценный источник разведданных для США и их союзников». Этот опыт украинских военных «дал командирам НАТО возможность понять, каково это – воевать с Россией». То есть все восемь лет НАТО снимало информацию с ВСУ для последующего использования против ВС РФ.

Судя по всем этим заявлениям, уже тогда в основу подхода была положена та же доктрина принятия боевых решений, которая используется и в рамках нынешней миссии ЕС по обучению украинских военных. С точки зрения натовских специалистов, она является ключом к тактическим победам над российской армией и носит название Mission command (Управление задачами). Эта доктрина противопоставляется детализированному управлению (detailed command), ее исторический источник – немецкая доктрина противопоставления тактики задач и тактики приказов (Auftragstaktik vs. Befehlstaktik). Основная идея заключается в том, что не нужно давать детализированных приказов, а нужно ставить перед подчинёнными задачу и давать им свободу в выборе способов выполнения этой задачи.

Помимо предоставления подобного рода теоретических разработок, в рамках нынешней EU Military Assistance Mission Германия намерена подготовить 5 тысяч украинских военных в течение двух лет. На полигонах бундесвера новобранцы ВСУ пройдут базовую подготовку, а более опытные солдаты будут направлены на спецподготовку. Прежде всего немцы будут готовить расчеты системы ПВО Iris-T, одна из которых уже передана Киеву. Процесс подготовки уже начался с 17 октября. Затраты составят 50-60 млн евро в год.

Это что касается, так сказать, немецкой составляющей новой миссии ЕС по обучению украинских военных. Особенности ее польской составляющей также секретом не являются. Еще в конце сентября глава МИД Польши Рау официально не исключил участия сил НАТО в боевых действиях на Украине, если там применят ядерное оружие.

Несколько слов об участии Франции. Евросоюз создал украинскую военную миссию под командованием французского вице-адмирала Hervé Blejean. Ее штаб расположен в Брюсселе, и она координируется с другими украинскими центрами в Великобритании, США и Канаде. Франция примет до 2 тыс. украинских военнослужащих, которые в течение нескольких недель должны будут пройти военную подготовку. Об этом министр вооруженных сил страны Себастьен Лекорню сообщил в интервью изданию Le Parisien в день создания миссии. При этом во Франции ранее уже готовили украинских артиллеристов для обслуживания гаубиц Caesar, которые Париж поставил Киеву.

Интересно, что не только венгры, но и другие европейские военные специалисты уже открыто говорят о том, в чем заключается основная проблема подобного рода военных миссий ЕС, в т. ч. для самой Украины. Например, офицер разведки Швейцарии и экс-советник НАТО Жак Бо: «Нас не волнует Украина как таковая; изначальная цель конфликта состояла в том, чтобы спровоцировать РФ и разрушить ее экономику посредством санкций. Проблема в том, что они не работают, а Украина вообще не должна была продержаться так долго. Ожидалось, что военные действия будут непродолжительными, и Россия практически сразу же рухнет… Абсолютно очевидно, что конфликт был запланирован, но идея заключалась в столь быстром падении России, что масштабных боевых действий вообще не потребовалось бы. Сегодня же мы наблюдаем, как вопреки всем ожиданиям Россия продолжает сражаться, а Украина фактически пала жертвой просчета…. Мы теперь пытаемся обеспечить продолжение конфликта и ослабление РФ, причем скорее в политическом смысле, нежели в военном. Это затяжной конфликт, который никуда не ведет, но призван политически ослабить Россию. Мы вводим против нее все новые и новые санкции – и все безрезультатно. Запад попал в ловушку собственного просчета, а для Украины это весьма прискорбно».

Сергей Андреев, по материалам: Ритм Евразии