Атомная энергетика в Узбекистане: пиар-проект или необходимость?

Новый год начался в Узбекистане с очередного энергоколлапса. Казалось бы, это связано с невиданным холодами в стране в начале года. Но подобная погода была во всем регионе. А жители республики и ее энергосистема пострадали больше, чем энергетическая инфраструктура соседних стран. Одной из основных проблем страны является отсутствие создания достаточного количества новых генерирующих мощностей, не проведение работ по широкомасштабной реконструкции линий электропередач позволяющих осуществлять перетоки электроэнергии в наиболее нуждающиеся районы.

Так, более 42% всех сетей, 51% подстанций и 35% трансформаторных пунктов находятся в эксплуатации уже более 40 лет. Спецификой электроэнергетики Узбекистана является тот факт, что доля теплоэлектростанций, т.е. работающих в основном на газе и частично на угле, составляет 88,5% от общей выработки электроэнергии. А преодолеть дефицит газа на внутреннем рынке так и не удалось. Газодобывающие мощности в стране позволяют обеспечивать его добычу в объеме порядка 70 млрд кубометров в год. Однако из-за истощения запасов, технологических потерь и отсутствия эффективной системы контроля поставки углеводородов за последние 15 лет существенно снизились. Так, только в январе-сентябре 2022 года добыча газа в республике снизилась на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, до 38,85 млрд кубометров. По данным властей, в зимние пиковые нагрузки наблюдается дефицит газа по республике до 20 млн кубометров в сутки. В связи с чем перебои в его поставках испытывают как частные потребители, так и крупные ТЭС, питающие электроэнергией объекты республиканского значения.

Вместе с тем потребности Узбекистана в природном газе, с учетом роста промышленного производства, достигли 10 млрд кубометров в год и продолжают расти. Так же специалисты прогнозируют значительный рост населения в стране: с 36 млн человек в 2022 году до 41 млн человек уже в 2030 году. При сохраняющихся объемах потребления газа его дефицит будет все более нарастать, все чаще вызывая перебои в снабжении населения электричеством, теплом и горячей водой.

Все это требует стабильного обеспечения национальной экономики электроэнергией и эти потребности будут только увеличиваться даже при внедрении ресурсо– и энергосберегающих технологий. А значит необходимы новые генерирующие мощности. Безальтернативной в данной ситуации остается именно атомная энергетика. При реализации проекта по возведению АЭС республика могла бы обеспечить себя электроэнергией и теплом, и нарастить экспорт электричества в соседние страны. Предполагаемое правительством республики увеличение доли производства возобновляемой энергии на 25% до 2030 года лишь частично сможет заменить газовую и угольную генерацию, но не позволит нарастить производство электроэнергии и тепла до необходимых Узбекистану объемов. Кроме того, «зеленая энергетика» на нынешнем технологическом уровне испытывает значительные трудности при отсутствии регулярно необходимых природных условий, и не может обеспечить постоянную генерацию. Это было проверено на практике нынешней не самой сложной с точки зрения погодных условий зимой в Европе. Фактически это довольно ненадежный источник электрогенерации.

Немаловажно, что введение в строй АЭС принесет Узбекистану экономию около 3,7 млрд кубометров природного газа в год. При нынешних ценах на газ — это около 2,5 млрд долларов США ежегодно. Специалисты МАГАТЭ считают, что атомная энергетика продолжит играть серьезную роль в производстве низкоуглеродной энергии. И связано это с тем фактом, что в отличие от традиционных углеводородных источников энергии атомные станции не выделяют углекислый газ, что жизненно необходимо для усилий по достижению нулевых выбросов, о которых сегодня так много говорят экологи и СМИ. Так, при сжигании 1 тонны угля или 1 тысячи кубометров газа в атмосферу выбрасывается около 2 тонн углекислого газа и различных примесей, в том числе и радиоактивных, не говоря уже о сжигании кислорода. А при сжигании же 1 кг уранового топлива выбросов нет. В МАГАТЭ предполагают, что благодаря этому доля атомной энергии в мировом производстве электроэнергии повысится в два раза до 12% к 2050 году.

Для республики важно и то, что она не испытывает недостатка в уране, из которого делается топливо для АЭС в отличие от большинства стран, имеющих подобные станции. На ее территории разведано около 40 месторождений с запасами урана. Узбекистанский проект предполагает возведение к 2028 году двух энергоблоков мощностью 1200 мВт каждый с перспективой ее увеличения в два раза. Именно такие объемы позволят урегулировать большинство энергетических проблем страны. Решение вопроса со строительством АЭС даст возможность Ташкенту не только обрести независимость в данной сфере, но и выйти в лидеры по производству и экспорту электроэнергии в Центрально-Азиатском регионе.

Анатолий Старков

Источник