Контрабанда как оружие борьбы с неоколониализмом в Центральной Азии

В Центральную Азию спешат американские ревизоры – делегация за делегацией. Минфин США направляет своих чиновников в Казахстан и Киргизию. Стало известно, что помощник министра финансов Элизабет Розенберг вместе с группой чиновников из министерства торговли США 23-28 апреля посетит казахстанские столицы Астану и Алма-Ату и столицу Киргизии Бишкек.

За введение и соблюдение санкций отвечают минфин и министерство торговли Соединенных Штатов.

В ходе февральского визита госсекретаря Энтони Блинкена в Казахстан и Среднюю Азию расточались комплименты местным начальникам, но сейчас для центральноазиатских стран, которые Вашингтон подозревает в поддержке параллельного импорта санкционных товаров, США явно припасли жёсткие меры. Пресс-служба Минфина США озвучила цель визита Розенберг и ее коллег вполне конкретно:

«Министерство финансов США предлагает чёткое деловое решение: сохранить вовлеченность в глобальную экономику или оказывать материальную поддержку российской войне и лишиться доступа к самым важным рынкам мира».

Эмиссары минфина и минторга США вместе с коллегами из ЕС и Великобритании встретятся с политиками и предпринимателями из Казахстана и Киргизии и доведут до сведения Астаны и Бишкека угрозу «лишить доступа».

Эта угроза достаточно серьезна, говорит в интервью агентству Regnum киргизский политолог Марс Сариев. Он напомнил, что Бишкек сотрудничает с Международным валютным фондом, Исламским банком развития (с головным офисом в Саудовской Аравии) и с другими финансовыми организациями, которые контролируются американскими регуляторами.

«Задача США – перекрыть каналы доступа санкционных товаров в Россию. Как известно, сейчас этот поток идёт через Казахстан и Киргизию», – отметил Сариев. По его мнению, небольшая республика будет вынуждена соблюдать условия Запада, однако проконтролировать все сферы экономики непросто. Через горные перевалы и долины проходит большой контрабандный поток, и, хотя официально будет заявлено о соблюдении запрета, но полностью отследить процесс едва ли возможно: «Поток контрафакта шёл из Китая и будет идти. Киргизия заявит о перекрытии каналов, но в реальности "серый трафик" останется».

США не первый год ведут безуспешную борьбу с контрабандными потоками в Киргизии – как известно, юг республик и является центром контрабанды из Китая.

Весной 2021 года, расшатывая ситуацию в республике по линии Север – Юг, посол США в Бишкеке Дональд Лу принялся указывать местным властям, как им вести борьбу с коррупцией и организованной преступностью. «Американский дипломат как будто набивается в заместители к председателю ГКНБ Камчыбеку Ташиеву», – иронизировал тогда обозреватель «Вечернего Бишкека» Анвар Ажиев.

В декабре 2020 года господин Лу безапелляционным тоном назвал шаги властей по борьбе с оргпреступностью «недостаточными». МИД Кыргызстана тогда заявил, что в высказываниях дипломата имеются элементы вмешательства во внутренние дела страны и давления на следствие по делу о коррупции на таможне. По этому делу бывшему главе таможни Раимбеку Матраимову вынесли обвинительный приговор, и он признал свою вину. В октябре 2020 года сотрудники ГКНБ задержали Матраимова по обвинению в «извлечении теневых доходов при таможенном администрировании», но после его обещания выплатить государству 24 млн. долл. в качестве возмещения ущерба его перевели под домашний арест. Минфин США после этого внес Матраимова в санкционный «список Магнитского», Майк Помпео написал в запрещенным в РФ твиттере, что в этот же список включена и супруга задержанного Уулкан Тургунова.

В декабре Дональд Лу был явно разочарован тем, что объявленного прозападными журналистами «главным коррупционером Киргизии» Раимбека Матраимова, неформального лидера Юга, суд выпустил на свободу под домашний арест. На юге, где вырос Матраимов, в полном соответствии с местными традициями, его считают героем. В Кара-Суу, самом густонаселенном районе Киргизии, откуда он родом, семья Матраимова создала благотворительный фонд, который оплачивает обучение десятков студентов из малообеспеченных семей в университетах города Оша, финансирует раздачу продуктов пожилым людям, строит спортивные сооружения, новую мечеть.

В Киргизии отменить теневую экономику невозможно: контрабанда через относительно прозрачные южные границы с Китаем и мусульманскими странами формирует значительную часть национального дохода. Перевод теневой деятельности базаров в Бишкеке, Оше, Кара-Суу в налогооблагаемое пространство лишило бы большинство населения республики средств к существованию с неизбежными массовыми протестами и т.д.

11 февраля 2021 г. в Первомайском районном суде Бишкека состоялось судебное заседание по делу Раимбека Матраимова. Он признал свою вину, получив штраф на 260 тысяч сомов (3 тыс. долл.). Ранее Матраимов вернул государству 24 млн. долл. в качестве возмещения причинённого им ущерба. А три дня спустя, 14 февраля, в Бишкеке состоялся так называемый марш «За справедливость», организованный прозападным движением «Баштан Башта» («Начнем сначала»), лидер которого Улан Усойун подвизается на ниве возрождения «исконно киргизских традиций» в рамках программы «Укрепление Верховенства права для продвижения мира и стабильности в Кыргызской Республике» посольства Великобритании в КР и Программы развития ООН.

Тем не менее, теневой сектор экономики Киргизии, основной поставщик параллельного импорта в Россию, и теперь «живее всех живых». В республике, конечно, опасаются вторичных санкций США, но ещё больше боятся восстания сотен тысяч местных жителей, доходы семей которых напрямую зависят от контрабандных доходов. Так что не стоит удивляться награждению в декабре прошлого года Матраимова золотой медалью «Мой труд для народа» и признанию его лучшим филантропом года.

Что касается Казахстана, то любые усилия властей по пресечению параллельного импорта в Россию обернутся столь же «сокрушительным успехом» – равно как и попытки поставить на ноги энергетику, коммуналку, жилищное строительство и все о стальные отрасли национальной экономики. Иными словами – не принесут ни малейшего эффекта от слова совсем.

Вот некоторые из последних новостей.

В ходе таможенного досмотра в марте 2023 года должностными лицами таможенного поста «Жетысу» в Алма- Ате был пресечён контрабандный ввоз лекарств из Индии. Под видом «биологически активной добавки к пище» в количестве 54 449 штук весом нетто 356 кг пытались ввести партию готовых лекарственных средств (в виде таблеток). В результате таможенной экспертизы установлено, что незаявленный товар является «лекарственным средством» и предназначен для использования в терапевтических целях. Он был расфасован и упакован в дозированной лекарственной форме для розничной продажи.

Приговором апелляционной коллегии по уголовным делам Карагандинского областного суда от 20 марта года осужден экс-руководитель таможенного поста «СЭЗ Сары-Арка» А. Оспанов за экономическую контрабанду в особо крупном размере, сообщает пресс-служба Главной транспортной прокуратуры РК.  Государственный обвинитель Карагандинской транспортной прокуратуры детально изложил неоспоримые материалы о непосредственной роли подсудимого в обманном ввозе из Грузии «майнеров» для добычи криптовалюты.

26 марта 2023 года в Мангистауской области на завершающей стадии операции сотрудниками КНБ и спецподразделения «А» задержаны (путём блокирования прибрежной зоны катерами Пограничной службы КНБ) организатор нарко-канала и трое его пособников. Контроль осуществлялся с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). При осмотре водного транспорта контрабандистов обнаружено свыше 30 кг опия и 10 упаковок психотропного вещества «метадон», проинформировали в КНБ.

Через Казахстан проходит один из основных сухопутных путей афганских наркотиков в Европу. Но надо же иногда изображать борьбу и с наркотранзитом!

Поддельные и контрабандные золотые украшения наводнили ювелирный рынок республики. По данным Лиги ювелиров Казахстана, в стране работают поддельные цеха, чьё оборудование позволяет ставить поддельное клеймо, информирующее о турецком, итальянском или российском происхождении товара. Честные предприятия вынуждены останавливать производство, оказавшись не в силах соперничать с теневым рынком.

Общий оборот теневого ювелирного рынка Казахстана составляет уже порядка 300 миллиардов тенге. Золото везут, в частности, из Турции.

Получается, что теневая контрабандная экономика Казахстана – едва ли не становой хребет народно-хозяйственного комплекса республики!

И имеется веское подозрение, что приставка «чуть ли» является в данном случае излишней.

Американские эмиссары могут сколько угодно ставить на колени госчиновников Казахстан и Киргизии. Но теневая экономика и питающая ее контрабанда не склонятся перед заморскими неоколониалистами!

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук