Распад Советского Союза как единого государства продолжает отражаться на политическом самочувствии этнических русских, невольно оказавшихся за пределами России.
Наблюдается размывание этнической идентичности у русских и её замена идентичностью стран проживания. С одной стороны, это стандартное явление для национальных обществ, проживающих в инонациональном окружении. С другой, общеизвестно, что в случае с русскими смена идентичности происходит часто насильственным образом, когда русские перестают быть русскими под гнётом административных и политических ограничений, под которыми вынуждены жить несколько поколений сразу.
Согласно недавнему соцопросу, только 28% русских в Эстонии определяют себя исключительно как русских. 68% считают себя эстонскими русскими, русскоязычными эстонцами или одновременно русскими и эстонцами. 3% русских назвали себя исключительно эстонцами
Следует признать, что эстонская этничность не обладает способностью впитывать в себя другие народы с сохранением их национального самосознания. В отличие от русской, которая вбирает в себя другие народы, позволяя им оставаться самими собой. В советское время слова «русский» и «российский» приобрели разный смысл, но в царское время русский означало в то же время и российский, поскольку русский по национальности именовался великороссом, а собственно русскими называли все три восточнославянских народа, т.е. нынешних русских (великороссов), украинцев (малороссов) и белорусов.
Русский бурят, русский якут означало то же самое, что и российский бурят и российский якут.
В случае с эстонской национальной моделью это невозможно. Таллин на законодательном уровне лишил русских граждан Эстонии многих культурных прав, национальная политика Эстонии, как и других прибалтийских республик, носит репрессивный характер. Поэтому русские в Эстонии, переставшие быть русскими, это не следствие естественной ассимиляции, а результат насильственного подавления русской культуры.
В масштабах всей Эстонии 65% жителей считают себя эстонцами,22% эстонскими русскими, русскоговорящими эстонцами либо эстонцами и русскими одновременно. Такие данные получены при опросе граждан Эстонии эстонской и русской национальностей, а также русскоязычных граждан других национальностей.
Для 40% эстонских граждан День Победы 9 Мая ничего не значит. Для 22% он несёт в себе общеевропейский смысл, как некий День Европы. Для 20% это день памяти жертв русского народа в борьбе с фашизмом.
По национальностям результаты разнятся больше. Для 55% эстонцев День Победы ничего не значит, для 27% он несёт общеевропейский смысл, для 17% - это день памяти важных для их семьи событий. Для 65% не-эстонцев День Победы важен как памятная дата, для 13% он имеет общеевропейский смысл и для 10% не важен совсем.
Мы видим разделение между русскими и русскоязычными, с одной стороны, и эстонцами с другой, по поводу наиболее существенных для общества вопросов - этнического самосознания и героических дат в истории. 3% русских, превратившихся в эстонцев, цифра небольшая, но учитывая, что русских в Эстонии 22,5%, это тоже показатель.
Наиболее быстро русские ассимилируются в родственном окружении. За годы украинской самостийности огромное число русских, особенно родившихся после СССР на Украине, считают себя украинцами. Юсов, Хромов, Громов, Данилов, Турчинов - эти украинские высокопоставленные военные и правительственные чины с русскими фамилиями полагают, что не имеют ничего общего с Россией и русской культурой.
Орлов, Усов - это фамилии двух активных белорусских националистов-русофобов. Они тоже считают, что никак не связаны с русской культурой и русским народом, несмотря на вздорность подобной уверенности. В Молдавии за объединение с Румынией и против России выступают некоторые носители славянских фамилий. Они полагают, что они румыны, но никак не славяне.
Сегодня Молдавию тащит в НАТО министр обороны Анатолий Носатый. В Грузии в своё время антироссийские инициативы претворял в жизнь министр образования, потом министр обороны Дмитрий Шашкин. В Латвии антироссийские законы реализовывала министр внутренних дел Мария Голубева. Эти люди не молдаване, грузины и латыши, но они были проводниками русофобской политики стран проживания.
Вывод: русские - многочисленный народ, который на периферии ареала своего расселения частично теряет этнический характер, его национальный облик смазывается, связь с русской культурой и русскими традициями ослабевает.
Для укрепления русской этничности важно, чтобы в России, представляющей собой ядро и средоточие всего русского, русская этничность крепла и развивалась.
Речь здесь не просто о национальности, речь о более широком спектре культурно-цивилизационных, идеологических и политических предпочтений. На примере Эстонии, Латвии,Молдавии и Украины мы видим, что русские остаются народом-антифашистом, в то время как тамошние русские, когда отказываются быть русскими, легко становятся почитателями эстонских и латышских формирований СС, румынских оккупантов и их главаря Антонеску, Бандеры и Шухевича. Нравится это кому-то в Эстонии, Латвии, Молдавии и Украине или нет, но русскость спасает от фашизации и профашистских убеждений.
Владислав Гулевич