Ближний Восток: американо-турецкие военные связи и «арабское» восстание в Сирии

6 сентября уходящий в отставку глава Объединённого комитета начальников штабов США Марк Милли поговорил по телефону со своим турецким коллегой, начальником Генерального штаба вооружённых сил, генералом Метином Гюраком. Разговор состоялся на фоне активно распространяемых слухов о поиске Вашингтоном альтернативных путей вывоза зерна с территории бывшей Украинской ССР.

Напомним, после назначения в конце мая бывшего главы турецкого генштаба Яшара Гюлера министром обороны вакантную должность временно замещал начальник Сухопутных войск Муса Авсевер, и в начале августа по результатам очередного заседания СНБ последовало новое назначение. Ранее М. Гюрак возглавлял 2-ю (из 4-х) общевойсковых армий со штабом в Малатье и с зоной ответственности на юго-востоке и востоке Анатолии, включая границы с Сирией, Ираном и Ираком.

Согласно сообщению Пентагона, стороны обсудили «несколько вопросов, представляющих взаимный стратегический интерес, включая НАТО, Сирию и безопасность в Восточной Европе». В сообщении турецкой стороны было лаконично сказано про обмен «мнениями о текущих событиях».

Ранее, в конце августа, следуя курсу на сближение с ближневосточным союзником, США направили к южным берегам Турции ударную авианосную группу. Прежде чем бросить якорь у берегов Анталии, где проходило празднование нерушимого союза между США и Турцией, авианосца Gerald R. Ford провёл совместные тренировки с группой турецких военных кораблей, истребителей F-16, танкеров-заправщиков KC-135 и P-72. В ходе торжественных мероприятий с участием флагмана ВМС Турции универсального десантного корабля Anadolu посол США в Анкаре Джефф Флейк встретился на борту «Форда» с генеральным директором производителя беспилотников Baykar, зятем президента Эрдогана Сельчуком Байрактаром.

Ранее в августе в Стамбуле посол Флейк и командующий Шестым американским флотом вице-адмирал Томас Иши приняли турецких чиновников на борту командно-контрольного корабля USS Mount Whitney – того самого, заход которого в Чёрное море в ноябре 2021 г. вызвал реакцию Владимира Путина: «…Можем быстро посмотреть на него в бинокль либо в прицел соответствующих систем обороны».

Кроме того, один из кораблей авианосной ударной группы, ракетный крейсер Normandy перешёл в базу Аксаз в провинции Мармарис в после почти месяца совместных с турецким флотом учений, включавших противовоздушную и противолодочную борьбу. При этом Пентагоне в июле заявили об отсутствии планов по отправке военных кораблей в Чёрное море. После начала в 2022 г. российской специальной военной операции на Украине, сославшись на Конвенцию Монтре 1936 г., Турция запретила проход через Дарданеллы и Босфор иностранным военно-морским силам, любое передвижение которых на Чёрное море потребует координации с Турцией.

По мнению специализированного издания Al Monitor, Вашингтон ищет возможности улучшить отношения со своим союзником по НАТО после того, как они испортились из-за сближения Анкары с Россией, приобретения Анкарой зенитно-ракетных комплексов С-400, а также в связи с военной поддержкой Америкой курдских группировок в Сирии по юго-восточной границе Турции.

Телефонный разговор главных штабистов двух стран последовал после попыток Пентагона преуменьшить продолжающуюся эскалацию со стороны протурецких группировок, «пытающихся захватить удерживаемые курдами районы в Сирии недалеко от давно оспариваемого города Манбидж».

Ранее официальные лица Пентагона сдержанно реагировали на опасность разрастания восстания арабских племён восточной провинции Дейр-зэ-Зор, спровоцированного недовольством политикой поддерживаемых Америкой «Курдских демократических сил». Непосредственным поводом к эскалации стало задержание 27 августа главы военного совета Дейр-эз-Зора Ахмеда аль-Хбейли (он же Рашид Абу Хавля), обвиненного в предполагаемом сговоре с «режимом Асада» и проиранскими ополченцами, а также в ряде экономический и уголовных преступлений. Создав собственное частное ополчение как источник влияния и кормления, этот местный авторитет противопоставил себя не только «СДС» с их заведомо превосходящими силами, но и прочим племенным лидерам.

Предвзято комментируя вооружённые столкновения, жертвами которых стали десятки человек, западные источники стремятся перевести стрелки на «режим Асада», а также на Москву, Тегеран и Анкару, присоединившуюся в прошлом году к России и Ирану в требовании вывода с восточного берега Евфрата находящихся там примерно 900 американских военнослужащих (не исключено, что в реальности их куда больше).

«Истинными владельцами Дейр-эз-Зора являются арабские племена», – заявил Эрдоган на борту своего самолёта, возвращаясь из Сочи после встречи с президентом Владимиром Путиным, который, со слов турецкого лидера, разжидят его точку зрения в данном вопросе, в очередной раз обвинив Белый Дом в поддержке «террористической организации». «С самого начала мы говорили о том, насколько неправильно под предлогом борьбы против [запрещённого в России] "Исламского государства" поддерживать другую террористическую организацию, РПК/YPG. То, что происходит, является явным доказательством того, насколько мы правы», – развил тему 7 сентября высокопоставленный представитель военного ведомства Турции.

В частном порядке в Пентагоне разочарованно разводят руки в связи с возобновлением попыток Анкары «подорвать миссию США в Сирии», однако голоса военных не столь важны в сравнении с дипломатическим подходом администрации Байдена, утверждает Al Monitor.  Официальные лица во главе с заместителем помощника госсекретаря по Сирии Итаном Голдричем и командующим «коалиционными силами» в Сирии и Ираке генерал-майором армии США Джоэлом Воуэллом встречались в начале сентября с предводителями противостоявших арабских и курдских сил в Дейр-эз-Зоре в минувшие выходные, чтобы сгладить ситуацию. Чуть менее чем через неделю, 8 сентября было подписано соглашение о прекращении огня, согласно которому мятежники сдают захваченное вооружение в обмен на освобождение курдами пленных. Кроме того, лидер «СДС» Мазлум Абди пообещал арабам Заевфратья новые преференции. По информации Рыбаря, «курдские подразделения вновь зашли в ранее мятежные населённые пункты и возобновили работу своих администраций, одновременно пытаясь задобрить население раздачей гуманитарной помощи», что не исключает преследований и сведения счётов. В свою очередь, часть арабских кланов отказалась признавать договоренности: столкновения по-прежнему идут в Дибане, Ат-Таяне и поселениях по берегам Евфрата. У северного Манбиджа, несмотря на боевую браваду в социальных сетях, имеют место отдельные перестрелки между курдами и протурецкими боевиками.

Согласно источникам в Дейр-эз-Зоре, активно участвовавший в выступлениях лидер одного из местных племён бежал на контролируемую Дамаском территорию. Несмотря на снижение накала столкновений, усугубляемых оккупацией и грабежом недр арабской республики этноконфессиональный антагонизм имеет глубокие корни. Как пишет востоковед, эксперт РСМД Кирилл Семёнов,

«незадолго до начала восстания арабских племен против проамериканских СДС активно муссировались слухи о возможной операции ВС США и формирований СДС с целью вытеснить проиранские группировки из Альбукамаля на границе с Ираком, через который проходит «шиитский коридор».

Тогда же проамериканская Свободная сирийская армия из Ат-Танфа через американское посредничество достигла соглашение о координации с прицелом на интеграцию с СДС.

В более широкой перспективе американцы рассчитывали перезагрузить проект СДС, привлечь к нему даже протурецкие группировки и консолидировать часть оппозиции под своей эгидой».

Как известно, одним из основных требований недовольных было прекращение правления «СДС» и формирование независимого военного совета из местных арабов, координирующего безопасность и получение помощи непосредственно от Америки. И хотя её планы скрестить арабского «ежа» с курдским «ужом» заведомо обречены на провал, «хитроумные» комбинации интервентов ещё принесут Сирии и региону в целом немало неприятностей.

Александр ГРИГОРЬЕВ