Выступление 1 сентября президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с очередным Посланием народу «Экономический курс Справедливого Казахстана» традиционно задало политическую повестку страны на ближайшую перспективу. Ожидаемым последствием этого события стали структурные и кадровые изменения в верхних звеньях госаппарата.
Администрация & правительство
Еще 9 августа т. г. во время рабочей поездки в Павлодарскую область глава государства заявил о необходимости перехода страны на новую экономическую модель. На основании этого, а также с учетом серии серьезных сбоев в работе правительства за последний год предполагалась его смена. Но поскольку указанная модель, видимо, находится пока в стадии разработки, то президент сделал основной акцент на задачи, поставленные еще в 2022 году. Вследствие этого правительство во главе с Алиханом Смаиловым получило возможность продолжить свою работу с определенными изменениями в своем составе.
Примечательно, что соответствующие изменения президент начал со своей администрации, упразднив, в частности, должность заместителя ее руководителя. В результате шесть человек, занимающих эту должность, получили новые назначения. Во многом такое решение обусловлено ориентацией правительства на повышение уровня ответственности за свою деятельность и самостоятельное управление экономикой «без согласований» с АП. Очевидно, что последняя осуществляла по отношению к другим госорганам не только контрольные, но и распорядительные функции, сконцентрированные как раз у замруководителя.
В связи с этим следует ожидать, во-первых, максимальное сосредоточение АП на осуществлении внешнего контроля за деятельностью правительства и других центральных госорганов. Во-вторых, усиление внутреннего контроля за деятельностью министерств и их подведомственных структур со стороны собственного правительственного аппарата. Тем более что с 2019 года им руководит выходец из сферы дипломатии и, следовательно, один из доверенных лиц главы государства Галымжан Койшыбаев. Причем для усиления его полномочий он был одновременно наделен статусом вице-премьера, чего не было у его предшественников на данном посту.
Кроме того, Касым-Жомарт Токаев реорганизовал институт своих помощников, придав им конкретные направления работы – внутренняя политика и коммуникации, экономика, международные отношения, правовые вопросы, наука и инновации. При этом из числа бывших заместителей руководителя АП его помощниками по вопросам внутренней политики и коммуникаций и международным вопросам стали Руслан Желдибай и Ержан Казыхан соответственно, а Ернар Баспаев – советником президента.
Что касается правительства, то, прежде всего, в его структуре появилось пять новых министерств. Правда, с тем или иным названием и отражающим его функционалом они уже действовали в Казахстане раньше. Особенно следует отметить Министерство водных ресурсов и ирригации РК, выделенное из Минэкологии и природных ресурсов с функциями и полномочиями в сфере использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения. Его создание явно обусловлено большой важностью водного вопроса в рамках как внутренних потребностей страны, так и отношений с соседними странами по линии использования вод трансграничных рек.
Восстановление министерства транспорта, упраздненного в 2014 году, связано преимущественно с активным развитием Казахстаном своего транспортно-транзитного потенциала. Данная тема является достаточно выигрышной с точки зрения поддержания многовекторности и прагматизма во внешнеполитической деятельности и развития внешнеэкономических связей страны. В связи с этим 30 декабря 2022 года правительством была утверждена Концепция развития транспортно-логистического потенциала РК до 2030 года. Так что на Минтранспорта возложена ответственность за выполнение 179 задач в соответствии с планом реализации этой концепции. Из бывшего Мининдустрии и инфраструктурного развития РК также выделено министерство промышленности и строительства.
Наконец, в очередной раз произошло перераспределение по разным министерствам вопросов информации, культуры, туризма и спорта. Минтуризма и спорта РК ранее действовало в 2006-2012 гг. Его возвращение, возможно, обусловлено поручением президента, озвученным 17 июня т. г. в ходе второго заседания Национального курултая, о проведении на самом высоком уровне V Всемирных игр кочевников. Данное мероприятие с участием спортсменов из 26 стран пройдет в сентябре 2024 года в Астане.
Что касается Минкультуры и информации РК, действующего последний раз в 2012-2014 гг., то его воссоздание явно связано с обозначением на том же Национальном курултае ключевых направлений деятельности государства в сфере идеологии. Помимо традиционной ставки на СМИ, уполномоченным госорганам также поручили заняться вопросами развития книгоиздания и киноиндустрии и популяризацией национальных ценностей и культурного наследия Казахстана. Из бывшего же Мининформации и общественного развития (МИОР) в новое, скорее всего, также перейдут функции и полномочия в сфере молодежной и семейной политики, межэтнических отношений, религий и развития гражданского общества.
Кадры решают все!?
Из конкретных кадровых решений следует, прежде всего, отметить назначение бывшего первого замруководителя АП Тимура Сулейменова председателем Национального банка РК. Судя по всему, это связано с поручениями президента относительно решения проблемы недостаточного кредитования бизнеса со стороны банков второго уровня, вовлечения в экономический оборот их «замороженных активов», привлечения в страну трех зарубежных банков и развития фондового рынка. Учитывая принадлежность большинства казахстанских банков высокопоставленным персонам, экс-председатель Нацбанка Галымжан Пирматов в силу своего послужного списка не обладал для решения данных задач необходимым политическим весом. Тогда как Сулейменов имеет хороший опыт работы на руководящих позициях в правительстве и президентской администрации и, видимо, пользуется доверием у главы государства.
Другим заметным событием стало возвращение на госслужбу после более полуторагодичного перерыва в качестве советника президента бывшего акима Алматинской области Каната Бозумбаева. С одной стороны, он входит в ближайшее окружение Касым-Жомарта Токаева, а также имеет репутацию кризис-менеджера. С другой стороны, его руководство в свое время Павлодарской областью и Министерством энергетики РК сопровождалось скандалами с уголовным оттенком. К тому же последнее увольнение Бозумбаева, скорее всего, было обусловлено неспособностью урегулировать ситуацию во вверенном ему регионе во время январских событий 2022 года.
При всем этом новое назначение Каната Бозумбаева обусловлено, во-первых, необходимостью мобилизации во власть людей, хорошо сочетающих лояльность и профессионализм. Во-вторых, возможным выдвижением в ближайшее время на более важную позицию в АП или правительстве. И в-третьих, его вероятным участием в переговорном процессе с акционерами компаний-разработчиков крупных нефтегазовых месторождений относительно принятия ими новых «правил игры» в отношениях власти и бизнеса. Показательными в этом отношении, к примеру, являются претензии казахстанского правительства к консорциумам Karachaganak Petroleum Operating B.V. и North Caspian Operating Company N.V., разрабатывающим месторождения Карачаганак и Кашаган соответственно, по поводу несанкционированных расходов с подачей исков в международный арбитраж.
В руководящем составе правительства Серик Жумангарин и Тамара Дуйсенова сохранили позиции вице-премьеров, но без прежнего совмещения с должностями министров торговли и интеграции и труда и социальной защиты населения соответственно. Ожидается, что такая разгрузка позволит им более эффективно координировать работу вверенных министерств экономического и социального блоков. Новыми главами МТИ и МТСЗН стали Арман Шаккалиев и Светлана Жакупова соответственно. Если для первого из них это назначение стало повышением с позиции первого вице-министра, то Жакупова пришла в правительство с поста уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения при Президенте РК.
Новым министром культуры и информации назначена Аида Балаева, бывшая до этого замруководителя АП. Причем в 2020-2022 гг. она уже занимала эту позицию в статусе главы МИОР. В целом Балаева имеет серьезный опыт руководящей работы в сфере внутренней политики и ее идеолого-пропагандистского обеспечения и политический вес, необходимый для ее продолжения в своем текущем статусе.
С позиции вице-министра на пост главы МВД перешел Ержан Саденов, сменив на этом посту Марата Ахметжанова. Скорее всего, на это назначение повлияли поручение главы государства по поводу ужесточения наказания за любые формы насилия в отношении несовершеннолетних, а также многочисленные скандалы с участием сотрудников полиции в разных регионах страны, обнародованные в СМИ и социальных сетях. Немаловажно и то, что Саденов является кадровым полицейским. Тогда как его предшественник прежде работал в органах прокуратуры и антикоррупционной службы.
При этом Ахметжанов возглавил Акмолинскую область. Учитывая столичный статус данного региона, это назначение свидетельствует о немалом уровне доверия к экс-министру со стороны президента. Аналогичное понижение также испытал Ербол Карашукеев, переведенный с поста министра сельского хозяйства на должность акима Жамбылской области. Судя по всему, его послужной список свидетельствует о наличии у него опыта и навыков, необходимых для руководства аграрным регионом.
В то же время неясными являются перспективы дальнейшей карьеры, в частности, экс-помощника президента Асета Исекешева и бывшего акима Актюбинской области Ералы Тугжанова. Их объединяет принадлежность к выдвиженцам экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, с одной стороны, и сохранение в системе власти после январских событий, с другой стороны. Без новых назначений остались также бывшие министры культуры и спорта Асхат Оралов и экологии и природных ресурсов Зульфия Сулейменова, являющиеся членами созданного в 2019 году Президентского молодежного кадрового резерва. Впрочем, увольнение последней из них связано в основном с недостатками в работе МЭПР, которые в июне этого года отразились во время лесных пожаров в области Абай гибелью 14 сотрудников лесного хозяйства.
В целом в процессе рассматриваемых кадровых изменений наблюдается ставка преимущественно на следующие категории назначенцев. Это, во-первых, представители дипломатической службы, о чем свидетельствует назначение новым акимом города Шымкента Габита Сыздыкбекова. До этого еще один кадровый дипломат экс-посол Казахстана в России Ермек Кошербаев возглавил в июне Восточно-Казахстанскую область.
Во-вторых, управленцы второго эшелона из числа вице-министров и региональных акимов, которые своим карьерным ростом обязаны действующему президенту. Из регионов в правительство, в частности, перешли экс-акимы Акмолинской области Ермек Маржикпаев, Жамбылской области - Нуржан Нуржигитов и Северо-Казахстанской области - Айдарбек Сапаров, возглавившие министерства туризма и спорта, водных ресурсов и ирригации и сельского хозяйства соответственно.
Еще одной категорией в данном случае могут стать представители квазигосударственных структур. Об этом свидетельствует назначение министром промышленности и строительства экс-председателя Национального управляющего холдинга «Байтерек» Каната Шарлапаева. Дальнейшие же карьерные перспективы этих и других вновь назначенных лиц во многом будут зависеть от их способностей по обеспечению более или менее эффективной работы во вверенных им сферах и регионах в условиях негативного влияния ряда внутренних и внешних факторов.
Андрей Чеботарёв, по материалам: Ритм Евразии