19 сентября в Нью-Йорке открылась очередная, 78-я ежегодная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Впервые с начала пандемии коронавируса она проходит без санитарных ограничений, участники должны выступать лично, видеообращения не допускаются.
На фоне нарастающей мировой турбулентности и очевидной деградации некогда авторитетной и уважаемой международной организации, «на полях» подобного рода мероприятий проходит множество двусторонних и многосторонних переговоров, встречи и консультаций. И хотя эффективность и результативность их (особенно в долгосрочной перспективе) далеко не очевидно, их конфигурация, антураж и некоторые иные признаки всё же позволяют делать выводы о характере и динамике тех или иных процессов.
«Ближневосточный акцент» наиболее массового мирового спектакля выражен достаточно сильно, что свидетельствует о немаловажной роли региона, в том числе и с точки зрения интересов «сильных мира сего» (либо же тех, кто стремится таковыми казаться). Среди съехавшихся в Нью-Йорк глав государств и правительств – президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, палестинский лидер Махмуд Аббас, король Иордании Абдалла II, премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани, эмир Катара шейх Тамим бин Хамад аль-Тани, президент Ирана Эбрахим Раиси, премьер-министр Ливана Наджиб Микати, премьер-министр Кувейта Ахмад Наваф аль-Ахмад ас-Сабах и другие.
Накануне госсекретарь США Блинкен принял министров иностранных дел Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, намечены также его отдельные встречи с министрами иностранных дел государств, входящих в эту региональную организацию. Круг обсуждаемых вопросов предугадать несложно, учитывая давление «вторичными санкциями» на перспективных торгово-экономических партнёров Москвы на Ближнем Востоке. Впрочем, многовекторный характер внешней политики Саудовской Аравии и ОАЭ, едва ли обеспечит Блинкен и ему подобных какие-либо реальные успехи за рамками вежливых слов и общих обещаний (и то не факт).
Позитивным фоном для американо-иранских отношений (о попытках хотя бы частично нормализовать которые мы неоднократно писали) стало освобождение пяти задержанных американцев, подтверждённое накануне и Белым домом, и Тегераном, а также размораживание через Катар части иранских авуаров. Незадолго перед этим президент Эбрагим Раиси отправился за океан, где уже встретился с группой тамошних аналитических умов. Присутствие США в регионе создает угрозу безопасности, ошибочными оказались и расчёты на затяжные беспорядки в Иране, сообщил Раиси в годовщину начала массовых протестов «имени Махсы Амини», продемонстрировавших стойкость политической системы его страны перед внутренними и внешними угрозами и вызовами. После позорного провала заговорщицких планов американцы выразили желание вернуться к переговорам, на этот раз при посредничестве Омана, одним из последствий которых и стал недавний обмен заключёнными. Как говорится, прогресс налицо. Присутствие Америки в регионе Персидского залива создает угрозу безопасности, подчеркнул иранский лидер, в очередной раз опровергнувший информацию о поставках оружия в Россию и порекомендовавший Америке задуматься о прекращении своей вооружённой помощи киевскому режиму. Кроме того, Тегеран готов выступить в роли посредника в вопросе урегулирования вооружённого конфликта на Украине: «Мы против войны и готовы выступить посредниками, чтобы положить ей конец».
Насколько это приложение проработано – покажет будущее. Во всяком случае, у Реджепа Эрдогана получалось до сих пор не очень. Он уже успел выступить с трибуны ООН, где, по сложившемуся обыкновению, затронул множество тем и сюжетов. Полностью поддерживая действия Баку в Карабахе, в Анкаре ожидают от Еревана выполнения ранее данных общений, включая открытие «Зангезурского коридора». Тревожат турецкого лидера растущие проявления ксенофобии, расизма и исламофобии, с которыми он собирается неутомимо бороться на всех платформах, включая ООН, ОБСЕ и ОИС. Не забыл он и о глобальных проблемах, таких голод (и куда ж тут без зерновой сделки!) и о борьбе с отходами, и много о чём ещё. Совет Безопасности ООН перестал быть гарантом мировой безопасности, превратившись в поле битвы политических стратегий пяти стран, констатировал Эрдоган, вернувшись к своей давней идее безотлагательного реформирования этой и других международных организаций. Анкара ждёт выполнения своих обязательств от Брюсселя, продолжит поддерживать палестинский народ в его борьбе за свои законные права на основе международного норм – всё это мы неоднократно слышали и ранее. Проект «Дороги развития» Турция – Ирак способствует усилению региональной интеграции (видимо, как и в Сирии, часть которой остаётся под оккупацией – Прим. авт.), надеется «султан», уставший видеть, как некоторые силы используют террористические группировки для обеспечения собственных политических и экономических интересов. Он сам, надо полагать, этого никогда не делал и не делает сейчас… В полном соответствии с принципами этнической дипломатии и двойных стандартов, Эрдоган призвал мировое сообщество признать независимость «Турецкой Республики Северного Кипра», наладить дипломатические, политические и экономические связи с этим марионеточным образованием. Наконец, любая военная интервенция в Нигере приведет к дестабилизации ситуации не только в этой стране, но и во всём регионе, предупредил турецкий лидер, очевидным образом пытающийся демонстрировать хорошую геополитическую форму, прогрессирующее всемогущество и вездесущность при нарастающих проблемах внутри страны.
Несмотря на запланированное рандеву в Белом доме, осведомлённые наблюдатели не прогнозируют прорывов в двусторонних отношениях, переживающих, по их мнению, не самые лучшие времена. Белый дом поддерживает продажу Анкаре истребителей F-16, однако 20-миллиардную сделку должны подписать представители обеих партий в Конгрессе, обладающие правом вето и внимательно наблюдающие за процессом ратификации парламентом в Анкаре вступление в Швеции в НАТО. Как-то оно будет?..
Плотный график Эрдогана в Нью-Йорке включает также встречи с Биньямином Нетаньяху, премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом и генсеком ООН Антониу Гутерришем. Проведут 20 сентября долгожданную встречу и сами Нетяньяху и Байден, однако свершится сие действо не в Белом доме, а именно на полях саммита, что также содержит определённый мессидж. Это будет первая их встреча после того, как «неистовый Биби» вернулся по результатам ноябрьских выборов на пост главы израильского правительства, сформировав наиболее правое и религиозно консервативное правительство, против судебной реформы которого регулярно бунтует «прогрессивная общественность». Собственно, неприглашение Нетаньяху в непосредственно в обиталище Сонного Джо – и есть признак того, что он сам (если, он конечно, ещё в состоянии думать) и его люди с этой самой «общественностью» в целом согласны. По словам советника по национальной безопасности Джейка Салливана, предметом обсуждения станут «общие демократические ценности между Соединенными Штатами и Израилем», виды на интеграцию региона, а также «сверка часов» о том, как эффективнее противостоять Ирану. В контексте вышеупомянутых американо-иранских переговоров, пусть и непрямых – приоритеты не текущий момент обозначены вполне определённо, но, как говорится, будем посмотреть…
Среди сопутствующих основному форуму мероприятий можно отметить организованный Лигой Арабских Государств, Саудовской Аравией и Евросоюзом «День мира за мир на Ближнем Востоке», посвященный урегулированию израильско-палестинского конфликта (правда, ни палестинцев, ни израильтян там не было). По данным The Times of Israel, страны-участницы, в том числе Иордания и Египет, разрабатывают «Пакет поддержки мира», который будет представлен сторонам конфликта «после подписания будущего мирного соглашения», до которого, правда, предстоит ещё дожить. Спешное появление этой странноватой инициативы связывают с неуёмным желанием Белого дома добиться соглашения о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем, чем пытается воспользоваться Эр-Рияд, пробивая уступки для Рамаллы.
Разумеется, в небольшом обзоре сложно описать весь пёстрый и цветистый «ближневосточный ковёр» основного зала заседаний в Нью-Йорке и его окрестностей. Выделим, тем не менее, ещё одно событие, имеющее непосредственное отношение и к Эр-Рияду, и к Тегерану. За несколько дней до открытия сессии ГА ООН в Саудовскую Аравию с первым с начала в 2014 г. гражданской войны в Йемене де-факто официальным визитом отправилась делегация йеменских повстанцев-хуситов. Несмотря на формальное истечение в октябре 2022 г. 6-месячного перемирия, оно в основном соблюдается. Переговоры между некогда заклятыми противниками прошли через неделю после визита на Ближний Восток американской делегации в составе координатора Белого дома по Ближнему Востоку Бретта Макгерка и спецпосланника по Йемену Тима Лендеркинга. 11 сентября министр обороны королевства принц Халид бен Салман бен Абдель Азиз поговорил с главой Президентского командного совета Йемена доктором Рашадом Мухаммедом аль-Алими, а накануне в Нью-Йорке с йеменцев встречался и Блинкен.
Впрочем, не приходится сомневаться в том, что активное участие англосаксов в урегулировании одного из наиболее затяжных и разрушительных региональных (и даже мировых) конфликтов на поверку станет всего лишь очередным ходом в бесконечной «большой ближневосточной игре»…
Александр Григорьев