Экономические проблемы Республики Казахстан (и в частности, очевидная деградация энергетической отрасли, уже приведшая к череде происшествий и техногенных катастроф, о которых мы неоднократно писали ранее) разительно контрастируют с бодрыми реляциями властей о передовой, технологически развитой республике, устремлённой в XXI век. Аналогичным образом, российско-казахстанские взаимосвязи постсоветского периода, мягко говоря, противоречивы. С одной стороны, с высоких трибун вроде бы произносятся правильные лозунги, в то время как с другой – не редкостью стали откровенно рейдерские акции, предпринимаемые с санкции высокопоставленных казахстанских чиновников и оборачивающиеся уничтожением успешно работающих предприятий.
Ярким (в негативном смысле этого слова) их примером является насчитывающая уже много лет кампания по выдавливанию с казахстанского рынка основанной в 1992 году группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Являясь партнёром «АвтоВАЗа», в 2002 году «БИПЭК АВТО» запустила первый в Республике Казахстан автозавод на востоке страны в Усть-Каменогорске, где в партнёрстве с «АвтоВАЗом» производились автомобили Lada и ряда других марок. В 2016 году на конвейер «АЗИЯ АВТО» встала вся остальная продукция «АвтоВАЗа». Много лет на автосборочном производстве собирали машины марок Lada, Skoda, Chevrolet и KIA. До 2018 года через дилерскую сеть группы «БИПЭК» реализовывалось более трети новых автомобилей на казахстанском рынке. А в 2020 году завершалось строительство огромного комплекса, нового автозавода полного цикла, который был способен производить недорогой, доступный автомобиль для населения и обеспечить 15 тысяч новых рабочих мест в регионе. Кстати, это тоже был совместный проект с российским «АвтоВАЗом».
Производство постоянно расширялось и модернизировалось в соответствии с передовыми международными стандартами, группа «БИПЭК АВТО» успешно осваивала российский рынок, а также решала социальные вопросы. По рассказам бывших сотрудников холдинга, работать на его предприятиях мечтали многие жители по всей республике, связывая с компанией как собственные планы на жизнь, так и будущее своих детей. Регулярные международные аудиты, которые проходила компания, неизменно сопровождались положительными выводами.
Однако всё это время первый в истории независимого Казахстана автомобильный завод не давал покоя недобросовестным конкурентам, и после 15 лет успешной работы крупнейшее промышленное предприятие Казахстана стало объектом рейдерских атак со стороны заинтересованных лиц.
В 2011 году компания открыла кредитную линию в АО «Цеснабанк» (фактическим владельцем которого одно время был тогдашний глава администрации Президента Казахстана Адильбек Джаксыбеков), достигшую за 7 лет 65 млрд тенге. В 2019 г., после приобретения АО «Цеснабанк» частным «Назарбаев Фондом» (учредитель – Назарбаев Нурсултан Абишевич), несмотря на остающиесясвободные лимиты в 7 млрд тенге, предприятию приостанавливается кредитное финансирование, с последующим полным его прекращением и наложением штрафных санкций, что сделало невозможным исполнение имеющихся обязательств, не говоря уже о развитии и расширении производства. Компания пыталась рефинансировать кредиты в Евразийском Банке Развития (ЕБР), однако безрезультатно, как можно предположить – в силу личной заинтересованности одного из членов совета ЕБР, Аскара Мамина, в банкротстве и уничтожении предприятия.
В августе 2020 г. Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) РК разорвало контракт на промышленную сборку автомобилей с заводом «АЗИЯ АВТО». Все попытки руководства холдинга решить вопрос путём переговоров на месте оставались «гласом вопиющего в пустыне». Как и предполагалось, «самый справедливый» суд в Казахстане в ответ на поданный предприятием иск подтвердил правоту министерства, после чего правительственные чиновники перешли к откровенному лоббированию интересов, очевидно, близких им казахстанских автопроизводителей. «Господин Скляр (вице-премьер правительства РК – Прим. авт.) ездит в Тольятти инкогнито и АвтоВАЗу говорит: "Мы БИПЭК кончим и Азия Авто кончим, по-любому. Переходите к нам на костанайскую площадку. Ничего не получится, мы их задавим". Какой юридический термин этому дать? При том, что у партнёров глаза навыкате: "Как? Мы с вами 20 лет работали, а теперь к нам приходят и нас носом тыкают, говорят, что вы плохие"», – рассказал на пресс-конференции 26 ноября 2020 г. Председатель Совета директоров Группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин, добавив, что «готов сесть на детектор лжи и всё это повторить».
Как и предполагалось, при поддержке всей мощи местной власти, очередной этап разгрома группы компаний прошёл успешно. На основании письма того самого Скляра контракты БИПЭК с ведущими автопроизводителями – АвтоВАЗом и KIA Motors насильно – разрываются и передаются в костанайскую компанию Allur Group, куратором и покровителем которой, по словам Балушкина, является тот самый Аскар Мамин, сыгравший «главную партию в этой опере. Являясь премьер-министром и председателем совета директоров АО "НУХ Байтерек", в структуре которого находится Банк развития Казахстана (БРК), Мамин лоббировал получение государственных займов под сомнительные проекты "Аллюра"». Самому же Балушкину были предъявлены обвинения в невыполнении ряда обязательств с последующим возбуждением уголовного дела. Подразделения казахстанского холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» закрыли, а людей, несмотря на многочисленные протесты, выбросили на улицу.
В феврале 2022 г. в открытом письме к президенту Республики Казахстан Касым-Жомарту Токаеву Анатолий Балушкин ещё раз привёл подробную хронику судебных и иных (вплоть до откровенной уголовщины) преследований предприятия со стороны преступной группы, имеющей, как оказалось, немалое влияние в коридорах государственной и судебной власти Казахстана.
«Действия государственных органов были направлены на подрыв компании, её имиджа перед партнёрами, срыв контрактов. Иски и судебные решения использовались для рейдерства компании третьими лицами, каждый из которых преследовал свои цели», – отмечает автор письма, приводя в подтверждение своей точки зрения многочисленные факты и указывая на конкретных выгодоприобретателей от уничтожения передового предприятия, в числе которых, помимо ранее упомянутых лиц – родственники бывшего главы КНБ Казахстана, небезызвестного Карима Масимова.
В своём письме главе государства Анатолий Балушкин, вынужденно находящийся за пределами Казахстана, просит поручить Генеральной прокуратуре РК «начать досудебное расследование, с отменой всех сфальсифицированных судебных решений, использованных для рейдерства». Будет ли услышан его голос? Хотелось бы надеяться – иначе экономическая политика казахстанских властей получит ещё один, причём весьма мощный «чёрный шар».
И вот недавно это дурно пахнущая история получила очередной поворот. В начале сентября частные судебные исполнители Восточно-Казахстанской области (ВКО) отозвали с торгов построенный А. Балушкиным ещё в начале нулевых комплекс зданий и сооружений автосборочного завода в Усть-Каменогорске – тот самый, с которого всё начиналось. Именно здесь сошла с конвейера первая собранная на территории Казахстана «Нива».
Назначенный на 7 сентября аукцион со стартовой ценой лота чуть более 5,331 млрд тенге в последний момент был отменён. «В ходе исполнения исполнительного документа поступило определение Специализированного межрайонного административного суда ВКО по иску АО «Азия Авто» об обеспечении иска о приостановлении реализации частным судебным исполнителем арестованного имущества в виде комплекса зданий и сооружений автосборочного завода, состоящего из административно-бытового комплекса, четырехэтажного административно-производственного корпуса, хранилища горюче-смазочных материалов, административного здания, подъездного железнодорожного пути с прилегающими земельными участками. Определение суда подлежит немедленному исполнению. В связи с вышеизложенным считаю необходимым отозвать с электронных торгов вышеуказанное имущество», – указано в сопроводительной документации.
Действия частного судебного исполнителя по передаче имущества на реализацию совершены без вынесения соответствующего постановления, без проведения оценки двух крупных блоков имущественного комплекса истца и с нарушением очерёдности реализации имущества, указывается в административном иске АО «Азия Авто», определение суда по которому оказалось в распоряжении одного из местных изданий. Там же говорится, что объявление о выставлении имущества на торги не содержит полного описания недвижимого имущества, что снижает заинтересованность в нём потенциальных покупателей. В этой связи оспариваемые действия ответчика истец просил признать незаконными и отменить торги, что и было в итоге сделано.
Что это – проблеск надежд на справедливость, либо же очередная бандитская разборка под прикрытием благовидных бумаг с подписями и печатями? По мнению сотрудников самого предприятия, нормальное функционирование которого в современных казахстанских реалиях невозможно, вся затея с торгами (о которых они узнали из прессы) как таковая – не более чем очередной этап «реализации схемы по рейдерскому захвату бизнеса группы компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО". На первом этапе данной схемы прежнее руководство банка в одностороннем порядке прекратило финансирование, несмотря на отсутствие просроченной задолженности, чем искусственно вызвало паралич текущей операционной деятельности, всю поступающую выручку направляя на погашение искусственно накрученных пеней и штрафов. Следующим шагом от теневого бенефициара банка, на тот момент действующего председателя КНБ РК Масимова, через топ-менеджмент поступили "предложения" о "добровольно-принудительной" безвозмездной передаче 90% доли во всей группе компаний, с угрозами довести все предприятия до дефолта и полной парализации хозяйственной деятельности. После получения отказа, рейдерами были инициированы многочисленные судебные процессы, включая иск банка, в рамках исполнения решения, по которому осуществляются торги. В январе 2022 г. основным акционером АО Балушкиным было подано заявление в генеральную прокуратуру по факту рейдерства и было возбуждено уголовное дело, по которому в настоящее время антикоррупционной службой по ВКО осуществляется досудебное расследование. По указанию прокуратуры ВКО, исполнительные производства, возбуждённые в отношении АО, были изъяты антикоррупционной службой ВКО и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств».
Мягко говоря, вызывает сомнение и стартовая сумма лота за предприятие, стоимость которого при передаче завода в залог банку была оценена почти в 30 миллиардов тенге в ценах 2018 года. Создаётся впечатление, что затея с «торгами» по делу о взыскании задолженности в пользу акционерного общества First Heartland Jysan Bank как таковая понадобилась исключительно для того, чтобы легализовать разбойничий захват предприятия и его передачу «правильным» людям. Ведь вышеупомянутое «акционерное общество» – не более чем сменивший вывеску тот самый «Цесна Банк», с неслучайных курбетов которого и начались пять лет назад хождения по мукам группы БИПЭК…
По мнению Анатолия Балушкина, с которым сложно не согласиться, «вся схема по уничтожению компании в Казахстане – запредельное рейдерство, признать которое рано или поздно придётся. Даже если торги состоятся, потенциальные покупатели должны осознавать, что мы продолжим опротестовывать все действия захватчиков. Это банальное воровство».
Будет ли положен конец беспределу, удастся ли хотя бы частично восстановить справедливость, либо же всевозможные Мамины, Масимовы, Скляры и их многочисленная обслуга будут иметь возможность и далее обогащаться за счёт незаконно присвоенного и разграбленного чужого имущества? Думается, не будет преувеличением сказать, что от ответа на этот вопрос будет зависеть не только экономическое будущее Казахстана, но и до определенной степени – климат доверия в двусторонних отношениях с Россией. Либо же – его отсутствие.
Тимур Громов