25 сентября президент Турции Реджеп Эрдоган совершил визит в Нахичевань, где он встретился с коллегой из Баку Ильхамом Алиевым.
Как пишет Hurriyet, турецкий лидер также ответил на вопросы журналистов в самолете по пути домой. Заявив, что Зангезурский коридор обеспечит прямую связь Турции с Азербайджаном, он сказал: «Установление прямой связи с Нахчываном и другими регионами Азербайджана посредством наземных и железнодорожных линий укрепит наши отношения. По этой причине мы сделаем все возможное, чтобы его открыть… Реализация этого коридора, который очень важен для Турции и Азербайджана, является стратегическим вопросом и должна быть завершена».
«Если говорить о железнодорожной связке, то поезда из Турции будут следовать в Нахчыван и оттуда транзитом через Армению в Азербайджан. Если Армения не согласится на это, то коридор пройдет через Иран. Иран позитивно относится к этому», – также заявил президент Турции журналистам по возвращению из Азербайджана.
На самом деле, слова турецкого президента не вполне соответствуют текущей региональной реальности.
«Зангезурский коридор» («Сюникский коридор» или «Мегринский коридор» – продвигаемый Азербайджаном проект транспортного коридора длиной около 40 км через территорию Сюникской области Армении для обеспечения транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и его эксклавом Нахичеванской Автономной Республикой. Эта концепция особенно активно продвигалась Баку и Анкарой после окончания Второй Карабахской войны, в то время как Армения постоянно возражала против неё, утверждая, что «коридорная логика» отклоняется от подписанного в трёхстороннем порядке заявления лидеров Азербайджана, Армении и России о прекращении огня.
20 апреля 2021 года Ильхам Алиев заявил: «Создание Зангезурского коридора полностью отвечает нашим национальным, историческим и будущим интересам. Мы воплотим в жизнь Зангезурский коридор, хочет того Армения или нет. Если захочет, то решим проще, если не захочет – решим силой. Так же, как до войны и во время неё, я говорил, что они должны по доброй воле убраться с наших земель, или мы выдворим их силой. Так и случилось. Такой же будет и судьба Зангезурского коридора».
По словам пресс-секретаря МИД Азербайджана Лейлы Абдуллаевой, в интервью от 20 апреля Ильхам Алиев говорил о возможном реваншизме против в Армении и возможных угрозах территориальной целостности своей страны, добавив, что «это вопрос национальной обороны, вопрос национальной безопасности».
Зангезурский коридор, пролегающий по территории Азербайджана, Армении, Нахичеванской автономии и подходящей к границе Ирана с перспективой продолжения пути в Турцию, не устраивает Иран, так как тот не хочет, чтобы его северный сосед полностью контролировал этот коридор и перекрыл Ирану связь с Арменией.
Однако, если часть Зангезурского коридора пройдет через Иран в обход Армении, это может устроить иранскую сторону.
Иран будет получать деньги за транзит грузов из Азербайджана и Турции в Нахичевань и обратно и будет контролировать этот транзит.
По словам Эрдогана, когда коридор в обход Армении будет открыт, «автомобиль или поезд, выезжающий из Баку, сможет прибыть прямо в Карс», и со стороны Ирана уже поступают «позитивные сигналы» по поводу реализации этого проекта.
Ранее о том, что на случай отказа Армении от реализации проекта Зангезурского коридора у Баку есть «план Б», говорил глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов. По его словам, этот план создаст преимущества для стран, по территории которых пройдёт альтернативный коридор в Нахичеванскую автономию, а Армения в таком случае «просто выпадет из числа выгодополучателей».
Но делиться с Ираном прибылями от стратегически важного транзита Турция и Азербайджан станут, как нам кажется, в самом крайнем случае, когда иных вариантов не останется.
Проложить Зангезурский коридор мытьем или катаньем – цель номер один для двух этих стран, маскирующих свою истинные замысли и интересы под миролюбивой риторикой.
Нельзя напрочь исключить, что Азербайджан силой занять нынешнюю Сюникскую область Армении, как в свое время Третий Рейх силовым путем «решил вопрос» с Данцигским коридором.
После Первой мировой войны Польша получила так называемый Данцигский коридор (Польская Померания, Поморье), отделивший Восточную Пруссию от остальной Германии. По критерию национальности жителей образованного на этих землях в 1919 году Поморского воеводства передача была вполне оправданна: лишь немногим более 19% его жителей были этническими немцами (175 тысяч человек согласно переписи 1921 года, более половины немцев края к тому времени выехали в Германию).
Германия и до Гитлера строила планы если не вернуть Поморье, то хотя бы добиться от Польши права упрощённого транзита через Данцигский коридор. Гитлер в октябре 1938-го, сразу после Мюнхенского сговора и захвата Польшей Тешина, предложил полякам построить автостраду, соединяющую Германию и Восточную Пруссию. Причём трасса должна была бы иметь экстерриториальный статус.
Поляки отказались и тогда…
31 августа 1939 года пресса Германии сообщила: «…в четверг приблизительно в 20 часов помещение радиостанции в Гляйвице было захвачено поляками». На самом же деле это были переодетые в польскую форму эсэсовцы во главе с Альфредом Науйоксом.
1 сентября 1939 года войска Германии вторгаются в Польшу. В тот же день в Рейхстаге выступает Гитлер в военном мундире. В оправдание нападения на Польшу Гитлер ссылается на инцидент в Гляйвице.
При этом он тщательно избегает термина «война», опасаясь вступления в конфликт Англии и Франции, давших Польше соответствующие гарантии. В изданном им приказе говорилось лишь об «активной обороне» против польской агрессии.
Стоит подчеркнуть: мы ни в коем случае не сравниваем нынешних руководителей Турции и Азербайджана с бесноватым фюрером. Это цивилизованные и современные политики, выше всего ставящие толерантность и дружбу между народами региона.
Однако дорога через Зангезур в Турцию важны обеим странам как воздух. И для достижения своих целей они вполне способны применить классическую операцию под ложным флагом и силовым путём занять Зангезур под любым предлогом. Ильхам Алиев сказал об этом вполне открыто.
Для повторения операции «Гляйвиц» нужно одно необходимое и достаточное условие – ликвидация российской военной базы в Гюмри и выход Армении из ОДКБ.
Зная решимость руководства Турции и Азербайджана достичь реализации своих стратегических интересов, можно не сомневаться, что в таком случае транзит через Зангезурский коридор будет открыт, а каким путём – это покажет самое ближайшее будущее.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук