14 октября пресс-служба ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля) отчиталась о готовности к следующим этапам военных действий в Газе: «Батальоны и солдаты ЦАХАЛа развернуты по всей стране и готовы к следующим этапам военных действий с упором на масштабную наземную операцию. Сейчас силы ЦАХАЛа, опираясь на обширные логистические усилия и завершая мобилизацию сотен тысяч резервистов, готовятся к реализации широкого спектра наступательных оперативных планов, которые включают среди прочего комплексное и скоординированное нападение с воздуха, моря и земли». В этот же день стало известно об ударе с воздуха по колонне палестинских беженцев, оказавшихся запертыми в узком коридоре на пути к закрытому КПП «Рафах» на границе с Египтом. Как отмечает в этой связи один из телеграм-каналов, «с военной точки зрения не было никакого смысла наносить удар по колонне безоружных женщин, детей и стариков, которые к ХАМАСу не имеют никакого отношения, и на случайность не спишешь – били высокоточкой. Налицо в чистом виде циничная и намеренная провокация для эскалации взаимной ненависти и разрастания пожара большой войны».
Остаётся всё меньше сомнений в намерении израильтян очистить Газу от местного арабского населения (2/3 которого – потомки изгнанных израильтянами граждан) или, во всяком случае, от его большей части, путём создания невыносимых условий для жизни с насильственным перемещением в Египет. Прикрываясь военными целями, ЦАХАЛ продолжает авиаудары по критически важной инфраструктуре, стирая с лица земли целые кварталы жестокими бомбардировками при практически полном бездействии пресловутого «международного сообщества» в попытках остановить гуманитарную катастрофу на грани геноцида. Более того, сравнивая правящую в Газе партию ХАМАС (созданную во второй половине 1980-х годов не без участия западных и израильских спецслужб) с запрещённым в России «Исламским государствам», глобальные СМИ оправдывают массовые убийства гражданских лиц борьбой с так называемым «абсолютным злом», полностью игнорируя военные преступления и многолетнюю политику апартеида в отношении палестинских арабов со стороны сионистского режима.
Напомним, палестинский вопрос был вынесен на обсуждение в Организацию Объединенных Наций после Второй мировой войны. 29 ноября 1947 г. принимается резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины на два государства – еврейское и арабское. Это означало интернационализацию проблемы, что вполне логично с учётом геополитического, геоэкономического и символического значения «Святой земли» – средоточия нескольких мировых религий. Отсутствие по сей день полноценного Палестинского арабского государства, с чёткими границами с Израилем и другими соседями, по-прежнему остаётся без внимания со стороны стран-членов Совета Безопасности ООН и, в целом, этой структуры. Без внимания остаются также всё более регулярные обстрелы и комбинированные удары Израиля по Сирии и Ливану, что, естественно, укрепляет Тель-Авив в собственной безнаказанности.
Причем на территории этого несостоявшегося в должной мере государства по-прежнему создаются израильские поселения, что провоцирует всё новые конфликты, причём на собственно израильской территории арабские поселения, разумеется, не создаются…
Известно, что традиционная политическая разобщенность арабских стран, как и активное наведение ими «мостов» с Израилем, в том числе в сферах транзита нефти и железнодорожных проектов, со стороны весьма влиятельных в арабском мире Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна тоже способствуют колониальной политике Тель-Авива на оккупированных палестинских территориях.
По имеющимся данным, периодически возобновляется с конца 2010-х перекачка аравийской нефти по нефтепроводу – через Иорданию – в порт Хайфа не севере Израиля (и на местный нефтеперабатывающий завод) и через север Израиля в южно-ливанский порт Сайда. Кроме того, используется трансизраильский нефтепровод порт Эйлат (Красное море) – порт Ашкелон (Средиземное море) для транзита аравийской нефти, что также способствуют аннексионистской политике Израиля в арабской части Палестины.
К тому же и границы «эфемерного» арабского государства Палестины (АГП) односторонними действиями Тель-Авива только на начальном этапе были урезаны более чем треть: например, и речи нет о включении в состав АГП обширного региона Галилея (между Хайфой и Ливаном), объявленного ООН 29 ноября 1947 г. частью того же государства. Ибо этот регион оккупирован Израилем ещё в 1949-50 гг., и именно с этой территории наносятся израильские удары по Ливану; оттуда же израильские войска периодически вторгаются в Ливан.
Уже только упомянутые факторы постоянно провоцируют конфликты в Палестине, «стимулируя» радикальные палестинские группировки на террор и иные акции, кульминацией которых стало нападение из Газы на приграничные поселения на юге Израиля и всё, что последовало вслед за этим.
В этой связи, примечателен доклад о положении в арабской части Палестины, представленный ещё в конце октября 2022 г. генассамблее ООН уполномоченный ООН по вопросам прав человека в этой части Палестины Франческа Альбанезе: «…Израильская оккупация имеет поселенческо-колониальный характер. Она более 55 лет препятствует осуществлению права на самоопределение палестинского народа, умышленно проводя "де-палестинизацию" оккупированной территории». Кроме того, оккупация «ставит под угрозу культурное существование палестинского народа путём уничтожения или присвоения символов, выражающих палестинскую идентичность. Оккупация также нарушает способность палестинцев к самоорганизации, путем подавления палестинской политической, правозащитной деятельности и активизма». Документ призывает к «смене парадигмы», что подразумевает отказ от «нарратива конфликта» между израильтянами и арабами Палестины, и «признание «намеренно захватнической, сегрегационной и репрессивной поселенческо-колониальной оккупации со стороны Израиля».
С этой очевидностью, решительно противоречащей экспансионистским устремлениям радикальных израильских элит, соглашаются многие эксперты. «Проблема возвращается к тому, что на территории Палестины должно быть сформировано палестинское государство с собственной территорией, с собственной администрацией, с собственным суверенитетом, – полагает востоковед Кирилл Семёнов. – Мне кажется, это единственный выход. Иначе Израиль продолжит получать жесткие варианты ответа».
Американцы всегда были традиционными главными военными союзниками израильтян, напоминает историк Евгений Спицын. Кроме того, «им надо создать ещё один очаг напряжённости и хаоса, и не дать возможности возникнуть на Ближнем Востоке единой коалиции государств, у которых с Россией сейчас довольно тесные, можно даже сказать дружеские отношения…» Не исключена и самостоятельная игра британцев, интересы которых зачастую расходились с заокеанским «большим братом». Всю первую неделю «Шторма Аль-Акса» правительство предпочитало Риши Сунака отмалчивалось под предлогом активных консультаций с союзниками и партнёрами, а также мониторинга общественных настроений, что вызвало недовольство в еврейской среде, как и жёсткая позиция одного из основных спонсоров ХАМАС – тесно связанного с Великобританией эмирата Катар.
Скорее всего, наземная операция ЦАХАЛ в Газе начнётся уже в ближайшие часы (по некоторым данным, она уже началась). В любом случае, можно предположить, что даже в случае поголовного изгнания палестинцев Газы спираль насилия на Святой Земле будет закручиваться и далее, рано или поздно перекинувшись на Западный берег, в Иерусалим (особенно на фоне ширящихся слухов строительства Третьего Храма на месте мечети Аль-Акса на Храмовой горе) и на границы Израиля.
Алексей БАЛИЕВ