Начиная с 24 сентября, в течение 7-8 календарных дней Армения приняла 100 632 вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха. До этого в течение более чем девяти месяцев Лачинский коридор – единственная дорога, связывающая Карабах с Арменией, был заблокирован азербайджанской стороной. Сначала это были экоактивисты, а затем и азербайджанские военные и пограничники, которые установили КПП у моста Хакари в Лачинском коридоре.
После проведения ВС Азербайджана «локальной антитеррористической операции» 19-20 сентября в Карабахе, что, по сути, стало прямым нарушением трёхстороннего соглашения 2020 года, действующее руководство непризнанной Нагорно-Карабахской республики вынужденно согласилось с роспуском своих сил самообороны и упразднило все свои государственные органы.
24 сентября Лачинский коридор был открыт ВС Азербайджана для пропуска населения Карабаха в Армению. По сути, прибывшие в Армению люди являются беженцами, однако чисто юридически таковыми они считаться не могут, т. к. имеют на руках паспорта Республики Армения. Поэтому и используется термин «вынужденные переселенцы».
Как справляется Ереван с этим мощным человеческим потоком? Ведь если экстраполировать эту ситуацию на более крупные по численности населения страны, то цифра в 100 тыс. человек вылилась бы для них в миллионы.
Менее чем 3-миллионная Армения пусть с большим напряжением сил, но достаточно успешно справляется с первым этапом приема соотечественников. Правительству удалось организовать три первичных приемно-распределительных и регистрационных пункта в Корнидзоре, Горисе (Сюник) и Вайке (Вайоцдзор). Здесь прибывшие регистрировались и получали первую помощь, в том числе медицинскую, питание, одежду, могли бесплатно дозаправить свои автомобили и пр. Людей направляли по всей стране в гостиницы, хостелы, частные дома и квартиры, санатории, специально оборудованные помещения для приема и пр.
Граждане страны собирали и предоставляли вынужденным переселенцам товары первой необходимости и даже обеспечивали им временный приют. Многие просто принимали беженцев у себя дома. Эта работа осуществлялась не только со стороны представителей государственных структур, но и более чем 1200 волонтеров. Сейчас стало очевидно, что без волонтёров работа по первичному приему вряд ли была бы успешной.
Международные партнёры Армении вынуждены признать, что они не видели такого случая, чтобы за неделю в страну прибыло 100 тысяч беженцев, составляющих свыше 3% от общей численности населения страны, и принимающая сторона могла бы принять их всех, не создавая лагерей беженцев и палаточных поселений.
Следует особо отметить, что с этим первичным этапом Армения справилась в основном самостоятельно. Зарубежная помощь в виде материальных и финансовых средств стала поступать позже, и она пока исчисляется суммой около 35 млн евро, которую предоставили США, ЕС, Франция и другие страны. Российская гуманитарная помощь поступает через «Русскую гуманитарную миссию», «Русский дом» в Ереване, фонд «Доктор Лиза», «Российско-армянский центр гуманитарного реагирования» и другие. Помощь оказывают также российские компании, работающие в Армении: «РУСАЛ», ЗАО «Газпром Армения» и другие. Агентство ООН по делам беженцев запросило 97 миллионов долларов на помощь вынужденным переселенцам из Арцаха, о чём было опубликовано заявление. Отмечается, что помощь необходима для поддержки действий, осуществляемых правительством Армении.
Призыв к финансированию был сделан совместно с другими учреждениями ООН и около 60 партнерскими организациями. С расчетом до конца марта 2024 года составлен шестимесячный план срочного реагирования на ситуацию с беженцами. Он предназначен для 231 тыс. человек: 136 тыс. беженцев (к прибывшим 100 тыс. добавлены те, кто покинул Карабах после 44-дневной войны 2020 года) и 95 тыс. жителей РА, которые поддерживают беженцев и принимают их в своих домах. В проекте также были учтены трудности приближающейся зимы. В заявлении предлагается оказать поддержку в обеспечении продуктами питания и жильем, а также образовании и здравоохранении. Также рекомендуется улучшить предоставление беженцам государственных услуг.
Почти все прибывшие уже получили единовременную помощь из расчета 100 тыс. драм (около 230 долл.) на человека, вне зависимости от возраста. В ближайшие 6 месяцев ожидаются и иные выплаты: для оплаты съемного жилья (по 40 тыс. драм) и коммунальных услуг (10 тыс. драм). Кроме того, правительство будет выплачивать стипендии студентам из Карабаха, которые перевелись в вузы и колледжи Армении после 24 сентября. Также правительство покроет часть оплаты за обучение этих студентов в вузах и колледжах.
Что касается школьников, то они без больших проблем имеют возможность продолжить обучение по новому месту жительства. Общая численность детей дошкольного и школьного возраста составляет почти 30 тыс. человек, часть из которых нуждается в психологической реабилитации, оказываемой по мере возможности. Ещё 20 тыс. – пенсионеры, значительная часть переселенцев – сельские жители. Начата системная работа по предоставлению работы прибывшим – прежде всего, речь идет о врачах и медицинских работниках, преподавателях школ и воспитателях детских садов, сотрудниках государственных органов.
Небогатая республика уже выделила 100 млн долларов из своего бюджета для поддержки вынужденных переселенцев. Но этого недостаточно, поэтому она надеется на некоторую бюджетную поддержку от Европейского союза.
В этой связи возникает вполне естественный вопрос об общей ситуации в финансовой сфере в стране в столь сложной ситуации?
28 сентября правительство одобрило проект закона «О государственном бюджете Республики Армения на 2024 год», представленный министром финансов Ваге Ованнисяном. «Мы утверждаем бюджет в таких условиях, когда у нас есть десятки тысяч вынужденных переселенцев, мы должны обеспечить им необходимую первичную помощь, а в среднесрочной перспективе – обеспечить их достойную жизнь в Республике Армения, – отметил министр. – На данный момент, не имея четкого представления о количестве желающих переехать в Армению, мы заложили в бюджете отдельную строку для вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха, где изначально запланировали 10 млрд драмов (23 млн $), на более поздних этапах обсуждения бюджета при необходимости эта сумма будет увеличена».
Темпы экономического роста и активности продолжают оставаться высокими: на протяжении всего года сохранялся двузначный экономический рост, утверждают в правительстве. По сравнению с 2018 годом (приход к власти правительства Н. Пашиняна) государственный бюджет на 2024 год увеличился более чем в два раза.
По мнению экспертов Fitch Ratings, расходы, связанные с беженцами, могут еще больше возрасти, учитывая более высокие капитальные вложения и социальные расходы, вызванные притоком беженцев (используется именно этот термин), эквивалентным 3% населения страны. Вместе с тем в настоящее время едва ли можно ожидать новых мер по увеличению доходов для поддержки беженцев со стороны правительства в 2023-2024 годах. Отчасти это объясняется тем, что Армения уже получила обещанную финансовую помощь от США, ЕС и других источников на интеграцию беженцев в размере не менее 27,7 млрд драмов (0,7% ВВП) и может получить дополнительную такую помощь в 2024 году.
Кроме того, бюджет Армении в прошлые годы обычно предусматривал трансферты Нагорному Карабаху, которых больше не будет. Предполагается, что суммы, ранее ежегодно направляемые для поддержки бюджета Карабаха, теперь будут перенаправлены на помощь вынужденным переселенцам. Уточнение параметров этих трансфертов, видимо, произойдет до конца календарного года, когда парламент будет принимать бюджет.
«Согласно нашим последним бюджетным прогнозам для Армении в нашем обновленном компараторе суверенных данных, дефицит в 2023 году увеличится до 2,5% ВВП с 2,2% в прошлом году, затем примерно до 3% в 2024-2025 годах. Это включает в себя некоторые дополнительные расходы на беженцев, а потенциальное дополнительное незначительное ухудшение финансового положения может затруднить достижение среднесрочного целевого показателя дефицита в размере 2,5% ВВП. Тем не менее сильный номинальный рост ВВП будет способствовать стабилизации долга Армении в целом», – отмечают эксперты Fitch Ratings. По их мнению, недавние боевые действия не имеют непосредственных негативных последствий для армянских банков, поскольку прямой кредитный доступ сектора к Нагорному Карабаху был ограничен.
Разумеется, процесс адаптации бывших жителей Нагорного Карабаха не всегда и не везде проходит гладко – отсюда и критика. Около двух с половиной тысяч переселенцев из Нагорного Карабаха уже покинули Армению, сообщил Н. Пашинян на одном из заседаний правительства: «Я надеюсь, что они всего лишь навещают своих родных и близких за рубежом для преодоления шокового состояния и через некоторое время вернутся». По мнению экспертов в области миграции, о реальной степени и качестве интеграции вынужденных переселенцев в общество, экономику и социальную систему Армении полноценно можно будет судить не ранее чем через год.