Известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев встревожен тем, что «в Казахстане за последнее время сильно выросла активность салафитских групп. Последние за полтора года лишились части своего политического лобби, но перестроились и вновь перешли в наступление».
«Нужно отметить, что за ними торчат уши не столько глобального Юга, сколько Запада, который начал громко покритиковывать Астану за "давление" на нетрадиционные течения ислама. Мотивация очень даже понятна: усиление активности радикалов будет провоцировать ситуацию в регионе. Заметим, что все главы государств Центральной Азии в последнее время резко критикуют попытки "внешних игроков" дестабилизировать ЦАР. Астану, Ташкент, Бишкек, Душанбе и Ашхабад в этом активно поддерживают Москва и Пекин, против которых, собственно, американцы и играют»,
– пишет Ашимбаев в своем телеграмм-канале.
Салафизм является пуританским, буквалистским и ультраконсервативным исламистским течением внутри суннитского ислама. Термины «салафизм» и «ваххабизм» являются взаимозаменяемыми.
Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) считает, что «Салафия» стала одним из опасных религиозных течений в стране. «Это одно из течений, деятельность которого необходимо запретить», – считает пресс-секретарь ДУМК Онгар кажы Омирбек. По его словам, распространению деятельности салафитов в Казахстане способствуют слабость республиканского законодательства в сфере религии, а также активная пропаганда, проводимая миссионерами из арабских стран.
К сожалению, «быстро выяснилось, что авторитет ДУМК у населения сильно завышен», отмечает Данияр Ашимбаев, поэтому усилия этой уважаемой организации по борьбе с салафитами не дали и не дадут результата.
Число сторонников радикальный воззрений в быстрорастущей демографически стране в последние годы стало увеличиваться, как говорится, не по дням, а по часам, а регионы его распространения расширяться. Тысячи мусульман Мангистауской, Атырауской, Актюбинской областей Казахстана стали «верными сподвижниками идей салафизма», бьют тревогу местные журналисты. Салафизм стал активно распространяться в Южно-Казахстанской области, большинство населения которой проживает в тяжелых социально-экономических условиях. Главными очагами распространения салафизма здесь являются город Шымкент и Сарыагашский район ЮКО.
Данияр Ашимбаев совершенно верно отмечает, что за нашествием салафитов в Казахстан и в целом в Центральную Азию, торчат уши не столько так называемого «глобального Юга», сколько Запада.
В Центрально-Азиатский регион в последние годы вернулись с Ближнего Востока сотни боевиков-салафитов. Вернее сказать, это возвращение было навязано властям республик региона коллективным Западом, который преследует цель хаотизации Центральной Азии.
Подрывные стратегии, осуществляемые руками радикальных джихадистов, до блеска проработаны западными аналитическими центрами. Причем, этот тот случай, когда «под сладкими выражениями таятся мысли коварные».
Так, Международная кризисная группа (Брюссель) рекомендует властям республик Центральной Азии и России «прикладывать дополнительные усилия к сотрудничеству с умеренными, авторитетными исламскими организациями и прочими лицами, включая аполитичных салафитов, которые сейчас ведут очень полезную работу на местах». Схожие рекомендации содержатся в докладе британского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI).
Заметим, «мирные салафиты» встречаются столь же часто, как травоядные тигры или миролюбивые акулы, но «британские ученые» этот факт игнорируют.
В Госдепе США взяли на вооружение эту псевдонаучную демагогию и оказали сильнейшее давление на власти республик Центральной Азии, чтобы те принимали у себя «раскаявшихся боевиков» с Ближнего Востока, в первую очередь салафитов. Иными словами – предложили полюбить и приютить не просто рядовых боевиков, а убежденных исламистских радикалов, таких, которые ни в теории, ни в практике мирными не становятся.
Так, 16 декабря 2019 года в ходе встречи госсекретаря США Майка Помпео с министром иностранных дел Казахстана Мухтаром Тлеуберди была затронута тема «глобального лидерства Казахстана в области репатриации и реинтеграции своих граждан из Сирии» и высоко оценены «шаги, принятые Казахстаном для обмена опытом с другими странами». В чем же заключалась «очень полезная работа» салафитов «на местах»?
Известный эксперт по радикальному исламу, сотрудник американского аналитического центра The Modern Diplomacy Уран Ботобеков в январе 2021 года опубликовал доклад «Anti-Russian Ideology of Central Asian Salafi-Jihadi Groups: Causes and Consequences»,в котором рассказал о подрывной деятельности окопавшихся в Сирии лидеров салафитов. В 2011 году, после начала гражданской войны в Сирии, сотни радикальных исламистов из Центральной Азии по призыву запрещённой в России «Аль-Каиды» совершили хиджру (переселение) в Сирию. В итоге северо-западная сирийская провинция Идлиб стала настоящим убежищем для мухаджиров (переселенцев) из бывшего Советского Союза и из китайского Синьцзяна.
Идлиб стал столицей салафитов, которые развернули там свою радикальную пропаганду. Так, один из лидеров тамошних мухаджиров, некто Абу Салох, призывает своих сторонников создавать религиозно «чистые» общины, управляемые строго салафитским толкованием шариата. Уран Ботобеков называет его «пламенным голосом антироссийской идеологии». Абу Салох призывает своих адептов к созданию в Центральной Азии исламского халифата. Еще один салафитский идеолог, Абу Юсуф Муходжир, призывает мусульман Центральной Азии и России делать финансовые пожертвования для джихада – мол, «если трудовые мигранты из Центральной Азии в России сделают финансовые пожертвования для поддержки джихада, то это искупит их грехи». Он также призвал мусульман бывшей советской Средней Азии не становиться рабами русских кафиров (неверных).
Салафитские активисты организуют прямые медиа-трансляции, интервью с лидерами центральноазиатских и кавказских групп салафитов-джихадистов на YouTubeи и в Instagram (запрещена в России), распространяют богословские сочинения идеологов запрещённой в России «Аль-Каиды». «Несмотря на то, что центральноазиатские джихадисты считаются маленьким винтиком в транснациональной суннитско-джихадистской сети, они фактически разрабатывают и распространяют антироссийскую идеологию на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке вместе с чеченскими и уйгурскими джихадистами», – пишет Ботобеков. Казахские салафиты политически мотивированы, но «умело конспирируются и не раскрываются», отмечает директор центра прикладных исследований религии «Мысль» Аскар Сабдин.
Принуждая власти республик Центральной Азии к репатриации и адаптации бывших боевиков-салафитов на родину, американские спецслужбы не ставят цели немедленной организации террористических ячеек в регионе. Их задача состоит в том, чтобы вернувшиеся с Ближнего Востока, прошедшие сквозь пламя религиозной войны джихадисты вели идеологическую работу с местным населением, вызывая недовольство светскими властями и готовя ситуацию к грядущей «центральноазиатской весне», которую начнёт прозападная либеральная оппозиция. Затем их вышвырнут из коридоров власти радикальные джихадисты, которых поддержит распропагандированное население.
Казахские салафиты должны были выйти на улицы на втором этапе путча в январе 2022 года, перенести протесты на север страны, а затем разжечь пожар «революционного» джихада в мусульманских республиках и регионов российского Поволжья. Этот сценарий уже начал разворачиваться. В беспорядках в Казахстане участвовали боевики, прошедшие подготовку за рубежом, заявил президент России Владимир Путин во время онлайн-саммита ОДКБ. «Использовались хорошо организованные и четко управляемые группы боевиков, <...> очевидно, прошедших подготовку в лагерях террористов за рубежом», – сказал он.
Своевременное вмешательство союзников Казахстана по ОДКБ предотвратило развитие исламистского переворота в республике.
Реагируя на нынешнюю активизацию салафитов в Казахстане «государство оперативно перестроилось и начало ответную зачистку поля… За наведение порядка взялись сами госорганы, депутатский корпус и общественность», – пишет Ашимбаев.
Однако, пока никакой системной работы со стороны казахстанских властей по борьбе с религиозными радикалами, причем совершенно чуждыми местной религиозной идентичности, не просматривается даже в электронный микроскоп.
Кампанейщина, даже на государственном уровне, может, кончено, загнать салафитов в подполье, но как быть с распропагандированным ими населением, которое не верит властям, не слишком верит функционерам ДУМК и продолжает верить в то, что только приход к власти религиозных фанатиков избавит от нищеты и создаст царство, то бишь халифат справедливости?
Найдут ли казахстанские власти ответ на этот вопрос?
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук