В последнее время на Западе и на Украине считают предпочтительным силовой вариант смены нынешней белорусской власти. Это объясняется тем, что Объединенный переходный кабинет (ОПК) Светланы Тихановской, несмотря на оказанную ему значительную финансовую помощь, не пользуется авторитетом даже у оппозиционно настроенной части населения Белоруссии и неспособен дестабилизировать ситуацию в стране.
Определенные надежды возлагаются на боевиков из полка им. Кастуся Калиновского (ПКК), воюющего в рядах ВСУ против России. В состав полка входят батальоны «Литвин» и «Волат». В конце августа в Киеве прошло закрытое собрание белорусских формирований, воюющих на Украине. Кроме представителей ПКК, в нем приняли участие боевики 79-й отдельной десантно-штурмовой бригады, отряда «Атом», Белорусского добровольческого корпуса.
А уже в сентябре было объявлено о создании нового батальона Western, в состав которого войдут добровольцы из США, Великобритании, Канады, Германии, Португалии, Румынии, Молдавии. Это будут профессиональные военные, в основном бывшие офицеры НАТО с боевым опытом.
На этом фоне кампания по оказанию информационно-психологического давления на военных и общественность Белоруссии набирает обороты. В минувшем июне на белорусской границе было зачитано обращение «калиновцев» к белорусским силовикам с призывом «не выполнять преступные приказы властей». В обращении подчеркивалось, что ПКК «имеет настоящий боевой опыт в условиях самой современной войны» и Вооруженные силы Белоруссии не смогут ему противостоять. Делались заявления о способности «калиновцев» свергнуть «правящий режим». Тогда же в июне командир ПКК Денис Кит Прохоров утверждал, что его подразделение активно готовится к контрнаступлению ВСУ и «орки будут бежать далеко».
Что ж, судьба нацистского контрнаступа сейчас хорошо известна.
Фантазии боевиков поддержала главный редактор сайта Charter97.org Наталья Радина*, по словам которой, «если взять не только полк Калиновского, а и всех белорусов, которые сегодня воюют в составе ВСУ в разных военных частях, то это будут уже несколько тысяч хорошо вооруженных и обученных бойцов, цель которых помочь Украине и освободить Беларусь».
Белорусских оппозиционеров на землю опустили сами украинцы. Глава информационного центра во Львове Юрий Кмить заявил, что «Украина ожидала большего участия белорусов в этой войне с РФ». Он недоумевает, почему только один полк, а не 10? Другой украинский журналист Владимир Цибулько подчеркнул, что пока ПКК – это украинский военный контингент и его задача – освобождение Украины. В Белоруссию он может вернуться с другими силами в случае поражения России.
По данным «Радыё Свабода», в настоящий момент на Украине воюют около полутысячи белорусских добровольцев. Негусто… Кроме того, вызывает сомнение состояние боевой готовности ПКК. «Волат» и «Литвин» понесли большие потери в боях на артемовском направлении. Как сообщил командир учебной базы полка Игорь Кравченко, больше половины прибывших новичков вообще незнакомы с оружием. В одной из последних групп численностью в 22 человека 17 ранее не держали оружие в руках. Многие хотят лишь заработать денег и не скрывают этого.
ПКК пополняется за счет добровольцев, вербуемых и готовящихся в Польше. Похоже, сейчас этот источник иссякает. В сентябре по не оглашаемым публично причинам был временно приостановлен набор рекрутов. Очевидно, мало желающих принимать участие в «мясных штурмах». База для набора сокращается еще и потому, что в польских центрах отбирают наиболее подготовленных боевиков, из них готовят диверсантов, задача которых после переброски через границу на белорусскую территорию осуществлять теракты, готовить схроны с оружием.
Оценивая потенциал белорусских наемников, можно констатировать, что несколько сотен боевиков – не та сила, которая может угрожать белорусским властям. Да и сомнительно, что руководство ВСУ в условиях нехватки личного состава позволит ПКК отвлекаться на решение задач на белорусском направлении, рискуя к тому же спровоцировать Вооруженные силы РБ на ответный удар.
Спикер ВСУ Юрий Игнат в эфире национального телемарафона заявил, что Украина усиливает оборону на белорусском направлении. По его словам, на белорусской территории Россия держит зенитно-ракетные комплексы, ОТРК «Искандер», авиацию. По мнению Киева, нет гарантий, что со стороны Белоруссии не будет атак, поэтому Украина развернула на северных границах группировку войск, усилила ПВО и заграждения различных типов, включая минные.
Не складываются отношения ПКК с ОПК Тихановской. Принимая участие в совместных мероприятиях оппозиции, «калиновцы» заявляют о «системном кризисе» этой структуры. Особая критика высказывается в адрес Валерия Сахащика, члена ОПК, курирующего вопросы обороны и национальной безопасности. Бывший командир отдельной десантно-штурмовой бригады в Бресте так и не выполнил свое обещание оказать ПКК помощь военным снаряжением и финансами.
Растущую озабоченность «калиновцев» вызывает отсутствие прогресса в налаживании ОПК диалога с руководством Украины. Этому не способствовало и открытие в Киеве «миссии демократической Беларуси», которую возглавил Геннадий Манько.
Оценивая сложившуюся ситуацию, западные эксперты приходят к неутешительному выводу, что реализации планов белорусской оппозиции может способствовать лишь поражение России в войне с Украиной. А на ближайшую перспективу им остается только надеяться на неудачные для белорусских властей результаты парламентских выборов, запланированных на 25 февраля 2024 г.
Артём Карпович, по материалам: Ритм Евразии