В Польше продолжается война с собственной историей, из которой пытаются вырвать страницы, рассказывающие о подвиге советского солдата-освободителя. Новым свидетельством этого позорного для нации деяния стало осквернение в Щецине Памятника благодарности Красной Армии, установленного на одной из центральных площадей. Неизвестные вандалы разбили надгробия на могилах советских солдат. Это уже второй акт вандализма в Щецине за последние месяцы. В сентябре минувшего года были похищены звезды с пяти надгробий на кладбище, где покоятся свыше трех тысяч советских воинов.
МИД России заявил Варшаве решительный протест. «Польская сторона, не обеспечивая защиту монументов, связанных с нашей историей, демонстрирует полное безразличие к межгосударственным соглашениям, участником которых она является», – говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства. Как подчеркивается в заявлении, Варшава грубо нарушает положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22 мая 1992 года о дружественном добрососедском сотрудничестве, в котором обе стороны обязуются охранять памятники, объект уважения и памяти.
«Частота, с которой совершаются акты вандализма, их циничный характер, а также то, что они происходят при попустительстве и даже прямом подстрекательстве польских властей, дают основания говорить о том, что мы имеем дело с государственной политикой, основанной на историческом ревизионизме. Заявляем польской стороне решительный протест», – подчеркнули в МИД РФ. Министерство иностранных дел России потребовало найти и наказать виновных, восстановить первоначальный облик мемориала, а также принять меры для недопущения подобных инцидентов в будущем.
Отношение польских властей к сохранности памятников воинам Красной Армии в Польше давно уже вызывает тревогу Москвы. Не далее как в декабре 2015 года Госдума приняла заявление о недопустимости осквернения захоронений советских воинов в Польше и призвала польский Сейм положить конец «войне с памятниками». Проект документа был внесен лидерами всех парламентских фракций. Депутаты выразили «глубокое возмущение в связи с осквернением и разрушением в Республике Польша захоронений, надгробий, памятников, мемориальных сооружений, увековечивающих память советских воинов, отдавших свои жизни за освобождение страны от фашизма».
Борьба с памятниками советских воинов приняла в Польше в последние годы невиданный размах. По словам Ежи Тыца, основателя и руководителя организации «Курск», которая на общественных началах ремонтирует в республике мемориалы, посвященные советским солдатам, около половины монументов, установленных в Польше после Второй мировой войны в память о подвигах Красной Армии, уже исчезли или постепенно разрушаются, демонтируются и исчезают. «Доходит до абсурдных ситуаций, когда власти поясняют демонтаж памятника его плохим техническим состоянием, хотя они сами должны о нем заботиться», – сказал Ежи Тыц. По его оценке, из сохранившихся мемориалов менее половины находятся в хорошем состоянии, остальные – в среднем и неудовлетворительном.
Еще 20 лет назад в стране было около 600 памятников советским воинам, а сегодня уже вдвое меньше. Тенденция ясна: подобных мемориалов не должно быть.
Вот только несколько наиболее одиозных случаев. В городе Нова Суль (Любушское воеводство) снесен памятник, символизировавший братство по оружию бойцов Красной Армии и Войска Польского. В Лиманове (Малопольское воеводство) демонтирован памятник благодарности Красной Армии. «Четверо спящих» – прекрасный памятник советско-польскому братству по оружию, демонтированный под предлогом строительства метро, уже не вернется на место, по решению городских властей. В Пененжно демонтирован памятник прославленному советскому генералу Черняховскому, погибшему при освобождении этого города. И вообще, «патриотически» настроенная часть интеллигенции считает, что «в Варшаве не должно быть памятников Красной Армии, которая оккупировала Польшу».
Что и говорить, короткая память у нынешних польских правителей, у «патриотов» страны, чувство благодарности им не знакомо. А ведь именно Красной армии Польша, обреченная в годы войны фашистами на полное уничтожение, обязана самим фактом своего существования.
Забыли и о том, с какой твердостью в спорах с западными союзниками, не желавшими расширения Польши за счет немецких земель, отстаивал Сталин ее сегодняшние границы, благодаря этому немецкий город Мельзак стал польским Пененжно, а прусский Штеттин превратился в польский Щецин.
Национальная память поляков специфична: долго помнится плохое, а добро – быстро забывается. Стоит, например, вспомнить, как, выполняя приказ Москвы, маршал Конев, командовавший войсками при взятии Кракова, запретил артподготовку и бомбардировку с воздуха, дабы не нанести ущерба древнему городу, польской святыне. В результате под шквальным огнем фашистов советские солдаты были вынуждены, что называется, «голыми руками», с одними автоматами наперевес, брать город.
Тут к месту вспомнить, что американцы и англичане о сохранности исторических памятников во время войны и не задумывались. Карта Дрездена просто бы расчленена на квадраты и авиация механически бомбила согласно схеме, превратив в руины Дрезден со всеми его многочисленными историко-культурными ценностями, тысячами мирных жителей.
После окончания Второй мировой войны одна из улиц Кракова была названа именем маршала Конева, на ней установили памятник знаменитому советскому полководцу-спасителю города. Но в 1991 году памятник был демонтирован, а улица переименована. Такова польская благодарность.
Забыто и то, что Папа Римский Иоанн Павел Второй, посетив в 1979 году Освенцим, отдал особую дань сначала польской мемориальной плите, а затем – плите с надписью по-русски. Понтифик оставил такие воспоминания: «Я остановился перед мемориальными плитами в память о жертвах. Там были надписи на разных языках… Я остановился в глубоком размышлении перед двумя плитами с надписями – в том числе и на русском языке…История участия Советского Союза в этой войне была сложной. Однако нельзя забывать о том, что русских было больше всего среди людей, трагически потерявших жизнь».
Этих «трагически потерявших жизнь» людей – советских бойцов, погибших за освобождение Польши, было более 600 тысяч. Поляки, оставаясь одним из самых религиозных народов мира, не боясь Пана (Бога), глумятся над памятью погибших освободителей, над их могилами…
Валерий Александров